К делу № 2-1630/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 16 » июня 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,
при секретаре Карагезьян Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Сергеевой Е.В.,
представителя Министерства образования и науки РА Самоквитовой Л.В.,
представителя Администрации МО «Город Майкоп» Зехова А.Н.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Секриер О.С. к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Секриер О.С. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска представитель истца по доверенности Сергеева Е.В. пояснила, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в х. <адрес>. Её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а решением Крымского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отец истца - ФИО1 был лишён родительских прав. Оставшись без попечения родителей, истец была определена в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где она находилась на полном государственном обеспечении. В возрасте 15 лет истец забеременела, самовольно покинула школу-интернат и поселилась у своей старшей сестры в х. <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ родила сына Нигаметзянова Ивана. В 2006 г. после достижения 23-летнего возраста истец обратилась в орган опеки и попечительства Крымского района для постановки её на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, однако ей в этом было отказано, поскольку её возраст был более 23 лет. За судебной защитой по поводу отказа в постановке на учёт истец не обращалась. В 2009 г. истец переехала в <адрес> с целью трудоустройства и проживает здесь на съёмных квартирах до настоящего времени. В апреле 2011 г. истец получила справку из Администрации МО «Город Майкоп» о том, что она относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учёт истец не была поставлена. Ранее истцу никто не разъяснял о её праве стать на жилищный учёт. Истец с ребёнком жильём на территории <адрес> или <адрес> не обеспечена. Просила признать истца составом семьи 2 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА в её пользу в счет субвенций социальную выплату в размере 873600 руб. (42 кв. м х 20800 руб.) на приобретение жилья.
Представитель ответчика, Министерство образования и науки РА, Самоквитова Л.В. иск не признала. В обоснование своих возражений пояснила, что истец не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, так как истец до достижения возраста 23 лет не обращалась в Администрацию МО «Город Майкоп» для постановки на жилищный учёт. Кроме того, местом первичного выявления и устройства, а также местом проживания по окончанию обучения в школе-интернате являлся Крымский район Краснодарского края, который отказал истцу в постановке на учёт, так как истец обратилась к ним после достижения возраста 23 лет. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика, Администрации МО «Город Майкоп», Зехов А.Н. иск не признал. В обоснование своих возражений привёл те же доводы, что и представитель соответчика.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Секриер О.С. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно повторному свидетельству о рождении серии V-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в х. <адрес>, её родители – ФИО1 и ФИО2.
Как видно из повторного свидетельства о смерти серии II-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, мать истца - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Крымского районного народного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отец истца - ФИО4 лишён родительских прав в отношении своих детей, в том числе и истца Секриер Оксаны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Таким образом, на момент лишения отца истца родительских прав истец относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 года № 122-ФЗ) и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьёй 1 названного Федерального закона установлено, что выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие своё пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.
Однако, как следует из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, истец в возрасте 15 лет до окончания обучения в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» самовольно оставила данное учреждение для детей, в связи с тем, что оказалась беременной, и поселилась у своей старшей сестры в х. <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ родила сына Нигаметзянова Ивана, что подтверждается повторным свидетельством о рождении серии I-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ
При этом за постановкой на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, за оформлением опеки (попечительства) истец либо её родственники никуда не обращались.
Таким образом, вины государственных органов и органов местного самоуправления в том, что истец не была поставлена на соответствующий учёт, нет.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По делу установлено, что истец Секриер О.С. в апреле 2011 года (когда ей исполнилось полных 27 лет) обратилась с заявлением в комиссию по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» по вопросу признания её нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Документы у неё не были приняты в Администрации МО «Город Майкоп, и было устно разъяснено, что она поздно обратилась за постановкой на учёт (ей свыше 23 лет), в связи с чем, она утратила право на получение жилья.
Таким образом, правовых оснований для постановки на учёт истца Секриер О.С. у комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» не было, так как на момент обращения с соответствующим заявлением истец не относилась к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При изложенных обстоятельствах у суда нет оснований для признания истца составом семьи 2 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и взыскания с ответчиков социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с чем, в иске Секриер О.С. к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки РА надлежит отказать за необоснованностью заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Секриер О.С. к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.
Председательствующий А.Х. Булжатов