Дело № 2а-332/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием представителя административного истца - прокурора прокуратуры Октябрьского района Кузубовой В.Г.,
представителя административного ответчика – администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы Сержановой Л.Н.,
при секретаре Фирсовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 27 ноября 2018 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении поставить гидротехнические сооружения на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Советского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что на территории Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области находится три ГТС, которые отвечают установленным ст.225 ГК РФ признакам бесхозяйного недвижимого имущества, однако мер к постановке на учет данных ГТС, как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, администрацией Советского сельского поселения на момент проверки принято не было.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным бездействие администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по постановке гидротехнических сооружений: на водохранилище балки «Кумская», расположенного в 0,5 километрах восточнее <адрес>, пруду балки «Чилековская», расположенного в северной части <адрес>, № на пруду «Безымянный», расположенного в 1 километре северо-восточнее <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, и обязать администрацию Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке гидротехнических сооружений: на водохранилище балки «Кумская», расположенного в 0,5 километрах восточнее <адрес>, пруду балки «Чилековская», расположенного в северной части <адрес>, № на пруду «Безымянный», расположенного в 1 километре северо-восточнее <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО4 в судебном заседании административный иск признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, в числе прочих, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон №117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно статье 9 Федерального закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.В силу ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из смысла данной статьи, единственным инициатором обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является орган местного самоуправления - администрация Советского сельского поселения.
В судебном заседании установлено и не опровергнуто представителем административного ответчика, что на территории Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> находятся гидротехнические сооружения: на водохранилище балки «Кумская», расположенного в 0,5 километрах восточнее <адрес>; на пруду балки «Чилековская», расположенного в северной части <адрес>; № на пруду «Безымянный», расположенного в 1 километре северо-восточнее <адрес>.
Указанные гидротехнические сооружения отвечают установленным ст.225 ГК РФ признакам бесхозяйного недвижимого имущества, при этом мер к постановке на учет данных ГТС как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, администрацией Советского сельского поселения на момент проверки, принято не было.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
При этом администрация Советского сельского поселения меры к постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, приняты не были.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие у вышеназванных ГТС статуса бесхозяйных объектов, не позволяет в дальнейшем установить их собственника. В свою очередь, отсутствие собственника у гидротехнических сооружений существенным образом ущемляет права и законные интересы лиц, проживающих на территории сельского поселения, поскольку затраты на их содержание, текущий и капитальный ремонт никем не осуществляются, ответственность за их безопасность и состояние никто не несет.
Таким образом выявленное прокурором района положение дел, может послужить причиной приведения ГТС в аварийное состояние, создать на территории сельского поселения чрезвычайную ситуацию техногенного характера.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по постановке гидротехнических сооружений: на водохранилище балки «Кумская», расположенного в 0,5 километрах восточнее <адрес>; на пруду балки «Чилековская», расположенного в северной части <адрес>; № на пруду «Безымянный», расположенного в 1 километре северо-восточнее <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Обязать администрацию Советского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке гидротехнических сооружений: на водохранилище балки «Кумская», расположенного в 0,5 километрах восточнее <адрес>; на пруду балки «Чилековская», расположенного в северной части <адрес>; № на пруду «Безымянный», расположенного в 1 километре северо-восточнее <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес>, в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено с применением технических средств ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий