Решение по делу № 33-6476/2011 от 05.12.2011

Судья Буян Э.Ф. Дело № 33-6476/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.

судей Алексеевой С.Ф., Головкова В.Л.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 08 декабря 2011 года

дело по кассационной жалобе Антонюк С.Ю. на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 23 августа 2011 года, с учетом определения Корткеросского районного суда Республики Коми от 09 ноября 2011 года, по которому исковые требования Антонюк С.Ю. удовлетворены частично:

возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Антонюк С.Ю. периоды нахождения на курсах и семинарах: 18.09.1989 - 20.02.1989, 01.10.1992 – 14.11.1992, 16.03.1993 – 19.03.1993, 28.05.2001 - 15.06.2001, 18.03.2002 – 22.03.2002, 23.03.2004 – 25.03.2004, 17.04.2006 – 06.05.2006, 12.01.2009 – 08.02.2009, 11.03.2009 – 11.04.2009, 25.05.2009 – 30.06.2009, 14.09.2009 – 15.09.2009, 08.04.2010 – 09.04.2010, работы в должности "..." с 01.01.2004 по 31.01.2006 и назначить Антонюк С.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости по пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 30 ноября 2010 года;

отказано Антонюк С.Ю. в требовании о применении льготного исчисления (1 год 03 месяца за 1 год работы) при расчете специального стажа работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 с учетом периода работы только в сельской местности;

взыскано с ГУ – Управление Пенсионного фонда в Корткеросском районе РК в пользу Антонюк С.Ю. оплаченную им государственную пошлину в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения Антонюка С.Ю. и его представителей Антонюк С.Г. и Федорова Г.В., а также объяснение Каневой В.А. – представителя ГУ УПФ в Корткеросском районе РК, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Антонюк С.Ю. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Корткеросском районе и с учетом дополнений просил включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах и семинарах: 18.09.1989 - 20.02.1989, 01.10.1992 – 14.11.1992, 16.03.1993 – 19.03.1993, 28.05.2001 - 15.06.2001, 18.03.2002 – 22.03.2002, 23.03.2004 – 25.03.2004, 17.04.2006 – 06.05.2006, 12.01.2009 – 08.02.2009, 11.03.2009 – 11.04.2009, 25.05.2009 – 30.06.2009, 14.09.2009 – 15.09.2009, 08.04.2010 – 09.04.2010, работы в должности "..." с 01.01.2004 по 31.01.2006, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 14 ноября 2010 года, возмещении судебных расходов, а также просил о применении льготного исчисления (год работы как год и три месяца) к периоду работы в должности "..." в сельской местности с 01.01.2002 для назначения пенсии с учетом периода работы только в сельской местности.

В судебном заседании истец и его представители иск поддержали.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик не согласился с решением суда в части даты назначения досрочной пенсии и просит изменить решение суда и назначить пенсию с 14.09.2010.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 14 сентября 2011 года Антонюк С.Ю. обратился в ГУ УПФ РФ в Корткеросском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Решением ГУ УПФ РФ в Корткеросском районе № 2 от 20.01.2011 года Антонюк С.Ю. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа лечебной деятельности в сельской местности, который составил 19 лет 01 месяц 23 дня, в льготном исчислении 21 год 09 месяцев 26 дней, а также отсутствием требуемого 30 летнего специального стажа, исчисленного из расчета работы в городе и сельской местности, который составил с учетом льготного исчисления периода работы в сельской местности 25 лет 10 месяцев 05 дней. При этом, из специального стажа работы в связи с лечебной деятельностью исключены периоды отпусков без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации по подготовке и переподготовки кадров с отрывом от производства, семинары, по тем основаниям, что Правила № 781 не содержат норм о включении данных периодов в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью. Кроме того, период работы с 01.01.2004 по 31.01.2006 в должности "..." не засчитан в специальный стаж, по тем основаниям, что Списком № 781 установлено обязательное условие для главных врачей – осуществление врачебной деятельности.

Разрешая спор по существу, проанализировав действующее законодательство, и представленные доказательства, суд сделал вывод о необходимости включения в специальный стаж спорных периодов работы в должности главного врача и нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах.

Согласно записям трудовой книжки Антонюк С.Ю. с 01.03.1986 по 08.02.1988 работал "..." травмотологического отделения Городской клинической больницы г.Тюмени, с 01.08.1988 по настоящее время работает в сельской местности в Корткеросском районе Республики Коми в Мординской участковой больнице (Мординская врачебная амбулатория) в должности "...", с 01.02.2006 в должности "...".

По результатам проверки, проведенной специалистами УПФ, установлено отсутствие документального подтверждения осуществления врачебной деятельности в период работы Антонюк в должности "..." с 01.01.2004 по 31.01.2006, так как отсутствуют данные о доплате.

Согласно положений п.4 Правил № 781, Списка № 781 с 01.11.1999 должность врачей- руководителей учреждений (их структурных подразделений) засчитывается в специальный стаж при условии осуществления врачебной деятельности. Согласно Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшего в оспариваемый период работы истца (п.5.3) врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям – врачам разрешалось вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере 25% должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.

Между тем, данные документы не запрещают осуществлять врачебную деятельность главным врачам учреждений здравоохранения без какой-либо доплаты, и не установлен обязательный объем выполнения указанной деятельности.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что в период работы "..." Мординской участковой больницы с 01.01.2004 по 31.01.2006 Антонюк осуществлял врачебную деятельность в качестве "...".

Отсутствие приказа об осуществлении доплаты истцу в размере 25% за ведение работы "..." не свидетельствует об отсутствии такой доплаты. Так, штатным расписанием за 2004-2006 года, отчетом, медстатиста Корткеросской ЦРБ, «Сведениями о лечебно-профилактическом учреждении» (ф.№30) за 2004-2005 года, показаниями свидетелей, журналами регистрации листов временной нетрудоспособности, журналом учета приема больных и отказов в госпитализации подтверждается осуществление Антонюк С.Ю. врачебной деятельности и наличие доплаты за данный период, установленной штатным расписанием.

Кроме того, с учетом разъяснений Минздрава РК от 15.01.2010 № 13-06/А-1866, предоставленного со ссылкой на приказ Минзрава № 900 в Мординской врачебной амбулатории должность "..." установлена вместо должности врача и не является освобожденной.

Таким образом, период работы в должности "..." Мординской врачебной амбулатории с 01.01.2004 по 31.01.2006 подлежит включению в специальный стаж истца.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, а также ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При таких обстоятельствах периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, равно как участие семинарах, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части требования о применении льготного исчисления (один год работы за год и три месяца) при расчете специального стажа работы в связи с лечебной деятельностью для назначения досрочной трудовой пении по старости с 01.01.2002 с учетом периода работы только в сельской местности, суд исходил из отсутствия на то правовых оснований.

Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Из материалов дела усматривается, что с 01.08.1988 года по настоящее время работа Антонюк С.Ю. проходит в сельской местности. С 01.03.1986 по 08.02.1988 работал в городской клинической больнице г.Тюмени "..." травмотологического отделения.

При таких обстоятельствах, ответчиком при вынесении решения обосновано проверено наличие права истца на пенсию в связи с лечебной деятельностью по двум условиям:1) наличие права за период работы в сельской местности без учета работы в городе, применив установленные законодательством условия, а именно: наличие необходимой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 25 лет, при условии расчета стажа работы в сельской местности до 01.11.1999 в льготном исчислении; 2) наличие права на пенсию с учетом необходимого 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и исчисления специального стажа, протекающего в городской и сельской местности, с применением льготного исчисления стажа (1 год 3 месяца за 1 год работы) за весь период работы в сельской местности по день обращения.

Оценив все обстоятельства по делу, с учётом включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, работы в должности "..." с 01.01.2004 по 31.01.2006, суд пришел к правильному выводу, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии у истца отсутствовал необходимый специальный стаж, исчисленный только за период работы в сельской местности (25 лет), а также исчисленный за период работы в сельской местности и городе (30 лет).

Принимая во внимание, что истец по настоящее время продолжает работать в должности "..." Мординской врачебной амбулатории, следовательно, его право на досрочную пенсию с учетом работы только в сельской местности, при требуемом 25 летнем стаже наступило с 30.11.2010, а при расчете стажа с учетом работы в городе и сельской местности, при требуемом 30 летнем стаже, возникло в марте 2011 года.

Довод кассационной жалобы о том, что право на досрочную пенсию у истца возникло с 14.09.2010, не может быть принят во внимание, как основанный на неверном толковании правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения.

При назначении пенсии до 01.11.1999 стаж медицинской работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за 1 год и три месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

После 01.11.1999 льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже (если работа протекала как в городе, так и в сельской местности). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»).

Учитывая, что после 01.01.2002 истец осуществлял лечебную деятельность только в сельской местности, положение п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не может быть применено, поскольку при исчислении стажа работы, дающей право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173 от 17.12.2001, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Антонюк С.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6476/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Антонюк С.Ю.
Ответчики
ГУ УПФ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Алексеева С Ф
08.12.2011Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее