Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.Д.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., представителя общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» Личаргиной В.Г., Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-146/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» о признании недействующим в части распоряжения Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», возложении обязанности включить в Перечень,
установил:
распоряжением Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 988-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).
Распоряжение опубликовано в общественно-политической газете «Областная» за 25 января 2019 г. № 7(1910) и на официальном сайте Правительства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28 декабря 2018 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» (далее – ООО «Крона-Банк», общество), оспаривая указанное распоряжение, свои требования мотивировало тем, что в Перечень не включены принадлежащие обществу нежилые офисные помещения с кадастровыми номерами (номер изъят), расположенные по адресу: (адрес изъят)
Общество полагает, что не включение офисных помещений с кадастровыми номерами (номер изъят) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 г., повлекло исчисление налога на имущество общества в завышенном размере, что нарушает его права и законные интересы.
Ранее общество обращалось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия министерства имущественных отношений Иркутской области по не включению помещений банка в Перечень, однако определением судьи от 6 июня 2019 г. в принятии иска было отказано по мотиву неподведомственности заявленных требований суду общей юрисдикции (л.д.69 т.1). В дальнейшем общество обратилось с указанными требованиями в Арбитражный суд Иркутской области. Определением арбитражного суда от 6 сентября 2019 г. производство по делу прекращено по мотиву того, что заявителем фактически обжалуется нормативный правовой акт, и разъяснено право обращения с такими требованиями в Иркутский областной суд.
Иркутским областным судом заявленные требования истца об оспаривании Перечня с учетом положений части 4 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняты для рассмотрения в порядке главы 21 названного Кодекса с целью проверки доводов истца о нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом в той или иной мере.
Представитель административного истца Личаргина В.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области Богданова Н.Н. исковые требования общества не признала, пояснив, что распоряжение принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Представитель Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Кутявина М.А. заявленные ООО «Крона-Банк» требования не признала, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов общества оспариваемым нормативным правовым актом.
Представители Управления Росреестра по Иркутской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании не присутствовали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров прокуратуры Иркутской Румянцевой А.А., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
19 декабря 2018 г. Правительством Иркутской области принято распоряжение № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», которое опубликовано в общественно-политической газете «Областная» за 25 января 2019 г. № 7(1910) и на официальном сайте Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28 декабря 2018 г.
Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 23, 66 Устава Иркутской области, статьи 10(1) Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», статьи 57 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен – Правительство Иркутской области, которое на момент издания оспариваемого распоряжения, обладало достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного правового акта.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1-1 Закона Иркутской области от 8 октября 2007 г. № 75-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу в отношении видов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Из материалов реестровых дел, представленных суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области (л.д. 101-136 т. 1) и выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 194-202 т.1) следует, что административному истцу принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами (номер изъят) расположенные по адресу: (адрес изъят) в многоквартирном жилом доме, не отвечающем признакам административно-делового или торгового центра, где вид разрешенного использования земельного участка установлен «под многоквартирный жилой дом». Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.
Как достоверно установлено судом впервые сведения о помещениях с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами (номер изъят) как офисные внесены в апреле 2019 года по инициативе общества, о чем свидетельствует содержание заявления представителя общества и доверенность от 29 марта 2019 г. (л.д. 101, 103, 115 т.1).
Таким образом, на момент формирования Перечня сведения об их назначении как офисных помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.
Довод представителя административного истца о том, что согласно техническому паспорту на помещение с кадастровым номером (номер изъят) имелись сведения об использовании его части под офис, не может быть принят во внимание судом, поскольку в материалах реестровых дел такой документ отсутствует. Доказательств того, что этот документ истцом представлялся с другими документами при регистрации права собственности, суду не представлено.
Впервые общество обратилось в министерство имущественных отношений Иркутской области по вопросу включения в Перечень 21 февраля 2019 г.
После внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о назначении нежилых помещений именно как офисных, 16 апреля 2019 г. общество вновь обратилось к административному ответчику с просьбой о включении указанных объектов недвижимости в Перечень, представив сведения об изменении назначения помещений.
Министерство имущественных отношений Иркутской области информировало общество о необходимости определения вида фактического использования помещений и о возможности включения их в Перечень, который будет утвержден на 2020 г. - на новый налоговый период.
Как установлено судом на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 14 августа 2019 г. № 1169/з (л.д. 228 т.1) в соответствии с положениями постановления Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 г. № 476-пп «Об установлении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» Областным государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» осуществлен осмотр указанных помещений и подготовлены заключения об определении вида их фактического использования (л.д. 53- 67 т.2).
В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, заслуживает внимания довод административного ответчика о том, что принадлежащие обществу нежилые помещения, назначении которых изменено на офисные помещения только в 2019 г., могут быть включены в Перечень на 2020 г.
Поскольку судом не установлено нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Крона-Банк» о признании не действующим в части распоряжения Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 988-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», возложении обязанности включить в Перечень отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционной суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова