Дело № 2а-682/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Райчихинск 03 декабря 2018 года
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.,
при секретаре Хомяковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Амурской области к Мироненко Марии Евстафьевне о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС РФ № 2 по Амурской области обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с настоящими требованиями, в обоснование которых указала, что в соответствии со ст. 19, 23 п.1 НК РФ Мироненко М.Е. ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является налогоплательщиком имущественных налогов и согласно ст. 45 НК РФ обязана ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки.
По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г.г.
Согласно ст.ст. 388 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога за которым числится задолженность. Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пеней явилось основанием для направления Инспекцией в адрес Мироненко М.Е. в соответствии со ст.69, 70 НК РФ требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени № от ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу, в котором налогоплательщику предложено добровольно оплатить налог и пени, срок до ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предложено добровольно оплатить налог и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления требование ответчиком не исполнено, задолженность по налогу и пени составила 5108 рублей 34 копейки.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Мироненко Марии Евстафьевны, ИНН № задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в сумме 5004 руб., пени 104,34 руб., а всего 5108 рублей 34 копейки.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства надлежаще извещен.
Административный ответчик Мироненко М.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлена. В представленном отзыве требования не признала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Райчихинска в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен, просил дело рассмотреть в отсутствие.
В силу ст. 150, 152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Статья 75 НК РФ определяет понятие пени как установленную настоящей статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
На основании п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. (п.1 ст.387 НК РФ)
Согласно Положению о земельном налоге на территории городского округа города Райчихинск, ставка налога для размещения домов малоэтажной жилой застройки составляет 0,3%, административный ответчик освобождается от уплаты налога в размере 50% от суммы налога.
Из материалов дела следует, что в собственности у Мироненко М.Е. имеется земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Требования административного истца о взыскании с Мироненко М.Е. задолженности по земельному налогу за земельный участок по <адрес> и пени удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что указанный земельный участок находится у административного ответчика на праве безвозмездного срочного пользования. Данное обстоятельство подтверждается произведенным административным истцом перерасчетом земельного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Мироненко М.Е. направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени за неуплату земельного налога. Срок уплаты задолженности в требовании № указан до ДД.ММ.ГГГГ, в требовании № до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако действий к уплате налога, пени и штрафа административный ответчик не предпринял.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения в суд с административным иском для принудительного взыскания задолженности.
Рассматривая требования административного истца о взыскании заложенности по земельному налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из пункта 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога..
Материалами дела установлено, что требование по уплате налога № административному ответчику предлагалось исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, по месту жительства административному ответчику Мироненко М.Е. (<адрес>) не направлялось.
Судом также учитывается, что административным истцом требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства административного ответчика Мироненко М.Е. (<адрес>) также не направлялось.
Данное обстоятельство подтверждается реестрами почтовых отправлений «Почта России» и сведениями отделении по вопросам миграции МО МВД России «Райчихинское».
Учитывая, что по надлежащему адресу регистрации налогоплательщика налоговое требование в установленном порядке не направлены, а также отсутствуют сведения о направлении налогового уведомления в силу ч.4 ст.69 НК РФ срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога подлежит исчислению с даты получения требования, суд полагает, что оснований для принудительного взыскания с Мироненко М.Е. задолженности по требованию № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и пени не имеется.
С требованием о взыскании с Мироненко И.Е. задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1059 руб. административный истец обратился с соблюдением шестимесячного срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных МИ ФНС №2 требований о взыскании с Мироненко М.Е. задолженности по земельному налогу за 2016 год согласно налоговому уведомлению и требованию об уплате налога № в отношении земельного участка по <адрес> исчисленного в размере 1059 руб.
В силу п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Требования административного истца о взыскании пени в размере 48,46 руб. подлежат удовлетворению частично в сумме 20,51 руб. ((1059х8,25/300х16)+(1059х7,75/300х56)+(1059х7,5/300х2)).
С учетом изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
требования межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области удовлетворить частично.
Взыскать с Мироненко Марии Евстафьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН № в пользу межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1059 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 20 рублей 51 копейка.
В остальной части заявленных требований межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области со дня вынесения.
Председательствующий судья: О.В. Грачева
<>
<>