Дело № 2-610/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,
с участием истца Гарифуллина Г.Г.,
заинтересованных лиц Замалиевой Р.Г., Гарифуллиной М.Г., Галямовой Г.Г., Гарифуллиной Г.Г.
при секретаре судебного заседания Галиевой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гарифуллина Г.Г. к специализированной некоммерческой организации – НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», социально ипотечному потребительскому кооперативу «Строим будущее» о включении жилого помещения в состав наследственной массы,
УСТАНОВИЛ:
Гарифуллин Г.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском и просит суд включить в состав наследственного имущества жилое помещение, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать Гарифуллина Ш.Г. Истец является единственным наследником принявшим наследство. ДД.ММ.ГГГГ Гарифуллиной Ш.Г. была предоставлена субсидия на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ между некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Гарифуллиной Ш.Г. был заключен договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ для приобретения жилья. Посредником в предоставлении жилого помещения выступил социально ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее», указанная в договоре сумма в размере <данные изъяты> перечислена на счет НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". Квартира по адресу: <адрес> достроена и введена в эксплуатацию, однако мать истца не успела зарегистрировать за собой право собственности на квартиру в связи со смертью. Просит включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>
В судебном заседании Гарифуллин Г.Г. уточнил исковые требования и пояснил, что поскольку ФИО1 была предоставлена квартира, стоимость которой превышала размер выделенной субсидии, образовалась задолженность за невыкупленные квадратные метры, которую истец ежемесячно погашает, просит включить в состав наследственной массы права и обязанности по договору социальной ипотеки №, заключенному между некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и ФИО1
Представитель ответчика – СО НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" в судебное заседание не явился, направил отзыв, из которого следует, что ФИО1 как ветеран ВОВ была поставлена на учет внеочередного предоставления жилья согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», в соответствии с которым меры социальной поддержки осуществляются путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Оформление права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «Будущую собственную квартиру» за гражданином осуществляется на основании справки стороны о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет Фонда 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков. ФИО1 выделена субсидия на приобретение квартиры в размере <данные изъяты>, которая поступила на счет Фонда ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании конкурса, ею осуществлен выбор <адрес> доме со строительным адресом <адрес> с наружными сетями. Подписанный предварительный протокол носит только уведомительный характер и подлежит обмену на протокол участия и выбора и передачи «будущей собственной квартиры гражданина» после приемки объекта НО «ГЖФ при Президенте РТ». Однако в установленные сроки до настоящего времени протокол не подписан, при таких обстоятельствах право пользования квартирой и вселения на момент смерти ФИО1 не возникло. Представитель ответчика считает, что в состав наследственной массы подлежит включению не жилое здание, а права и обязанности по договору социальной ипотеки №, поскольку на момент смерти и в настоящее время обязательства по договору социальной ипотеки не исполнены.
Представитель ответчика – социально ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» в судебное заседание не явился, должным образом уведомлен, возражений на исковое заявление не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения гражданского дела в суд не обратился.
Заинтересованные лица Замалиева Р.Г., Гарифуллина М.Г., Галямова Г.Г., Гарифуллина Г.Г. по исковым требованиям не возражали, просили удовлетворить.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Согласно п. п. 58, 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", под долгами наследодателя по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства, обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства. Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства; принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Из п. 8 вышеуказанного постановления усматривается, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Специализированной организацией – некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ", Социально-ипотечного потребительского кооператива "Строим Будущее" и ФИО1 заключен договор социальной ипотеки №.
Согласно условиям договора социальной ипотеки право оформления в собственность выбранной будущей собственной квартиры участникам договора предоставляется после 100% внесения задатка за квартиру по договору, преобразованного в пай.
Согласно уведомлению и.о. руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского района РТ ФИО1 предоставлена субсидия на приобретение жилья в размере <данные изъяты>.
Согласно копии свидетельства о смерти серии II-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копии наследственного дела №III-21/2011, представленного по запросу суда, наследниками после смерти ФИО1 являются: Гарифуллин Г.Г., Гарифуллин Р.Г., Гарифуллина Р.Г., Замалиева Р.Г., Гарифуллина М.Г., Гарифуллина Г.Г и Галямова Г.Г.
От Галямовой Г.Г., Замалиевой Р.Г., Гарифуллиной М.Г., Гарифуллина Р.Г. и Гарифуллиной Г.Г. имеются заявления, согласно которым им известно об открытии наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО1 и о пропуске срока для принятия наследства, не возражают против получения свидетельства о праве на наследство Гарифуллиным Г.Г. Заявления составлены и подписаны в присутствии нотариуса.
Согласно копии свидетельства о смерти серии II-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ Гарифуллина Р.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обязательства по договору социальной ипотеки не исполнены, в силу ст. 1112 ГК РФ наследственную массу в данном случае образуют права и обязанности по договору социальной ипотеки.
Учитывая, что Гарифуллин Г.Г. является единственным наследником, принявшим в установленном законом порядке наследство после смерти ФИО1, а также с учетом того, что СО НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", социально ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» и заинтересованные лица возражений против удовлетворения требований Гарифуллина Г.Г. о включении в наследственную массу прав и обязанностей по договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ не представили, суд считает уточненные исковые требования Гарифуллина Г.Г. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гарифуллина Г.Г. удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы после умершей ФИО1, права и обязанности, вытекающие из договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Специализированной организацией - некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ", Социально-ипотечного потребительского кооператива "Строим Будущее" и ФИО1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись А.Р. Минахметова