Решение по делу № 2а-8179/2018 ~ М-5406/2018 от 05.09.2018

     № 2а-8179/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2018 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Медведевой П.В.,

с участием административного истца Копылова О.В., его представителя Туревич А.И.,

представителя административного ответчика Вороновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Копылова О.В. к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Копылов О.В. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Копылов О.В. обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении административному истцу временного убежища отказано. Уведомление об отказе в предоставлении временного убежища Копылов О.В. получил ДД.ММ.ГГГГ. С указанным решением административный истец не согласен, полагает, что административным ответчиком необоснованно не приняты во внимание гуманитарные основания, которые не позволяют административному истцу выехать в страну гражданской принадлежности – Украину. В Россию Копылов О.В. прибыл из <данные изъяты>, расположенного на территории Крыма, и не имеет возможности вернуться на территорию своего происхождения, так как в настоящее время Крым является частью России. Копылов О.В. также не может воспользоваться правом на получение гражданства России, которое предоставлено лицам, проживавшим в Крыму на момент присоединения Крыма к России, поскольку по состоянию на март 2014 года проживал в России. С регистрационного учета в Крыму Копылов О.В. был снят в 2005 году в связи с выездом в Россию. Административный ответчик вынуждает Копылова О.В. выехать в страну, с которой на сегодняшний день он не имеет никаких связей, там нет ни жилья, ни родных, на знакомых, ни какого-либо источника средств к существованию. Копылов О.В. опасается, что в связи с наличием устойчивых связей с Россией (в России поживают все его родные, он длительное время жил в России, по национальности русский, является носителем русского языка и культуры), он может столкнуться с дискриминационным отношением, нарушением его прав и преследованием со стороны украинских националистов. Административный истец просит признать незаконным решение ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Копылову О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, временного убежища на территории России; обязать административного ответчика устранить нарушение прав и свобод заявителя путем предоставления Копылову О.В. временного убежища на территории России в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании административный истец Копылов О.В., его представитель Туревич А.И. исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Воронова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела. Заявила о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ.

Как установлено п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 4528-1, беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 названного Федерального закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (ч. 1).

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (ч. 2).

Как предусмотрено п. 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274) решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Конституционный суд РФ в определении от 30.09.2010 № 1317-О-П указал, что по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации (п. 2.2).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Копылов О.В. обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки по данным Автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан МВД России установлено, что гражданин Украины Копылов О.В. на территорию Российской Федерации прибыл ДД.ММ.ГГГГ через КПП пересечения государственной границы РФ «Красноярск (Авиа)». Личность Копылова О.В. удостоверена национальным паспортом гражданина Украины серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в котором проставлена отметка о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Копылов О.В. проживал на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления Копылова О.В. о предоставлении временного убежища усматривается, что по указанному выше адресу проживают родители истца.

Копылов О.В. состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Копылов О.В. неоднократно судим: <данные изъяты>

Постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, Копылов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в форме принудительного перемещения через государственную границу Российской Федерации, с помещением в ЦВС ИГ ГУ МВД России по Красноярскому краю до исполнения постановления суда об административном выдворении за пределы РФ.

Постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении заявления адвоката Копылова О.В. - Туревич А.И., о прекращении исполнения постановления Кежемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части принудительного выдворения за пределы РФ.

Определением Кежемского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления адвоката Копылова О.В. - Туревич А.И. о прекращении исполнения постановления Кежемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части принудительного выдворения за пределы РФ, дальнейшее содержание Копылова О.В. в ЦВС ИГ ГУ МВД России по Красноярскому краю признано незаконным и необоснованным, Копылов О.В. освобожден из ЦВС ИГ ГУ МВД России по Красноярскому краю.

Необходимость в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации Копылов О.В. обосновал угрозой личной безопасности, преследованием по национальному признаку, ведением военных действий на Украине.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Анализируя положения ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах», суд находит, что Копылов О.В., не имея оснований для признания его беженцем, для получения временного убежища на территории Российской Федерации должен доказать, что он не может быть выдворен за пределы территории Российской Федерации из гуманных побуждений.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности, куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни и свободы лица вследствие голода, эпидемий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничижающих достоинство видов обращения и наказания.

Копыловым О.В. не представлено суду доказательств того, что на территории Украины он может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Кроме того, Копылов О.В. не сообщает о наличии у него проблем со здоровьем, требующих экстренной медицинской помощи, препятствующих его выезду за пределы РФ. Медицинских документов, подтверждающих беспомощное состояние и невозможность передвижения истца, административным истцом не представлено.

Отсутствуют в материалах дела и документы, подтверждающие преследование Копылова О.В. со стороны украинского населения или украинских властей и наличие реальной угрозы его жизни и здоровью на территории гражданской принадлежности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также принимает во внимание, что Копылов О.В., находясь на территории России с 2001 года, официально трудоустроен не был, после истечения срока пребывания на территории РФ мер к получению разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации не принял.

Копылов О.В. при обращении с заявлением о предоставлении временного убежища указал, что на территории Украины политической, религиозной, военной или общественной деятельностью не занимался, жертвой негуманного обращения либо насилия не становился, об угрозах в свой адрес не сообщил.

Убедительных доводов, указывающих на наличие объективных причин опасения стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения на территорию Украины, не представил.

Обращение Копылова О.В. с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации спустя 17 лет с момента прибытия в Россию свидетельствует об отсутствии опасения заявителя за свою жизнь и здоровье.

Таким образом, Копылов О.В. не привел доводов и фактов преследования его на Украине по признакам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» либо негуманного отношения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводам о том, что решение административного ответчика, которым административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является законным и обоснованным; данное решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, признаками формальности не обладает, чрезмерным или неоправданным вмешательством государства в жизнь заявителя не является; при вынесении оспариваемого решения административным ответчиком были учтены все существенные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения, указанное решение принято при соблюдении должного баланса личных и публичных интересов.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Копылова О.В. к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным решения ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности на ГУ МВД России по Красноярскому краю предоставить Копылову О.В. временное убежище на территории Российской Федерации, суд полагает необходимым отказать.

В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).

Как следует из материалов дела, уведомление об отказе в предоставлении временного убежища Копылов О.В. получил 08.05.2018 года, административный иск направлен в суд 08.06.2018 года. Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Копылова О.В. к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным решения ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности на ГУ МВД России по Красноярскому краю предоставить Копылову О.В. временное убежище на территории Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий:                            Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья: Н.Н. Горпинич

2а-8179/2018 ~ М-5406/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Копылов О.В.
Ответчики
ГУ МВД РФ по Красноярскому краю
Другие
Туревич А.И.
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Горпинич Наталья Николаевна
05.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2018[Адм.] Судебное заседание
24.12.2018[Адм.] Судебное заседание
28.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее