Дело № 3а-29/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2016 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Оренбуржья» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Автовокзалы Оренбуржья» 29 декабря 2015 года обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельного участка общей площадью 9 833 кв.м, с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пригородный автовокзал, для производственных нужд, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала № 10, в отношении которого установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей.
В обоснование заявления указало, что сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют его рыночной стоимости, которая по состоянию на 24 апреля 2015 года составляет 31 458 000 рублей.
Общество в досудебном порядке обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области, однако решением комиссии от 11 декабря 2015 года № 143 заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
ООО «Автовокзалы Оренбуржья» просило суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной рыночной стоимости, указанной в предоставленном суду отчёте об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на (дата) в размере *** рублей.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, правительства Оренбургской области, ООО «Информсервис», администрации г. Оренбурга, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представители административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области и заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга в письменных заявлениях, просили рассмотреть дело без их участия.
ООО «Автовокзалы Оренбуржья» до начало судебного заседания представило заявление об уточнении заявленных требований и просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2 в размере 62 652 000 рублей. В судебное заседание представитель административного истца не явился, своим заявлением просил рассмотреть дело в упрощенном порядке.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная Государственная кадастровая оценка населенных пунктов.Результаты этой оценки утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п, которое издано в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановлением правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1234-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2012 году на территории Оренбургской области".
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** рассчитаны 24 апреля 2015 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости 5 группы видом разрешенного использования для кадастрового квартала *** в соответствии с приложением № 3 к постановлению № 1122-п.
Из материалов дела следует, что ООО «Автовокзалы Оренбуржья» является арендатором земельного участка общей площадью 9 833 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пригородный автовокзал, для производственных нужд, местоположение: (адрес), на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала №, что подтверждается договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (адрес), со множественностью лиц на стороне арендатора от (дата).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
ООО «Автовокзалы Оренбуржья» представило в суд отчет об оценке №-н от (дата) об определении рыночной стоимости земельного участка, а также положительное экспертное заключение отчета об № Э-0488/15 от (дата). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** рублей.
Общество в досудебном порядке обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по (адрес), однако решением комиссии от (дата) № заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям п. 19 ФСО 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» и п. 5 ФСО 3 «Требования к отчету об оценке, ст. 11 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации № 135-ФЗ от (дата).
В поступившем отзыве на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по (адрес) также ссылалось на указанные Комиссией нарушения допущенные оценщиком при составлении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Определением суда от (дата) (т.1 л.д. 177) по ходатайству административного истца была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от (дата), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, по состоянию на (дата) составляет *** рублей.
Представленное в суд экспертное заключение № от (дата), соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Экспертом-оценщиком проведено изучение рынка земельных участков, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом коэффициента вариации выборки, поправок на условия продаж, условия финансирования, категорию и назначение земель, площадь, объем правомочий, наличие построек, наличие инженерных коммуникаций, местоположение и наличие подъездных путей. Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в расчетной таблице.
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертном, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое общества с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Оренбуржья» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 24 апреля 2015 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пригородный автовокзал, для производственных нужд, местоположение: (адрес), на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 апреля 2015 года в размере 62 652 000 рублей на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 27 мая 2016 года.