Решение по делу № 2-8306/2018 ~ М-8478/2018 от 27.09.2018

Дело № 2-8306/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Ланшаков С.В

при секретаре Есев К.Е

с участием истца Ауловой А.Б

представителя истца Каленской Н.В.,

представителя ответчика Гогуновой Д.Д

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ауловой А.Б. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список, предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Аулова А. Б обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений; обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты обращения; обязании предоставить ей жилье по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании заявитель и ее представитель на иске настаивали. Представитель ответчика с иском был не согласен. Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми направили письменные возражения на иск и просили рассмотреть дело в их отсутствии., ГБУ РК « Кочпонский ПНИ» просили рассмотреть дело в их отсутствии, решение вынести на усмотрение суда.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Аулова А.Б. .... Родители Ауловой А.Б после ее рождения отказались забрать ее из родильного дома, подав соответствующие заявления. В связи с чем Аулова А.Б подпадает под понятие ребенок, оставшийся без попечения родителей, предусмотренное ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аулова А.Б воспитывалась в Доме ребенка в г Воркута. С 07.09.1993 года по 09.02. 2018 года проживала и воспитывалась в ГБУ РК «...».

09.02. 2018 года выбыла на самостоятельное проживание по адресу : ... в настоящее время проживает по адресу : ...

Каким-либо жилым помещением Аулова А.Б в настоящему времени не обеспечена.

19 июня 2018 года Аулова А.Б. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список).

20.06. 2018 года на заседании комиссии по жилищным вопросам было принято решения об отказе во включении истицы в Список в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право истицы на включение в Список, в частности, указано на достижение истицей возраста ... и утрату в связи с этим статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар от 20.06. 2018 года № 6/ 1573 был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 20.06. 2018 года.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.

При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» оспаривалось право истицы на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот в связи с достижением истицей 23-х летнего возраста.

Согласно Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 № 151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Доводы возражений ответчика и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, а Маринцевой Г.В. с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращалась, сами по себе не могут быть расценены судом в качестве оснований для отказа в удовлетворении иска.

Действительно, согласно ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детеи- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, юридическое значение для настоящего спора имею причины, в силу которых заявитель своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и /или/ воспитывались; состояние здоровья детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, хоть и являлся совершеннолетним и дееспособным, однако в силу психического здоровья не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет.

Как пояснила истица о возможности постановки на учет нуждающихся на предоставлении жилья, она узнала после выбытия из ГБУ РК «...» в 2018 году. Во время нахождения Ауловой А.Б в в данном учреждении мер, направленных на постановку заявителя на включение в Список на учет на получение жилья, как сироте, не принималось. Доступ к информации в те годы, для лиц, проживающих в интернате, был ограничен. Состояние здоровья самого истца не позволяло самостоятельно встать на учет до достижения возраста 23 лет. Согласно индивидуальной программе реабилитации Ауловой А.Б у нее имеются значительно выраженные ...

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица, хоть и является совершеннолетней и дееспособной, но в силу своего психического здоровья не могла самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет.

ГБУ РК «...», исполнявший до достижения истицей совершеннолетия обязанности опекуна (попечителя), должен был принять меры к тому, чтобы истица, в силу умственного развития не в полном мере осознававшая и понимавшая свои права, была поставлена на соответствующий учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для получения в дальнейшем жилого помещения.

Таким образом, уважительность причин пропуска истицей срока для обращения с запросом о включении в Список подтверждается объективными причинами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истицы права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории МО ГО «Сыктывкар».

В связи с чем, требование Ауловой А.Б о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, подлежит удовлетворению.

В целях реализации указанного права на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит обязанность включить заявителя в Список с даты подачи заявления – 19 июня 2018 года..

Обязанность администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению жилыми помещениями не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истице, суд исходит из положения п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ согласно которым по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ было предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставлялись гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 ч. 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Положениями вступившего в силу с 01.01.2016 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ требований к помещениям, подлежащим предоставлению по указанной льготе, не содержится.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Законных оснований для применения в рассматриваемом споре иных норм предоставления жилого помещения не имеется.

С учетом изложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истице жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать за Ауловой А.Б. право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Аулову А.Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты подачи заявления- 19 июня 2018 года.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Ауловой А.Б. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

...

Судья -                                  С.В Ланшаков.

2-8306/2018 ~ М-8478/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аулова А.Б.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат»
Суд
Сыктывкарский городской суд
Судья
Ланшаков Сергей Владимирович
27.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018[И] Передача материалов судье
05.10.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[И] Предварительное судебное заседание
19.12.2018[И] Судебное заседание
24.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее