Судья Сломова И.В. Дело № 33–13072/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Хомич С.В.
судей Семёновой О.В., Лукьянова Д.В.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Резниковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах Кобзева Н.Н. к Администрации Аксайского района Ростовской области, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Управление образования Администрации Аксайского района Ростовской области, Правительство Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе Администрации Аксайского района Ростовской области на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Семёновой О.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Аксайского района Ростовской области в интересах Кобзева Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Аксайского района Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Аксайского района Ростовской области проверки исполнения Администрацией Аксайского района Ростовской области требований действующего законодательства по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что Кобзев Н.Н. состоит в льготном списке лиц как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий и имеющее право на первоочередное получение жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Истец просил суд обязать Администрацию Аксайского района Ростовской области предоставить Кобзеву Н.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2014 г. исковые требования прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах Кобзева Н.Н. удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Аксайского района Ростовской области предоставить Кобзеву Н.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Администрация Аксайского района Ростовской области в лице своего представителя Рыбалко И.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование указано, что выводы суда в части утверждения о наличии собственных полномочий по решению вопросов местного значения у администрации района по предоставлению жилых помещений каким-либо категориям граждан не соответствует закону, так как исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципальных районов установлен статьей 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По мнению заявителя, суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный ФЗ от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что государством в лице соответствующих органов ненадлежащим образом исполнена обязанность по реализации гарантированной Кобзеву Н.Н. социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, поскольку положениями статьи 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, это означает функциональную и компетенционную обособленность органов местного самоуправления в системе органов публичной власти.
Автор жалобы ссылается на то, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Однако частью 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлен запрет для органов местного самоуправления устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. При этом федеральные законы или законы субъекта, устанавливающие случаи исполнения местными бюджетами расходных обязательств субъекта РФ не принимались, указание на них в обжалуемом судебном решении отсутствует.
Заявитель считает, что необходимо проведение процедур, установленных действующим законодательством, в том числе формирование списков детей–сирот, корректировки распределения выделенных средств.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежим оставлению без изменения, а апелляционная жалоба -без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 40 Конституции РФ, статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, частей 1, 7, 8 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что государством в лице соответствующих органов – администрации Аксайского района Ростовской области ненадлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению Кобзеву Н.Н. жилого помещения, по реализации гарантированной истцу социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, указал на то, что предоставление жилых помещений не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет, а также финансовых возможностей субъекта по обеспечению граждан жилыми помещениями. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что Кобзев Н.Н. родился ДАТА . Мать, З.Б.Х. и отец, К.Н.И. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Кобзева Н.Н.
Постановлением главы администрации Каменского района Ростовской области от ДАТА НОМЕР Кобзев Н.Н. поставлен на квартирный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Кобзев Н.Н. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому подлежит обеспечению жилым помещением. На момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечен, а включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются ФЗ от 21.12.1996 N 159 (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФЗ от 29.02.2012 № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из вышеизложенного, предполагается обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривается, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, обязательство относительно Кобзева Н.Н. не исполнено, имеет место нарушение его прав, поскольку его право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав Кобзева, поскольку его право на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499 (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 этого Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Аксайского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии полномочий у администрации Аксайского района Ростовской области по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится Кобзев Н.Н.; о необходимости возложения исполнения данной обязанности на администрацию поселения, на территории которого проживает Кобзев Н.Н.; об отсутствии финансирования из областного и федерального бюджетов указанной социальной программы и невозможности ее реализации органами местного самоуправления по причине отсутствия специально выделенных на эти цели денежных средств основаны на неверном толковании апеллянтом приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем подлежат отклонению.
Действующая система правового регулирования вопроса обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предполагает зависимость предоставления таких помещений от наличия или отсутствия соответствующего бюджетного финансирования.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 (ред. от 07.03.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, решение суда не должно его подменять.
Положения пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их совокупности с пунктом 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения в области жилищных отношений относят, в частности, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, что не свидетельствует о возложении на указанные органы обязанности по обеспечению такими жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по реализации указанных государственных полномочий на территории Аксайского района Ростовской области правомерно возложена судом первой инстанции на ответчика – администрацию Аксайского района Ростовской области. Оснований для иных выводов судебная коллегия по изложенным апелляционной жалобе основаниям не находит.
Доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые ссылается апеллянт в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Аксайского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи