Решение по делу № 3а-146/2019 ~ М-188/2019 от 18.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 г.                                                                       г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Орловой Е.Д.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., представителя общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» Личаргиной В.Г., Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области        Богдановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-146/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» о признании недействующим в части распоряжения Правительства Иркутской области                                 от 19 декабря 2018 г. № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», возложении обязанности включить в Перечень,

установил:

распоряжением Правительства Иркутской области                                 от 19 декабря 2018 г. № 988-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

Распоряжение опубликовано в общественно-политической газете «Областная» за 25 января 2019 г. № 7(1910) и на официальном сайте Правительства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28 декабря 2018 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» (далее – ООО «Крона-Банк», общество), оспаривая указанное распоряжение, свои требования мотивировало тем, что в Перечень не включены принадлежащие обществу нежилые офисные помещения с кадастровыми номерами (номер изъят), расположенные по адресу:                (адрес изъят)

Общество полагает, что не включение офисных помещений с кадастровыми номерами (номер изъят) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на     2019 г., повлекло исчисление налога на имущество общества в завышенном размере, что нарушает его права и законные интересы.

Ранее общество обращалось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия министерства имущественных отношений Иркутской области по не включению помещений банка в Перечень, однако определением судьи     от 6 июня 2019 г. в принятии иска было отказано по мотиву неподведомственности заявленных требований суду общей юрисдикции (л.д.69 т.1). В дальнейшем общество обратилось с указанными требованиями в Арбитражный суд Иркутской области. Определением арбитражного суда от 6 сентября 2019 г. производство по делу прекращено по мотиву того, что заявителем фактически обжалуется нормативный правовой акт, и разъяснено право обращения с такими требованиями в Иркутский областной суд.

Иркутским областным судом заявленные требования истца об оспаривании Перечня с учетом положений части 4 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняты для рассмотрения в порядке главы 21 названного Кодекса с целью проверки доводов истца о нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом в той или иной мере.

Представитель административного истца Личаргина В.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области Богданова Н.Н. исковые требования общества не признала, пояснив, что распоряжение принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Представитель Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Кутявина М.А. заявленные ООО «Крона-Банк» требования не признала, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов общества оспариваемым нормативным правовым актом.

Представители Управления Росреестра по Иркутской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании не присутствовали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров прокуратуры Иркутской Румянцевой А.А., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

19 декабря 2018 г. Правительством Иркутской области принято распоряжение № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», которое опубликовано в общественно-политической газете «Областная» за 25 января 2019 г. № 7(1910) и на официальном сайте Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28 декабря 2018 г.

Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 23, 66 Устава Иркутской области, статьи 10(1) Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», статьи 57 Закона Иркутской области                               от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен – Правительство Иркутской области, которое на момент издания оспариваемого распоряжения, обладало достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного правового акта.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1-1 Закона Иркутской области от 8 октября 2007 г.       № 75-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу в отношении видов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Из материалов реестровых дел, представленных суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области (л.д. 101-136 т. 1) и выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 194-202 т.1) следует, что административному истцу принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами (номер изъят) расположенные по адресу: (адрес изъят) в многоквартирном жилом доме, не отвечающем признакам административно-делового или торгового центра, где вид разрешенного использования земельного участка установлен «под многоквартирный жилой дом». Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.

Как достоверно установлено судом впервые сведения о помещениях с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами (номер изъят) как офисные внесены в апреле 2019 года по инициативе общества, о чем свидетельствует содержание заявления представителя общества и доверенность от 29 марта 2019 г. (л.д. 101, 103, 115 т.1).

Таким образом, на момент формирования Перечня сведения об их назначении как офисных помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.

Довод представителя административного истца о том, что согласно техническому паспорту на помещение с кадастровым номером (номер изъят) имелись сведения об использовании его части под офис, не может быть принят во внимание судом, поскольку в материалах реестровых дел такой документ отсутствует. Доказательств того, что этот документ истцом представлялся с другими документами при регистрации права собственности, суду не представлено.

Впервые общество обратилось в министерство имущественных отношений Иркутской области по вопросу включения в Перечень 21 февраля 2019 г.

После внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о назначении нежилых помещений именно как офисных,      16 апреля 2019 г. общество вновь обратилось к административному ответчику с просьбой о включении указанных объектов недвижимости в Перечень, представив сведения об изменении назначения помещений.

Министерство имущественных отношений Иркутской области информировало общество о необходимости определения вида фактического использования помещений и о возможности включения их в Перечень, который будет утвержден на 2020 г. - на новый налоговый период.

Как установлено судом на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 14 августа 2019 г.             № 1169/з (л.д. 228 т.1) в соответствии с положениями постановления Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 г. № 476-пп «Об установлении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» Областным государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» осуществлен осмотр указанных помещений и подготовлены заключения об определении вида их фактического использования (л.д. 53- 67 т.2).

В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

Таким образом, заслуживает внимания довод административного ответчика о том, что принадлежащие обществу нежилые помещения, назначении которых изменено на офисные помещения только в 2019 г., могут быть включены в Перечень на 2020 г.

Поскольку судом не установлено нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» о признании не действующим в части распоряжения Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», возложении обязанности включить в Перечень отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционной суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                  В.Г. Петухова

3а-146/2019 ~ М-188/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Крона-Банк"
Прокуратура Иркутской области
Ответчики
Правительство Иркутской области
Другие
Областное государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости"
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Личаргина Валерия Григорьевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Петухова Валентина Григорьевна
18.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.10.2019[Адм.] Судебное заседание
11.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее