АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-8813/2012
15 августа 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 августа 2012г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Иютиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саляховой С.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в поселке Игра, п. Игра
к индивидуальному предпринимателю Голикову Юрию Александровичу, п. Игра
о привлечении к административной ответственности
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о начавшемся судебном заседании надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в поселке Игра (далее – Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по УР в п. Игра, административный орган) обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Голикова Юрия Александровича (далее – ИП Голиков Ю.А., ответчик) к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Административный орган поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Ответчик против привлечения его к административной ответственности возражает, ссылаясь на устранение им выявленных административным органом нарушений.
В соответствии со статьями 123, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника Территориального отдела Управление Роспотребнадзора по УР в п. Игра В.А. Аржевитина от 10.04.2012 № 53 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ИП Голиковым Ю.А. санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по производству и обороту мяса свинины.
В ходе проверки 11.04.2012 были выявлены нарушения обязательных требований пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 5, статьи 12 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Было установлено, что в торговом павильоне «Мясной ряд» место № 1 ИП Голикова Ю.А., расположенного по адресу: УР, п. Игра, мрн. Нефтяников, 2е, реализовывались без подтверждения соответствия обязательным требованиям нормативных документов, без декларации соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации соответствия мясо и мясопродукты, полученные по накладной № 949 от 09.04.2012 от ИП Огородниковой С.М.: окорок свиной на кости в количестве 154,54 кг, окорок свиной без кости 52,1 кг, лопатка свиная 88, 4 кг, говядина без кости 48,9кг, шейка свиная 23,9 кг, печень свиная 20 кг, сердце свиное 20 кг, карбонат свиной 29,95 кг, цыплята бройлер 42 кг.
Результаты проверки оформлены актом № 45 от 12.04.2012.
12.04.2012 по результатам проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в п. Игра в отношении индивидуального предпринимателя Голикова Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статье 14.45 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ИП Голикова Ю.А. к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого отнесено рассмотрение данной категории дел.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В силу статьи 12 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 - при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" N 982 от 01.12.2009 в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации входят 9210 Продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности (включая яйцепродукты), в том числе: мясо всех видов убойных, промысловых и диких животных и птицы; мясо говядина в полутушах и четвертинах; мясо свинина в тушах и полутушах; субпродукты.
Как установлено административным органом в ходе проверки и не опровергнуто ответчиком по существу, сопроводительная документация (товарная накладная № 949 от 09.04.2012) продукции (окорок свиной на кости в количестве 154,54 кг, окорок свиной без кости 52,1 кг, лопатка свиная 88, 4 кг, говядина без кости 48,9кг, шейка свиная 23,9 кг, печень свиная 20 кг, сердце свиное 20 кг, карбонат свиной 29,95 кг, цыплята бройлер 42 кг), находящейся на реализации у ИП Голикова Ю.А, не содержала сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, сами декларации соответствия отсутствовали.
Таким образом, факт нарушения ИП Голиковым Ю.А. требований, установленных вышеперечисленными нормами, судом установлен, подтвержден материалами дела.
Довод заявителя о том, что впоследствии им были запрошены у ИП Огородниковой С.М. и предоставлены 16.04.2012 в административный орган все документы на продаваемую продукцию, не освобождает его от ответственности. На момент проведения проверки данные нарушения имели место, кроме того, они касаются безопасности жизни и здоровья людей.
В соответствии со статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина ИП Голикова Ю.А. заключается в невыполнении им обязанности по соблюдению обязательных требований законодательства при осуществлении деятельности по обороту мяса, имея возможность для соблюдения установленных правил и норм законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов. Вина ИП Голикова Ю.А. установлена судом в форме неосторожности, поскольку ответчик не предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий по неисполнению требований законодательства по обороту мяса, хотя должен был и мог их предвидеть.
С учетом изложенного, в действиях (бездействии) ИП Голикова Ю.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Суд в силу статьи 71 АПК РФ при полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Допущенное ответчиком правонарушение в целях применения малозначительности исключительным случаем не является.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления).
Оценив характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, суд пришел к выводу том, что совершенное ответчиком административное правонарушение посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности. Неисполнение установленных законодательством обязанностей может создать угрозу жизни и здоровью человека.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом изложенных обстоятельств, ИП Голиков Ю.А. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. Учитывая характер совершенного предпринимателем административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.Привлечь индивидуального предпринимателя Голикова Юрия Александровича, 01 января 1954 года рождения, место рождения- с. Н-Александровка Мельцанского района Мордовской АССР, проживающего по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, п. Игра, ул. Колхозная, д. 9, кв. 7, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 310180921800014, ИНН 234902421880, зарегистрированного 06.08.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Удмуртской Республике, п. Игра к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.
2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу в доход бюджета РФ с указанием следующих реквизитов: получатель УФК по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по УР), банк получателя – ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г.Ижевск, БИК – 049401001, ИНН – 1835064045, КПП – 183501001, расчетный счет – 40101810200000010001, КБК – 14111690050056000140, ОКАТО – 94218551000.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина