Решение по делу № 2-360/2015 от 31.03.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2015 года                              г. Дудинка

                                

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием представителей истца – Кардаполовой Ю.А., Луценко И.И.,

представителя ответчика – Кушнарева Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-360 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске к открытому акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске (далее по тексту – территориальный отдел) обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (далее по тексту – ОАО «ГМК «Норильский никель»), ссылаясь на следующие обстоятельства.

На основании распоряжения начальника территориального отдела от 23.01.2015 № 322, а также в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в отношении ОАО «ГМК «Норильский никель» была проведена внеплановая документарная проверка, а именно, проведено внеплановое мероприятие по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 09.06.2014 № 503. В ходе проведения внеплановой проверки было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) от 09.06.2014 № 503. в частности, требований ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.3.1. табл. 2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», пункта 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации и рабочему инструменту» в части доведения до нормируемых значений уровней шума: бурильщика шпуров в кабине СБУ (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, участок № 11 М7С Simba хоз. № 1); машиниста электровоза (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, промежуточный квершлаг, электровоз хоз. № 3). Срок исполнения 20.01.2015. В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что уровни шума на рабочих местах: бурильщика шпуров в кабине СБУ (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, участок № 11 М7С Simba хоз. № 1) составляет 91,8+2,5 дБА при ПДУ 80 дБА; машиниста электровоза (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, промежуточный квершлаг, электровоз хоз. № 3) составляет 89,1+1,8 дБА при ПДУ 80 дБА (согласно копии протокола контроля уровней шума № 185-о от 06.02.2015). По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 875 от 27.02.2015, в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На момент предъявления искового заявления вышеуказанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Производственный шум обладает значительной биологической активностью, воздействие на человека уровней, превышающих допустимые значения, оказывает неблагоприятное влияние на организм работника, а при определенной длительности и интенсивности воздействия способен вызвать патологические изменения, вплоть до развития профессиональных заболеваний. Производственный шум является общебиологическим раздражителем, его ущерб здоровью проявляется в виде специфического поражения органа слуха, а также неспецифических поражений в других органах и системах. Поражение у работника звукового анализатора органа слуха приводит к возникновению профессиональной тугоухости, основным симптомом которой является снижение слуха. Помимо действия шума на орган слуха установлено его повреждающее влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы организма. На основании изложенного истец просит суд признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 503 от 09.06.2014, противоправным, и обязать ОАО «ГМК «»Норильский никель» устранить нарушения требований ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.3.1. табл. 2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», пункта 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации и рабочему инструменту» в части доведения до нормируемых значений уровней шума: бурильщика шпуров в кабине СБУ (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, участок № 11 М7С Simba хоз. № 1); машиниста электровоза (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, промежуточный квершлаг, электровоз хоз. № 3), с представлением разработанного плана, других мер, принимаемых администрацией предприятия по устранению обнаруженных нарушений санитарных правил, включающего организационно-технические, медико-профилактические мероприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», с предоставлением протоколов измерения физических факторов (уровней шума) установленного образца, в срок, не более трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представители истца – территориального отдела Управления Роспотребнадзора Кардаполова Ю.А. и Луценко И.И., действующие по доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным выше, просили иск удовлетворить, уточнив срок, до которого ответчик обязан представить разработанный план мероприятий, других мер, принимаемых по устранению обнаруженных нарушений санитарных правил – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – ОАО «ГМК «Норильский никель», Кушнарев Д.П., действующий по доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, представив суду подробные письменные возражения относительно исковых требований, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, поскольку, поводом для обращения в суд с исковым заявлением послужило нарушение прав работников рудника «Октябрьский», а именно, работников, осуществляющих свою деятельность на рабочем месте машиниста электровоза К-10 и бурильщика шпуров СБУ М7С Simba. Однако, круг лиц, работающих на спорных рабочих местах определен, их 19 человек. В связи с чем, представитель ответчика считает, что Роспотребнадзор вышел за пределы своих полномочий, так как не имел права обращаться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Кроме того, представитель ответчика полагает, что предписание № 503 является незаконным и не может являться основанием для применения мер ответственности, так как административное производство, на основании которого выдано указанное предписание, было прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения. Более того, ОАО «ГМК «Норильский никель» принимаются все необходимые меры по защите работников от неблагоприятных факторов, в частности, работникам выдаются средства индивидуальной защиты – противошумные наушники торговой марки «ЗМ» модель «OPTIME-III» с узлом крепления под каску защитную (уровонь снижения шума 33 дБА). Таким образом, с учетом применения данных противошумных наушников степень воздействия шума (при ПДУ 80 дБА), на бурильщика шпуров составляет 58,8+2,5 дБА, на машиниста электровоза – 56,1+1,8 дБА. В связи с изложенным выше, представитель ответчика Кушнарев Д.П. просил суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, помимо прочего, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

На основании ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона,
соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Как указано в п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36, предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, разработанные с учетом категорий тяжести и напряженности труда, представлены в табл. 2.

    На основании п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 (вместе с «СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 и утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003, параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.Как установлено в судебном заседании, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний, людей, 09 июня 2014 года, специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске Ждановым В.А. в адрес ОАО «ГМК «Норильский никель» направлено предписание № 503, где, в частности, указано о необходимости в срок до 20 января 2015 года устранить выявленные нарушения ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.3.1. табл. 2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», пункта 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации и рабочему инструменту» в части доведения до нормируемых значений уровней шума: бурильщика шпуров в кабине СБУ (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, участок № 11 М7С Simba хоз. № 1); машиниста электровоза (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, промежуточный квершлаг, электровоз хоз. № 3), с предоставлением разработанного плана мероприятий, других мер, принимаемых администрацией предприятия по устранению обнаруженных нарушений санитарных правил (превышений действующих санитарных норм и гигиенических нормативов в части шумогенерирующего фактора), включающего организационно-технические, медико-профилактические мероприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», с предоставлением протоколов измерения физических факторов (уровней шума) установленного образца за 2013г. и (или) истекший период 2014г., выполненных силами собственной аттестованной лаборатории или лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, с предоставлением графика проведения планово-предупредительных ремонтов и выбраковки шумо-, виброгенерирующего оборудования и механизмов с превышением ПДУ, нормируемых значений до 15,7 дБА. 23 января 2015 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске – главным государственным санитарным врачом по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Першиным А.Ю. издано распоряжение № 322 о проведении проверки в отношении ОАО «ГМК «Норильский никель», с целью проверки выполнения предписания специалиста-эксперта территориального отдела в г. Норильске Жданова В.А. от 09.06.2014 № 503. Срок проведения проверки установлен с 26.01.2015 по 17.02.2015 (л.д. 9-10). 27 февраля 2015 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске Кардаполовой Ю.А. в отношении ОАО «ГМК «Норильский никель» составлен протокол об административном правонарушении № 875 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – за невыполнение в срок законного предписания № 503 от 09.06.2014 органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (л.д. 19-22). Вышеуказанные факты свидетельствуют о длительном неисполнении ОАО «ГМК «Норильский никель» законных требований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении нарушений санитарного законодательства, в связи с чем, суд полагает, что требования территориального отдела о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как указанные выше нарушения действующих санитарных правил и нормативов являются серьёзными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушение прав человека на обеспечение безопасной среды обитания, в то время, как право каждого человека на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Конституции Российской Федерации.Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.     В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, ответчиком ОАО «ГМК «Норильский никель» суду не представлено. Доводы представителя ОАО «ГМК «Норильский никель» о том, что у истца отсутствовали полномочия на обращение с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в то время, как круг лиц, работающих на спорных рабочих местах определен (19 человек), суд находит несостоятельным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Таким образом, ссылка представителя ответчика на те обстоятельства, что круг лиц, работающих на спорных рабочих местах определен и составляет 19 человек, не может быть принята судом во внимание, поскольку количество рабочих в будущем может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону их уменьшения, на указанные рабочие места могут быть приняты иные работники, помимо тех, которые представлены в списках.

Довод представителя ответчика о том, что вынесенное Роспотребнадзором предписание № 503 от 09 июня 2014 года является незаконным, так как основано оно было на результатах проведенной АИДЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» экспертизы соответствия фактических уровней звука с учетом тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах бурильщика шпуров, машиниста электровоза подземного участка рудника «Октябрьский» санитарным нормам и правилам, которая, в свою очередь, является недопустимым доказательством, поскольку по итогам рассмотрения протокола № 311 10.02.2015 года ТО Роспотребнадзора вынесено постановление о прекращении производства по делу ввиду нарушения процессуальных норм КоАП РФ при проведении санитарно-эпидемиологического расследования, не может быть принят судом во внимание, поскольку производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ОАО «ГМК «Норильский никель» было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду процессуальных нарушений оформления результатов административного расследования, что не свидетельствует о незаконности вынесенного Роспотребнадзором предписания № 503 от 09 июня 2014 года.

Также, суд находит не состоятельным довод представителя ответчика о том, что компанией принимаются все необходимые меры по защите работников от неблагоприятных факторов, в том числе, выдаются противошумные наушники, с помощью которых снижается степень воздействия шума на бурильщика шпуров до 58,8 + 2,5 дБА, на машиниста электровоза - до 56,1 + 1,8 дБА, при ПДУ 80 дБА, поскольку ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих указанные выше доводы. Математические расчеты снижения уровня шума при использовании наушников не являются надлежащим доказательством, поскольку не ясно, каким специалистом и с применением каких методик данные расчеты произведены.

Ссылка представителя ответчика на п. 1.5. Р2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, где указано, что в тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен (в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ) обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника - рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.), является необоснованной, так как ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что по обоснованным технологическим и иным причинам он не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах.

Более того, в судебном заседании представителем ответчика представлена копия инструкции для оператора, в которой приведены технические данные установки SimbaМ7С, где указано, что уровень шума на месте оператора составляет 83,3 дБА, что уже заведомо превышает предельно допустимое значение 80 дБА, что свидетельствует о нарушении требований санитарного законодательства и является недопустимым.

С учетом требований разумности, суд считает возможным увеличить срок для устранения выявленных нарушений, определив его в один год со дня вступления решения суда в законную силу, так как устранение выявленных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных временных затрат.

В соответствии со статьей 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске к открытому акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.3.1. табл. 2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», пункта 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации и рабочему инструменту», в части доведения до нормируемых значений уровней шума:

- бурильщика шпуров в кабине СБУ (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, участок № 11 М7С Simba хоз. № 1;

- машиниста электровоза (рудник «Октябрьский», горизонт – 800 метров, промежуточный квершлаг, электровоз хоз. № 3.

Взыскать с открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья А.В. Васильев

    

2-360/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
ОАО "ГМК "Норильский никель"
Суд
Дудинский районный суд Ставропольского края
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
31.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2015Судебное заседание
29.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее