Дело № 2а-895/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 октября 2017 года город Буинск, РТ
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Шамионова, при секретаре судебного заседания Л.Н. Акшевой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Н.А. к отделу судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Садыкову Рамису Рустемовичу о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными по исполнению исполнительных документов в отношении М.А.В. по взысканию задолженности по договору займа и процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л :
И.Н.А. обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Садыкову Рамису Рустемовичу о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными по исполнению исполнительных документов в отношении Медведева Альберта Васильевича по взысканию задолженности по договору займа и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование административного иска указано, что на исполнении от г.
г. И.Н.А. было написано и подано в отдел судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ заявление о предоставлении постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении М.А.В. и всех документов, за весь период времени с момента возбуждения исполнительного производства по дату подача указанного заявления, просила направить по почте письмом постановление о розыске имущества должника, запросы в банки, в части его касающейся, аресты счетов, запросы в налоговые органы, пенсионный фонд и другие ответы на них. На рассмотрение указанного заявления законодательством предусмотрено 30 дней.
Однако, решения по ее заявлению до настоящего времени принято не было.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Определением суда от года был привлечен в качестве второго административного ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Садыков Рамис Рустемович.
В судебном заседании административный истец И.Н.А. и представитель административного истца С.Е.Л. административный иск поддержали, уточнив, просили признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Р.Р. Т. С.Р. в части не предоставления постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении М.А.В. и всех документов, за весь период времени, с момента возбуждения исполнительного производства по дату подача указанного заявления.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Р.Р. Т. С.Р., представляющий также Отдел судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан по исполнению исполнительных документов в отношении М.А.В. по взысканию задолженности по договору займа и процентов за пользование чужими денежными средствами с административным иском не согласен, просит отказать.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдел судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Р.Р. Т. С.Р., представляющего также Отдел судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Р.Р. Т. С.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 36 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в
двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В судебном заседании установлено, что 10 апреля 2017 года Отделом судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Р.Р. Т. С.Р. было возбуждено исполнительное производство в отношении должника М.А.В., взыскатель – И.Н.А., предмет исполнения - задолженность в размере 220 000 рублей.
И.Н.А. обратилась в Отдел судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ с заявлением о предоставления постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении М.А.В. и всех документов, за весь период времени, с момента возбуждения исполнительного производства по дату подача указанного заявления, и просила направить по почте. Согласно штампу Отдела судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ заявление принято г.
Согласно статье 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статьей 64.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) предусмотрено право подачи заявления (ходатайства) лицами, участвующими в исполнительном производстве, на любой стадии исполнительного производства, по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения обращений.
Должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства), при этом в указанный срок не включаются выходные дни, а течение десятидневного срока рассмотрения заявления (ходатайства) должностным лицом начинается на следующий день после дня поступления к нему заявления (ходатайства).
Подробно порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве регламентирован "Методическими рекомендациями по определение порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", утвержденных ФССП России 11.04.2014 г. N 15-11 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 4.1 Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России и структурные подразделения территориального органа ФССП России обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе, заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе, информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Таким образом, обращение И.Н.А. подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа.
Проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель Р.Р. Т. С.Р. не ответил на письменное обращение И.Н.А. в 30-дневный срок, в связи с чем, нарушил права и законные интересы административного истца.
Довод судебного пристава-исполнителя Р.Р. Т. С.Р., что И.Н.А. был дан письменный ответ г., судом отклоняется как несостоятельный, поскольку доказательств отправки постановления о возбуждении исполнительного производства, либо вручения И.Н.А. лично или ее представителю, административным ответчиком суду не представлено.
В подтверждение того, что административным ответчиком запрашиваемые документы были отправлены своевременно и в полном объеме, суду им был представлен список простой корреспонденции, направляемой почтовой связью. Согласно данному списку административному истцу был отправлен служебное письмо с ответом на запрос.
Таким образом, суд установил, что имело место незаконное бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя Р.Р. Т. С.Р. в части не предоставления материалов исполнительного производства.
Изучив материалы исполнительного производства, судом также было установлено, что с материалами исполнительного производства И.Н.А. не была ознакомлена, так как отсутствует ее подпись об этом, что также подтвердила ее представитель в судебном заседании, о возбуждении исполнительного производства узнали с сайта УФССП по РТ.
При этом, суд учитывает, что заявление в части представления информации обо всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства, поданные И.Н.А., являются запросом о ходе исполнительного производства и положения ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не обязывают судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, о производимых судебным приставом-исполнителем действиях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные исковые требования И.Н.А. к отделу судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Садыкову Рамису Рустемовичу о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования И.Н.А. к отделу судебных приставов по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю ОСП по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Садыкову Рамису Рустемовичу о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по по Буинскому, Апастовскому и Кайбицкому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Т. С.Р. Рустемовича в части ненаправления И.Н.А. постановления о возбуждении исполнительного производства.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Буинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено .
Судья Р.Р. Шамионов.