Решение по делу № 3а-58/2016 от 12.10.2016

Дело № 3-58/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2016 г.

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

     судьи                                  Дмитриевой Л.A.

     при секретаре                              Романовой Е.П.

с участием прокурора                      Захаровой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

административное дело по административному исковому заявлению ******** Бутковского П.П., Котенко И.В., Матвеенко И.В. о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 года 1248-3 № 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)"

установил:

05 декабря 2013 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 № 52-V принят Закон Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 1248-З № 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон PC (Я) от 05 декабря 2013 г.), опубликованный в печатных изданиях "Ил Тумэн", № 52, 20.12.2013, "Якутские ведомости", № 190-199, 25.12.2013, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 18, 29.03.2014, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", № 4, 2013, "Саха Ороспуубулукэтин Судаарыстыбаннай Мунньа5ын (Ил Тумэн) Биэдэмэстэрэ", № 4, 2013.

Статья 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. (в редакции Законов РС(Я) от 17 июня 2015 1486-3 № 529-V, от 15 июня 2016 1674-3 № 901-V)

устанавливает запрет в Республике Саха (Якутия) на розничную продажу алкогольной продукции с 20 часов до 14 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Согласно части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

Административные истцы - ******** Бутковский П.П., Котенко И.В., Матвеенко И.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими статьи 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. в части слов "на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г.

По мнению административных истцов, приведенные выше положения регионального законодательства не соответствуют части 4 статьи 15, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, Межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", абзацу одиннадцатому пункта 2, пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года

№ 171-ФЗ), пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 "О защите конкуренции».

В обоснование своих доводов административные истцы указали, что оспариваемые положения регионального законодательства приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, так как вопреки установленному правилу приоритета международных правовых норм над национальным законодательством отдельного государства, устанавливают полный запрет на продажу алкогольной продукции в определенное время для всех предприятий общественного питания, кроме отнесенных к типу «ресторан». Административные истцы полагают, что данное правовое регулирование не соответствует положениям Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013, который не содержит каких- либо исключений и ограничений по предоставлению алкогольной продукции для потребителей в зависимости от времени продажи и места расположения предприятий общепита.

Считают, что оспариваемые положения нормативного правового акта также не согласуются с абзацем одиннадцатым пункта 2, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, которые носят императивный характер и во взаимосвязи не ограничивают реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, исходя из типа соответствующего предприятия (ресторан, кафе, закусочная и т.д.), а также не содержат запрета на реализацию алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

Кроме того, в административном исковом заявлении содержится указание на противоречие части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 "О защите конкуренции», поскольку ограничение реализации алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в перечисленных выше помещениях многоквартирных домов, создает неравные условия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для ее субъектов, необоснованно ограничивает конкуренцию, ставит владельцев торговых объектов, расположенных вне многоквартирных домов, в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

В судебном заседании административный истец - индивидуальный предприниматель Бутковский П.П., представитель административных истцов Сергеев Ю.В., действующий на основании доверенностей от 04.10.2016 г., уточненные ранее требования поддержали в полном объеме, просят административное исковое заявление удовлетворить, признать противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими статью 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. в части слов "на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также часть 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г.

Суду пояснили, что административные истцы осуществляют предпринимательскую деятельность, являются владельцами торговых объектов и предприятий общественного питания, отнесенных к типу "кафе" в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", при этом часть торговых объектов, принадлежащих административным истцам, располагается в многоквартирных жилых домах.

Ссылаются на положения названного выше Межгосударственного стандарта, определяющие ассортимент предприятий общественного питания различных типов, и предусматривающие, что реализация алкогольных напитков может осуществляться не только ресторанами, но и кафе, буфетами, закусочными. Кроме того, указывают на предоставление названным Межгосударственным стандартом возможности размещения предприятий общественного питания в жилых зданиях независимо от типа предприятия и ассортимента реализуемой им продукции.

Полагают, что оспариваемые нормы нарушают права заявителей на осуществление предпринимательской деятельности при выборе типа предприятия общественного питания, необоснованно ограничивают объем предоставляемых потребителям ассортимента продукции и услуг. Приводят доводы об отсутствии у субъекта Российской Федерации права необоснованно ограничивать торговлю алкогольной продукции.

Просят административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме с учетом уточнений, изложенных в заявлении от 28.11.2016.

    Представитель административного ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 15.04.2016 года, в судебном заседании с требованиями административных истцов    не согласился, считает

административное исковое заявление об оспаривании названного нормативного правового акта необоснованным.

Указывает на то, что региональный законодательный акт принят в соответствии со статьей 3, абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, которые во взаимосвязи предоставляют полномочия органам государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Не согласен с доводами заявителей о противоречии Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. положениям федеральных законодательных актов, межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, просит в удовлетворении требований отказать.

Административные истцы - ******** Котенко И.В., Матвеенко И.В., представитель административных истцов Новопашин К.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили. По смыслу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных административных истцов и одного из представителей.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Требования административных истцов, касающиеся оспаривания Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. по основаниям несоответствия положениям Конституции Российской Федерации разрешены определением Верховного суда PC (Я) от 08 декабря 2016 г.

Таким образом, заявление административных истцов об оспаривании названного Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. рассматривается в рамках доводов о несоответствии нормативного правового акта федеральным законам, Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, Межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".

05 декабря2013 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 № 52-V принят Закон Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 1248-3 № 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)", опубликованный в печатных изданиях "Ил Тумэн", № 52, 20.12.2013, "Якутские ведомости", № 190-199, 25.12.2013, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 18, 29.03.2014, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", № 4, 2013, "Саха Ороспуубулукэтин Судаарыстыбаннай Мунньа5ын (Ил Тумэн) Биэдэмэстэрэ", № 4, 2013.

Статья 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. (в редакции Законов PC (Я) от 17 июня 2015 1486-3 № 529-V, от 15 июня 2016 1674-3 № 901-V) устанавливает запрет в Республике Саха (Якутия) на розничную продажу алкогольной продукции с 20 часов до 14 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Согласно части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05.12.2013 г. не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Согласно пункту 1 статьи 1 названного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В силу статьи 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопросы в названной сфере общественных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5).

Приведенные законоположения позволяют суду сделать вывод о том, что Закон Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 г. принят в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, во исполнение предписаний Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, последующее изменение редакции статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 г. также не противоречит положениям федерального законодательства.

Разрешая данное административное дело по существу, суд учитывает, что Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ предусмотрены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Так, согласно пункту 2 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (абзац пятый); на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах (абзац седьмой); несовершеннолетним. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом пункта 2, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли (абзац одиннадцатый).

Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Одновременно с этим абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Поскольку установленные Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ ограничения мест и условий розничной продажи алкогольной продукции закреплены в пункте 2 статьи 16, а ограничения времени - в абзаце первом пункта 5 статьи 16, федеральным законодательством не исключается возможность установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных ограничений (помимо установленных федеральным законодательством) мест, условий и времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.

Те дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, которые установлены органом государственной власти Республики Саха (Якутия) и изложены в статье 1, части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. (с 20 часов до 14 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан", а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли; в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов) относятся к дополнительным ограничениям времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

По правилам пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); ассортимент продаваемых товаров.

По смыслу данной правовой нормы из общего правила, предполагающего свободу предпринимательской деятельности в сфере торговли, федеральным законодательством могут быть установлены определенные изъятия.

Поскольку в данном случае такое изъятие в отношении розничной продажи алкогольной продукции установлено пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, который, в свою очередь, предполагает наличие нормативного правового акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, у суда не имеется оснований для признания обоснованными доводов заявителя о превышении региональным законодателем полномочий нормотворческой деятельности.

Ссылка административных истцов на противоречие статьи 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. абзацу одиннадцатому пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ основана на ошибочном толковании соответствующего правового регулирования.

Как следует из приведенного выше содержания названной правовой нормы федерального законодательства, статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, в частности, перечисляет места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

При этом, данное законоположение, устанавливая в абзаце пятом и абзаце седьмом пункта 2 прямой запрет на розничную продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях, и в нестационарных торговых объектах, одновременно содержит указание, согласно которому перечисленные требования не распространяются на розничную продажу именно в указанных местах пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (абзац одиннадцатый пункта 2). Тем самым, на федеральном уровне в данном случае, вопреки утверждению административных истцов, не устанавливалось безусловное разрешение на продажу алкогольной продукции предприятиями общественного питания, а вводилось исключение из запрета на розничную продажу алкогольной продукции в конкретно определенных законом местах, перечисленных в приведенных нормах.

Кроме того, данные законоположения подлежат применению в системном единстве с предписаниями, содержащимися в абзаце втором пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, следовательно, и в таком месте, как предприятие общественного питания, поскольку федеральный законодатель по названным вопросам никаких ограничений для субъекта Российской Федерации не предусмотрел.

Таким образом, оспариваемая административными истцами статья 1 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. не противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, не запрещающим реализовывать алкогольную продукцию в предприятиях общественного питания, расположенных в нестационарных торговых объектах, а также на территориях, перечисленных в абзаце седьмом пункта 2 той же правовой нормы.

Суд не находит оснований согласиться с доводами административных истцов о несоответствии части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Право субъектов Российской Федерации на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции предусмотрено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, в связи с чем установление оспариваемых дополнительных ограничений не может рассматриваться как создание дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли в целом, и реализации алкогольной продукции в частности.

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Именно после принятия названной Концепции статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, предусматривающая в пункте 3.1 право субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения только времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ изложена в редакции, закрепляющей более широкие полномочия субъектов Российской Федерации.

Таким образом, доводы заявителей о том, что ограничение реализации алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в перечисленных в части 5 статьи 2 Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г. помещениях многоквартирных домов, создает неравные условия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для ее субъектов, необоснованно ограничивает конкуренцию, ставит владельцев торговых объектов, расположенных вне многоквартирных домов, в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, не являются основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемой правовой нормы недействующей.

Указание административных истцов на противоречие положений регионального законодательства правилам международного договора, содержащимся в Соглашении о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, Межгосударственном стандарте ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", не может быть принято во внимание по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В соответствии с частью 2 той же правовой нормы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из содержания статьи 1 Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, совершенного государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, усматривается, что стороны, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организации работ в этой области: используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их применительно к рыночной экономике, гармонизируя с международными нормами и правилами; признают действующие стандарты "ГОСТ" в качестве межгосударственных; согласованно решают правовые, экономические и организационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних или многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Приложением к упомянутому Соглашению является Положение о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации, в полномочия которого входит принятие решений о межгосударственных стандартах, выработка и принятие правил и процедур проведения совместных работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что в данном случае соглашение направлено на достижение целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, при этом участники соглашения обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организации работ в этой области.

Приказом Росстандарта от 11.12.2015 N 2156-ст введен в действие с 1 июля 2016 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения".

Названный стандарт, как следует из его содержания, направлен на реализацию Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, определяет основные принципы межгосударственной стандартизации, в том числе обязательное введение в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне в государствах-участниках Соглашения, которые голосовали за принятие этих стандартов или присоединились к ним в дальнейшем.

По правилам пункта 8.3 данного документа межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации применяют в качестве национальных стандартов, правил и рекомендаций по национальной стандартизации в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты, правила и рекомендации (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами и (или) национальным законодательством данных государств.

Во исполнение изложенных выше принципов межгосударственной системы стандартизации Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" в соответствии с протоколом от 14 ноября 2013 г. N 44 заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации введен в действие с 1 января 2016 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389 - 2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".

В пунктах 3.2-3.4, 3.6, 3.9 названного стандарта, содержащих основные термины и определения, указано, что в таких предприятиях общественного питания, как ресторан, кафе, бар, буфет, закусочная, в ассортимент реализуемой продукции включаются алкогольные напитки.

В пункте 5.1 того же национального стандарта в качестве одного из общих требований к предприятиям (объектам) общественного питания указано возможное расположение таких предприятий (объектов) в жилых зданиях.

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" определяет национальный стандарт как документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

По смыслу пункта 2 статьи 2, статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 29 июня 2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" национальные стандарты относятся к документам национальной системы стандартизации.

В порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности пункта 6 части 2 статьи 209, пункта 3 части 8 статьи 213, части 2 статьи 215, при рассмотрении дел связанных с абстрактным нормоконтролем, нормативный правовой акт может быть проверен на соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Между тем, из приведенных выше законоположений следует, что национальные стандарты являются нормативными (техническими) документами, не имеют статуса нормативного правового акта, поскольку утверждаются по иной процедуре и применяются на добровольной основе, не отменяют правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Напротив, федеральным законодателем предусмотрено применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"), что также указывает на отличный от нормативных правовых актов характер документов национальной системы стандартизации.

В данном случае "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" как документ по стандартизации устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов, и содержащиеся в нем предписания не обладают признаками правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

В связи с этим ссылка административных истцов на противоречие оспариваемых норм указанному межгосударственному стандарту и соглашению государств-участников СНГ, в соответствии с которым упомянутый документ введен в действие на территории Российской Федерации, является несостоятельной.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов об оспаривании отдельных положений Закона PC (Я) от 05 декабря 2013 г., поскольку в судебном разбирательстве не установлено несоответствие положений регионального законодательства нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ******** Бутковского П.П., Котенко И.В., Матвеенко И.В. о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 года 1248-3 № 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)", - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                              Дмитриева Л.А.

Решение суда принято в окончательной форме 13.12.2016 г.

3а-58/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ИП Матвеенко Ирина Владимировна
ИП Котенко Ирина Владимировна
ИП Бутковский Павел Павлович
ИП Б.П.
Ответчики
Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
12.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
17.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
06.12.2016[Адм.] Судебное заседание
08.12.2016[Адм.] Судебное заседание
13.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее