Дело № 2-159/1/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации.
п. Выгоничи 10 июля 2017 года.
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Терехова А.С.,
при секретаре Акуловой Н.В.,
с участием
представителя истца Прохоренко Ю.С.,
представителя ответчика Вольфиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Выгоничского района о понуждении к совершению действий по организации водоснабжения населения <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выгоничского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в марте 2017 года прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о нарушении их прав при обеспечении питьевой водой. Проверкой установлено, что на территории <адрес> находятся три общественных водяных колодца, расположенных в районе домов <адрес>. Согласно информации Роспотребнадзора, в ходе проверки данных колодцев были выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, выразившиеся в их ненадлежащем оборудовании, а также в неудовлетворительном качестве питьевой воды. Также, согласно информациям администрации <адрес> от <дата> и Лопушской сельской администрации вышеуказанные объекты децентрализованного водоснабжения были построены в неустановленное время местными жителями <адрес>, право собственности на данные объекты не зарегистрировано. На балансе органов местного самоуправления колодцы не состоят. Непринятие администрацией <адрес> в складывающейся ситуации необходимых мер по организации водоснабжения на территории <адрес> привело к нарушению прав жителей деревни по пользованию питьевой водой надлежащего качества, что является недопустимым. Просил обязать администрацию <адрес> организовать обеспечение жителей д. <адрес> питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также оформить право собственности на объекты водоснабжения: три водяных колодца, расположенные в районе домов <адрес>.
В ходе разбирательства по делу прокурор уточнил заявленные требования, согласно которым вместо требования обязать ответчика оформить право собственности на объекты водоснабжения: три водяных колодца, расположенные в районе домов <адрес>, просил суд обязать ответчика обратиться с заявлением в регистрирующий орган с целью постановки на учет трех водяных колодцев, расположенных в районе домов <адрес> в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Выгоничского района Прохоренко Ю.С. уточненные исковые требования поддержал, при этом сослался на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности юрист администрации Выгоничского района Вольфина А.М. исковые требования прокурора признала частично, суду пояснила, что администрация в настоящее время принимает необходимые меры по обеспечению водоснабжения д. Бородино, так как уже оборудована артезианская скважина, но только не имеется заключения Роспотребнадзора о качестве питьевой воды, а сама скважина не поставлена на учет. Второе требование прокурора не признала, пояснив, что истцом не представлено доказательств того, что имеющиеся на территории д. Бородино колодцы являются объектами недвижимости, которые подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, а в связи с тем, что водоснабжение жителей д. Бородино в настоящее время обеспечено, то эти колодцы в дальнейшем фактически не будут использоваться.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу п.1 ч.1 ст.6 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.9 ст.7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использование нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1, то есть не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека (п.74 Правил).
Материалами дела установлено, что прокуратурой Выгоничского района в марте 2017 года на основании коллективного обращения жителей <адрес> была проведена проверка соблюдения администрацией Выгоничского района требований действующего законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой. Проверкой установлено, что на территории <адрес> находятся три общественных водяных колодца, расположенных в районе домов <адрес>.
Согласно информации ТО Роспотребнадзора в ходе проверки данных колодцев были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в их ненадлежащем оборудовании, а также в неудовлетворительном качестве питьевой воды.
Также, согласно информациям администрации Выгоничского района от 09.03.2017 года и Лопушской сельской администрации вышеуказанные объекты децентрализованного водоснабжения были построены в неустановленное время местными жителями <адрес>, право собственности на данные объекты не зарегистрировано. На балансе органов местного самоуправления колодцы не состоят.
С целью устранения выявленных нарушений, прокуратурой района 09.03.2017 года главе администрации Выгоничского района было внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако нарушения до настоящего времени, согласно ответу на представление (№ от <дата>), не устранены по причине отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств.
Вышеуказанные нормы законодательства указывают на обоснованность исковых требований прокурора о понуждении ответчика к совершению действий по организации водоснабжения <адрес> питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а поэтому они подлежат удовлетворению.
При обсуждении исковых требований прокурора обязать ответчика обратиться с заявлением в регистрирующий орган с целью постановки на учет трех водяных колодцев, расположенных в районе домов <адрес> в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи согласно ст.225 ГК РФ принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно требованиям п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с требованиями ст.50 Федерального закона №131- ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ст.131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Прокурор в поданном им заявлении указывает, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Выгоничского района до настоящего времени не принято мер по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке трех вышеуказанных колодцев, являющихся источниками нецентрализованного водоснабжения населения, на учет в качестве бесхозяйных. Отсутствие собственника данных нецентрализованных источников водоснабжения является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к их содержанию, влечет за собой не только сложности в их техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Следовательно, вышеуказанное требование прокурором заявлено с той целью, чтобы обязать ответчика организовать водоснабжение д. Бородино в дальнейшем путем использования бесхозяйных колодцев. По мнению истца, непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные колодцы, установления их владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному водоснабжению и нарушить права граждан.
Исходя из материалов дела, спорные колодцы, находящиеся в <адрес>, действительно не являются муниципальной собственностью и на балансе муниципального образования не состоят, их собственник не определен, спорные колодцы ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием.
Из материалов дела усматривается, что спорные колодцы практически не используются жителями д. Бородино для обеспечения питьевой водой, вследствие чего колодцы пришли в непригодное для использования состояние, вода обнаружена лишь в одном из них, которая не пригодна для использования в качестве питьевой воды, поскольку не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С целью обеспечения жителей <адрес> питьевой водой в мае 2017 года одним из жителей деревни <ФИО>4 по заказу органов местного самоуправления была пробурена скважина глубиной 30 метров на землях общего пользования рядом с домом <адрес>, в настоящее время скважина работает, и любой житель д. Бородино может брать воду в неограниченном количестве.
Таким образом, органы местного самоуправления организовали водоснабжение в д. Бородино путем оборудования артезианской скважины, а не путем использования заброшенных колодцев.
В соответствии со статьями 10 и 12 Конституции Российской Федерации суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать его деятельность и обязывать орган местного самоуправления тем или иным образом решить вопросы местного значения.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления избрали надлежащий способ водоснабжения д. Бородино, в связи с чем использование спорных колодцев для дальнейшего водоснабжения жителей д. Бородино не вызывается необходимостью, а поэтому не имеется оснований для постановки спорных колодцев на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Суд также учитывает, что согласно пункту 5.8 Правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, сооружения нецентрализованного водоснабжения подлежат ликвидации, в том числе и колодцы путем засыпки (тампонажа).
На основании изложенного, суд считает, что заявленные прокурором требования об обязании ответчика обратиться с заявлением в регистрирующий орган с целью постановки на учет трех водяных колодцев, расположенных в районе домов <адрес> в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют, что исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат лишь частичному удовлетворению.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.1 п.п.19 названной статьи освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку администрация Выгоничского района относится к органам местного самоуправления, выступает в суде в качестве ответчика, а поэтому освобождена от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию Выгоничского района Брянской области организовать холодное водоснабжение населения <адрес> в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Выгоничского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: А.С.Терехов
10.07.2017 года объявлена резолютивная часть решения.
12.07.2017 года решение изготовлено в окончательной форме.
15.08.2017 года решение вступает в законную силу.