Дело № 2а-1351/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2016 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием административного истца Ш.Л.М., административного ответчика К.И.Н., представителя заинтересованного лица П.И.Н., заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Ш.Т.А,, при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ш.Л.М. к К.И.Н. об отмене регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области №____ от 21.06.2016г. назначены досрочные выборы главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23.05.2016г. №____ полномочия избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области возложены на территориальную избирательную комиссию Шарьинского района Костромской области.
Постановлениями избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района от 06.08.2016г. №____ и от 12.08.2016г. №____ кандидатами на должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района зарегистрированы Ш.Л.М. и К.И.Н.
Ш.Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к К.И.Н. об отмене регистрации кандидата на должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области.
Требования мотивируются тем, что в нарушение ст. 84 Избирательного кодекса Костромской области, которая предусматривает равенство прав и обязанностей зарегистрированных кандидатов, К.И.Н. занимается благотворительной деятельностью, на что не имеет права, расценивается как подкуп избирателей. Так, в августе 2016 года, ею были приобретены в г. Кострома пять унитазов, которые подарены в дошкольное отделение Николо-Шангской школы и там же установлены. О желании купить данную сантехнику К.И.Н. озвучила на заседании Совета депутатов Шангского сельского поселения _______ года, отметив, что в г. Шарье очень дорого и придется ехать в г. Кострому, потому что там гораздо дешевле. Директор Николо-Шангской школы Х.С.В. на торжественной линейке 01.09.2016г. в присутствии учащихся, родителей учеников, приглашенных, а также депутатов Совета депутатов Шангского сельского поселения, главы Шарьинского муниципального района публично и официально благодарила К.И.Н. за оказанную ею лично помощь, за приобретение пяти унитазов для дошкольной группы (в качестве подарка). Кроме того, К.И.Н. 01.09.2016г. вновь пришла в школу с подарками, С.Л.А. предупредила её, что в статусе депутата она не имеет права подарки вручать. К.И.Н. обратилась в территориальную избирательную комиссию Шарьинского района, что депутат С.Л.А. вмешалась в исполнение её желаний публично оказать вновь благотворительную помощь. На что получила разъяснения специалиста избирательной комиссии З.С.А. о незаконных её действиях как кандидата в период избирательной компании. После чего К.И.Н.принесла 02.09.2016г. чек на приобретенные унитазы в дошкольное отделение и передала его воспитателю М.М.Я.
В судебном заседании административный истец Ш.Л.М. на исковых требованиях настаивала по указанным в исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик К.И.Н. исковые требования не признала, пояснила, что не оказывала спонсорской помощи дошкольному отделению Николо-Шангской школы. Она лишь оказала помощь в доставке унитазов из г. Костромы в дошкольное отделение школы. Унитазы были приобретены 12.08.2016г. не на её деньги, их стоимость была учтена в смете на ремонт учебного заведения. Детский сад в с. Николо-Шанга должен был быть открыт 08.08.2016г., чему препятствовало отсутствие новых унитазов, которые по требованиям СанПиН должны быть установлены в дошкольном учреждении. По приглашению заведующей садиком она присутствовала на собрании при обсуждении данного вопроса. Руководитель подрядчика Герман, производивший в садике ремонт, попросил её купить унитазы в г. Кострома. После чего она попросила своего будущего зятя приобрести унитазы в г. Кострома, организовав их доставку в с. Николо-Шанга. Директор школы Х.С.В. на линейке 01.09.2016г. благодарила работников за хорошо проделанную работу, также поблагодарила и её (К.И.Н.) за помощь в доставке унитазов, которая спонсорской не являлась.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель территориальной избирательной комиссии Шарьинского района Костромской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, П.И.Н. пояснила, что с жалобой на указанные действия К.И.Н. Ш.Л.М. обратилась и в территориальную избирательную комиссию Шарьинского района. Вынесение решения по жалобе приостановлено до разрешения спора в суде.
Прокурор Ш.Т.А, полагала в удовлетворении требований Ш.Л.М. отказать в связи с тем, что действия по доставке сантехники из г. Кострома не относятся к благотворительности, эти действия были произведены до регистрации Ковригиной И.Н. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения. Доказательств того, что доставка унитазов проводилась с целью подкупа избирателей, не представлено.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Статьей 56 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ установлены ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. В частности, кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.
Статья 84 Избирательного кодекса Костромской области также устанавливает, что в ходе избирательной кампании кандидаты, зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенные лица кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, зарегистрированных кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе, поручению лиц от имени указанных лиц и (или) организаций, не имеют права заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям. Физическим и юридическим лицам запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Согласно ст. 101 Избирательного кодекса Костромской области кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам; и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 37) указал, что при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять, в частности следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Свидетель С.Л.А. показала, что присутствовала на собрании, когда К.И.Н. говорила о том, что собирается купить для садика унитазы в г. Кострома. Директор школы Х.С.В. на линейке 01.09.2016г. благодарила К.И.Н. за помощь в приобретении унитазов.
К.И.Н. в своих письменных пояснениях от 05.09.2016г., представленных в территориальную избирательную комиссию Шарьинского района, указала, что является действующим депутатом Совета депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района; членом общественного совета при главе Шарьинского района. Поэтому была приглашена 09.08.2016г. в детский сад с. Н-Шанга, где также присутствовали глава района, работник прокуратуры, редакции, по поводу неготовности садика к работе, т.к сантехника не соответствовала СанПиН. Детский сад был закрыт с 04.07.2016г. и должен был начать работу с _______ года. Родителям на собрании было дано обещание, что садик откроется 09.08.2016г., поэтому нужно было что-то предпринимать. В Шарье детские унитазы стоят очень дорого (4200 рублей) в Костроме такие же унитазы стоили 2800 рублей. Но просьбе заведующей садиком М.О.А. в присутствии подрядчика, она (К.И.Н.) пообещала посодействовать в привозе их из г. Костромы, т.к. её будущий зять был в этом городе. В с. Н-Шанга унитазы в количестве пяти штук перегрузили к К.Н.А., который привез и выгрузил их в присутствии завхоза в здании детского сада, кассовый чек отдал зав.садом. На момент разговора и обещания по поводу доставки сантехники она не была зарегистрирована кандидатом на должность главы Шангского поселения, поэтому статья 84 Избирательного кодекса Костромской области не нарушилась, благотворительная деятельность не осуществлялась.
Директор МОУ Николо-Шангская средняя общеобразовательная школа Х.С.В. в своих письменных пояснениях от 05.09.2016г., представленных в территориальную избирательную комиссию Шарьинского района, указала, что заведующая дошкольным отделением Николо-Шангской средней школы М.О.А. обратилась к депутату Собрания депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского района Костромской области 2 созыва К.И.Н. с просьбой помочь приобрести унитазы в дошкольное отделение. Помощь была оказана вдоставке пяти унитазов из г.Костромы мужем И. Н.К.Н., так как стоимость сантехники в г.Костроме значительно ниже. За финансовой помощью заведующая не обращалась и она не была оказана. Унитазы включены в смету подрядчика ООО «Профи», выполнявшего ремонтные работы в дошкольном отделении.
Директор МОУ Николо-Шангская средняя общеобразовательная школа Х.С.В. в своих письменных пояснениях от 09.09.2016г., представленных в суд, также указала, что заведующая дошкольным отделением Николо-Шангской средней школы М.О.А. обратилась к депутату Собрания депутатов Шангского сельского поселения Шарьинского района Костромской области 2 созыва К.И.Н. с просьбой помочь приобрести унитазы в дошкольное отделение. Помощь была оказана вдоставке пяти унитазов из г.Костромы мужем И. Н.К.Н., так как стоимость сантехники в г.Костроме значительно ниже. За финансовой помощью заведующая не обращалась и она не была оказана. Унитазы включены в смету подрядчика ООО «Профи», выполнявшего ремонтные работы в дошкольном отделении.
Из пояснений сторон следует, что унитазы для дошкольного отделения Николо-Шангской средней школы были приобретены в г. Кострома и доставлены в дошкольное отделение 12.08.2016г.
На момент дачи обещания по поводу оказания содействия в доставке сантехники К.И.Н. не была зарегистрирована кандидатом на должность главы Шангского поселения.
По мнению суда, действия К.И.Н. при оказании содействия в доставке сантехники в образовательное учреждение не подпадают под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, ст. 101 Избирательного кодекса Костромской области могут расцениваться как подкуп избирателей, характер совершенных действий не позволяет сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей голосовать за К.И.Н. или против других зарегистрированных кандидатов на должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района.
При рассмотрении дела судом не установлено наличия таких нарушений К.И.Н. законодательства о выборах, которые могли бы повлечь отмену её регистрации в качестве кандидата на должность главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района, в связи с чем оснований для удовлетвороения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ __________