РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2а-128
11 февраля 2016г. г.Буйнакск
Судья Буйнакского районного суда Салихов Ю.М.,
с участием прокурора Исаева Р.З
при секретаре Закарьяевой Б.А,
рассмотрев материалы дела по административному иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к «Карамахинской средней общеобразовательной школе» Буйнакского района « О признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению и возложении обязанности по их устранению»
установил:
Прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к подобным объектам.
В ходе проверки установлено, что вход в МКОУ « Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Буйнакского района не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Несоблюдение и невыполнение ответчиками требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как учащиеся образовательного учреждения, так и их родители, другие родственники и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. Просит суд:
Признать незаконными бездействия муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Буйнакского района, выразившиеся в не обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению. 2. Возложить на администрацию муниципального казенного общеобразовательного учреждение « Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Буйнакского района обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
В судебном заседании представитель истца, в лице помощника прокурора г Буйнакска Исаева Р.И, поддержал требования иска по указанным выше основаниям, и при этом внес уточнения. Просит суд установить ответчику четырехмесячный срок для исполнения решения со дня вступления его в законную силу.
Представитель ответчика « Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Гаджибагомедов И.Р, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки, в суд не представил. В соответствии со ст 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть данное дело без участия ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав истца и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из пояснений истца и исследованной в судебном заседании фотографии средней школы, вход в среднюю школу инвалидам, использующим кресла-коляски, затруднен. Это обстоятельство подтверждается также пояснениями директора Карамахинской СШ Гаджибагомедова И.Р от 01.12.2015 г в адрес прокурора г Буйнакска.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и
направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Необходимость установления такого требования вытекает также из статьи 2, 24 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.Зст.2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.5 ст.9 ФЗ №273-Ф3 от 29.1.2012г. «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районо и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Исходя из названных выше доказательств, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу изложенного и руководствуясь ст ст175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора удовлетворить.
Признать незаконными бездействия муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Буйнакского района, выразившиеся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению.
Возложить на администрацию муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Карамахинская средняя общеобразовательная школа» Буйнакского района обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
Срок исполнения - четыре месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Буйнакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Ю.М.Салихов.