АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Курск Дело № А35-12646/2009
18 января 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 18.01.2010 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Малаховой И.Н., при ведении протокола судебного заседания судьёй, рассмотрелв открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Курского района Курской области
к индивидуальному предпринимателю Локтионову Александру Антоновичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя: Тиньковой Т.Н. – удостоверение №070250,
от предпринимателя: Локтионова А. А. – паспорт: серия 38 04 № 252777.
Прокурор Курского района Курской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Локтионова Александра Антоновича (далее – ИП Локтионов А.А.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, сообщил, что ранее ИП Локтионов А.А. к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался.
ИП Локтионов А.А. в судебном заседании с заявленным требованием согласился, вину в совершении административного правонарушения признал.
Заслушав доводы явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд
установил:
Локтионов Александр Антонович, 21.12.1966 года рождения, уроженец г. Курска, проживающий по адресу: г.Курск, ул. Серёгина, д. 30, кв. 24, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463212700110, ИНН 463000294098.
Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Локтионову А.А. выдана лицензия АСС № 46-104897 от 22.12.2008г. на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
Прокуратурой Курского района Курской области в период с 02.12.2009 г. по 10.12.2009 года проведена проверка соблюдения ИП Локтионовым А.А. лицензионных требований и условий при осуществлении коммерческих пассажирских перевозок с использованием транспортного средства ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS, принадлежащего предпринимателю Локтионову А.А. на праве собственности.
По результатам проведенной проверки 02.12.2009 г. помощником прокурора Курского района Курской области Паньковым К.И., совместно с инспектором ДПС ОГИБДД при ОВД по Курскому району Добрица Д.А., в присутствии водителя ИП Локтионова А.А. - Перькова В.А., составлен акт проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в котором отражены выявленные факты нарушения ИП Локтионовым А.А. лицензионных требований, выразившиеся в том, что на момент проверки водитель автобуса ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS, Перьков А.В., при осуществлении разовой поездки в соответствии с договором фрахтования, не имел путевого листа по маршруту «г.Курск - г.Губкин», предрейсовый медицинский осмотр водителем не пройден. Кроме того, установлено грубое нарушение лицензионных требований и условий (подпункт «б» п. 5 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06г. №637), а именно: не проводился предрейсовый технический контроль транспортного средства ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS.
В связи с выявленными нарушениями, Прокурором Курского района Курской области Гуфельдом В.М. в присутствии ИП Локтионова А.А. было вынесено постановление от 10.12.2009г. о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Локтионова А.А. к административной ответственности в соответствии с ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно соответствовать в отношении содержания и сроков его вынесения требованиям, установленным статьями 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом) под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, по безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения).
В соответствии с 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязанность лицензиата по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности предусмотрена Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2.
В силу п. 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, одним из требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности является регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Проверкой установлено, что предрейсовый медицинский осмотр водителя автобуса ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS, Перькова В.А., работающего на основании трудового договора у ИП Локтионова А.А., 02.12.2009г. не проводился.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В ходе проверки установлено, что 02.12.2009г. водитель транспортного средства ИП Локтионова А.А. ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS, Перьков В.А., выполняя рейс в соответствии с договором фрахтования с ЧОП «Есаул+», перевозил пассажиров в количестве 23 человек по маршруту «г.Курск - г.Губкин» в отсутствие путевого листа.
Вышеперечисленные нарушения лицензионных требований и условий, допущенные ИП Локтионовым А.А., не являются грубыми нарушениями. Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, предпринимателем использовалось транспортное средство для перевозки пассажиров с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: 02.12.2009 г. при осуществлении разовой поездки в соответствии с договором фрахтованияпо маршруту «г.Курск - г.Губкин» транспортное средство ИП Локтионова А.А. - ПАЗ-32050, государственный регистрационный знак АА 004/46RUS (лицензионная карточка на автотранспортное средство – регистрационный №9)работало без прохождения в этот день предрейсового технического осмотра, в связи с чем административное правонарушение, совершенное ИП Локтионовым А.А., было квалифицировано по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. №15 утверждены Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, согласно пункту 2.5.4. которых, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от четырех до пяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем Локтионовым А.А. нарушений зафиксирован в акте проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения от 02.12.2009г., постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2009 г. и подтверждается материалами дела. Вина в совершении данного административного правонарушения признана лицом, привлекаемым к административной ответственности, что отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2009г. и протоколе судебного заседания от 13.01.2010г.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела и не оспаривается ИП Локтионовым А.А., суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Учитывая тот факт, что ранее ИП Локтионов А.А. к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекался, факт совершения правонарушения и вину в его совершении признал, арбитражный суд в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 4.2 КоАП РФ признает указанные обстоятельства смягчающими административную ответственность.
На основании изложенного, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.2, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 123, 156, 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 21.12.1966 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 30, ░░. 24, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 304463212700110, ░░░ 463000294098 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░.14.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░)
░░░ ░░░░░░░░░░: 4629025430
░░░ ░░░░░░░░░░: 463201001
░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░ 043807001
░░░░░ 38401000000
░░░░ №40101810600000010001,
░░░ 41511690010010000140
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 4000 ░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░