РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№2-2257/2015
г. Тюмень 09 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием представителя ответчика Жукова В.Ф., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2257/2015 по иску Пака Г.В. о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пак Г.В. обратился с требованием о признании за ним права собственности на совместное имущество, а именно: бюджет муниципального образования города Тюмени (местный бюджет). Требования мотивировала тем, что в его владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в его владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, он является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовал в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрел право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавал.
Впоследствии требования уточнил: просил признать за ним право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации (л.д. 17).
В судебное заседание истец Пак Г.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – лично в телефонном разговоре, о чем составлена телефонограмма (л.д. 14), в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца (л.д. 22).
Представитель ответчика Жуков В.Ф. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку бюджет является формой образования и расходования денежных средств, а не имуществом, следовательно, на него не может быть признано право собственности. Согласно статье 132 Конституции РФ, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет органы местного самоуправления. Кроме того, действующим бюджетным законодательством утверждение бюджета в отношении конкретных граждан не предусмотрено. Право решения вопросов местного значения предоставлено истцам Конституцией РФ. Статьей 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но для этого имеются определенные пути, которые предусмотрены частью второй указанной статьи. Считает, что истец имеет возможность реализовать свое право распоряжаться, владеть и пользоваться муниципальным имуществом путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, истцом не представлены доказательства, что его права были кем-то нарушены.
Заслушав представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) установлено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Согласно статье 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Формирование и утверждение бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Тюмени, Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N697, при этом утверждение бюджета в отношении конкретных граждан действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.
Право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования, при этом, согласно словарю специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.
Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.
Поскольку доказательств того, что права истца на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истца на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истца владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пака Г.В. о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2015 года.
Судья подпись Е.А. Гарипова