К делу № 7.1 –49/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
02 июня 2015 года г. Кореновск
Судья Кореновского районного суда Краснодарского края Ягудиной В.И.,
при секретаре Синютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Слюсаренко Т.И. на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.И.О. от 21 ноября 2014 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.И.О. от 21 ноября 2014 года Слюсаренко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и к ней применено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
01 декабря 2014 года Слюсаренко Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что в соответствии с положениями КоАП РФ она не является субъектом данного правонарушения, в связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Слюсаренко Т.И. по доверенности С.Т.И. доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить, ссылаясь на то, что субъектом правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ руководитель предприятия и то обстоятельство, что лицо являвшееся руководителем предприятия прекратило свою трудовую деятельность, не является препятствием для привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было совершено в период трудовой деятельности. Ее доверитель Слюсаренко Т.И. является инженером по охране труда и технике безопасности не должна нести ответственность за правонарушение заключающееся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился. В письменном заявлении, поступившем в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что основания для отмены постановления Росприроднадзора отсутствуют.
Как установлено судом, постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.И.О. от 21 ноября 2014 года Слюсаренко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, которое заключается в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. что 20 ноября 2014 года в 12 часов 00 минут установлено, что ООО «Хлебокомбинат», расположенное в <...> осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией за пользование недрам.
При этом, материалами дела установлено, что ООО «Хлебокомбинат» имеет лицензию по добыче пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения N КРД 01935 ВЭ от <...> Участок недр имеет статус горного отвода. Владельцу лицензии разрешена добыча подземных вод из скважин N 36281, N 79057. Согласно справке, представленной ООО «Хлебокомбинат», предприятием за июль 2014 г. добыто <...> куб.м., в августе добыто <...> куб.м, воды, сентябре - <...> куб.м., в октябре - <...> куб.м.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В период с <...> по <...> Росприроднадзором была проведена проверка в отношении ООО « Хлебокомбинат», в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Так согласно пункту 3 приложения 1 к лицензии N КРД 01935 ВЭ от 20 ноября 2001 г., владелец лицензии при эксплуатации водозаборных скважин обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения, истощения, необходимую водоподготовку, применять меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, контролировать водопользователей в части использования подземных вод по назначению, соблюдать требования безопасного ведения работ.
В соответствии со статьей 23.2 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, утвержден Постановлением Правительства РФ N 118 от 03 марта 2010 г. «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».
Однако на момент проведения проверки технический проект разработки месторождения пресных подземных вод, согласованный и утвержденный в установленном порядке, ООО « Хлебокомбинат» не представлен.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определен порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества и определена последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15- дневный срок.
Между тем, схема систем водопотребления и водоотведения разработанная и согласованная в установленном законом порядке, ООО «Хлебокомбинат» не предоставлена.
Согласно представленному журналу, учет расхода воды ООО «Хлебокомбинат» ведется на основе показаний счетчика.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определено измерение объемов забора воды на каждом водозаборе установкой на водозаборных сооружениях средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
На момент проведения проверки, паспорта приборов учета добычи ППВ, ООО «Хлебокомбинат» не предоставил.
Согласно пункту 4 приложения 1 к лицензии N КРД 01935 ВЭ от 20 ноября 2001 г. владелец лицензии обязан в течение года составить программу мониторинга подземных вод, согласовать с органом геологического контроля и осуществлять ее реализацию.
ООО «Хлебокомбинат» разработана программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды от 2011 г., согласованная Главным государственным врачом ТОУ «Роспотребнадзора» по Кореновскому, Динскому районам.
На момент проведения проверки программу мониторинга подземных вод, согласованную с органом геологического контроля, документы, подтверждающие проведение мониторинга подземных вод, а также документы, подтверждающие ведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно разработанной программе, ООО «Хлебокомбинат», не представило.
Согласно пункту 5 приложения 1 к лицензии N КРД 01935 ВЭ от 20 ноября 2001 г., владельцу лицензии необходимо в течение года составить проект зон санитарной охраны скважин, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке.В соответствии с пунктом 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях,- утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
ООО «Хлебокомбинат» представлен проект организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г., экспертное заключение N 593 от <...> Динского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» на проект организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г., санитарно-эпидемиологическое заключение N 23.КК.23.000.Т.001546.10.11 от <...> Программа производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды ООО «Хлебокомбинат» от 2011 г. согласована Главным государственным врачом ТОУ «Роспотребнадзора» по Кореновскому, Динскому районам.
При этом, документы подтверждающие согласование проекта организации зон санитарной охраны артезианских скважин Кореновского хлебокомбината от 1997 г. с Министерством природных ресурсов Краснодарского края, на момент проведения проверки, отсутствовали.
Согласно пункту 8 приложения 1 к лицензии N КРД 01935 ВЭ от <...> владелец лицензии обязан вести учет добытых подземных вод, их использования по назначению, осуществлять установленный режим эксплуатации скважин с ведением мониторинга и соответствующей документации, предоставлять сведения для государственного учета вод, а также иную геологическую информацию в территориальный орган по управлению фондом недр. Владелец лицензии обязан также предоставлять необходимые данные в органы государственной статистики, органы управления, использования и охраны водного фонда и другие заинтересованные органы.
Кроме того, согласно приложению 6 к лицензии № КРД 01935 ВЭ от <...>, владелец лицензии обязуется предоставлять в федеральный и территориальный геологические фонды ежегодные отчёты о своей финансовой деятельности в части недропользования, сведения о технико-экономических показателях добычи пресных подземных вод и о распределении добытых вод по целевому назначению, данные по ведению Государственного учета вод, программу мониторинга и сведения по мониторингу подземных вод, проект зон санитарной охраны и др.
Документы, подтверждающие проведение мониторинга подземных вод и сдачу информационных отчетов о результатах мониторинга состояния недр в территориальный фонд геологической информации, на момент проведения проверки ООО «Хлебокомбинат» представлены не были.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <...> N 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» определен порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества и определена последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.
ООО «Хлебокомбинат» не представлен журнал, соответствующий форме 1.1 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <...> N 205.
Также ООО «Хлебокомбинат» не ведется учет забора (изъятия) водных ресурсов и их качества по формам 3.1 - 3.3, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <...> N 205. Не представлены документы, подтверждающие сдачу ежеквартального отчета в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минприроды России от 08 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Росстата от 07 июля 2011 г. N 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод», сведения по форме федерального статистического наблюдения N 4-JTC предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) питьевых и технических подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр. Юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений питьевых и технических подземных вод отдельно по каждому участку недр сдают отчетность территориальному органу Роснедра в субъекте Российской Федерации в срок до 20 января после отчетного периода.
На момент проведения проверки документы, подтверждающие сдачу Отчета по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС за 2013 г. ООО «Хлебокомбинат» не представлены.
Изложенное подтверждается актом проверки от <...> года, соглашением об условиях добычи пресных подземных вод ООО «Хлебокомбинат» Корененовского района.
Из изложенного следует, что ООО «Хлебокомбинат» осуществляет пользование недрами с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для хозяйственнопитьевого и производственного водоснабжения с нарушением пунктов 3,4,5,8, приложения 1 и условий приложения 6 соглашения к лицензии N КРД 01935 ВЭ от <...>
Согласно Положению о природоохранной службе ООО «Хлебокомбинат» от 2014 г., обязанность по планированию мероприятий по охране окружающей среды, организации экологического контроля возложена на инженера по охране труда.
Приказом № 60-к от <...> на должность инженера по охране труда и технике безопасности назначена Слюсаренко Т.И., следовательно Слюсаренко Т.И. является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, у суда имеются достаточные основания полагать, что совершению правонарушения способствовало отсутствие надлежащего контроля со стороны должностного лица - инженера по охране труда и технике безопасности ООО «Хлебокомбинат» - Слюсаренко Т.И.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для отмены постановления № 13-93-213-ГП-4-2 от <...> года, которым Слюсаренко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11, 24.5 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Слюсаренко Т.И. на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.И.О. от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение срока, установленного главой 30 КоАП РФ.