Дело № 2-782/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2017 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Мосалевой О.В.,
при секретаре Ветелиной Н.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца адвоката ФИО2, действующего с общими полномочиями на основании удостоверения № 895 и ордера 1049,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав.
В обосновании иска указал, что 03.03.1981г. был принят на постоянную работу в Чирчикское производственное объединение «Электрохимпром» г. Чирчик Республики Узбекистан в службу КИПиА производства капролактама слесарем по КИПиА третьего разряда по обслуживанию цехов лактама-сырца, очистки лактама, кальцинированной соды, высокопроцентного олеума гипохлорита натрия.
Распоряжением № 50-у от 30.04.1981г. с 04.05.1981г. уволен в связи с призывом на военную службу.
Распоряжением № 1050 от 11.08.1983г. с 11.08.1983г. ФИО1 был вновь принят на вышеуказанное предприятие на должность слесаря КИПиА (дежурный) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА производства капролактама по четвертому разряду.
Распоряжением № 6 от 16.01.1985г. с 18.01.1985г. ФИО1 присвоен 5-й разряда слесаря КИПиА (дежурный) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА производства капролактама.
Распоряжением № 50 от 21.05.1985г. с 21.05.1985г. ФИО1 был переведен на должность слесаря по ремонту и наладке КИПиА по 5-у разряду службы по ремонту и наладке КИПиА технологических цехов производства капролактама.
В последующем с 1988г. работал на должности слесаря 6-о разряда в СП «Капролактам» и с 27.03.1998г. на заводе «Капролактам» мастером по КИПиА технологических цехов участка по ремонту и наладке приборов КИПиА технологических цехов завода капролактама.
Приказом № 272у от 30.09.2002г. трудовой договор с ФИО1 был прекращен.
На момент наступления 55-летнего возраста специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составляет 19 лет 2 месяца 23 дня, а общий страховой стаж составляет период времени более 35 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 24.01.2017г. № 412753/16 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
Решение ответчика является незаконным. В обжалуемом решении ответчик ошибочно указал, что специальный стаж должен исчисляться по фактически отработанному времени. В вышеперечисленной норме отражено, что работник должен быть занят полный рабочий день.
В представленной ФИО1 ответчику Справке № 213-ОК от 17.12.2004г. уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отражено, что он работал постоянно полный рабочий день в химическом производстве ОАО «Электрохимпром» в оспариваемый период времени.
Истец просил с учетом уточнений признать решение № 412753/16 от 24.01.2017г. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием 19 лет 2 месяцев 23 дней специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда и наличием не менее 25 лет общего страхового стажа в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», незаконным и подлежащим отмене.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) включить в специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда период работы:
- с 03 марта 1981 года по 04 мая 1981 года в должности слесаря по КИПиА — третьего разряда по обслуживанию цехов лактама-сырца, очистки лактама, кальцинированной соды, высокопроцентного олеума гипохлорита натрия в Чирчикском производственном объединении «Электрохимпром» г. Чирчик Республики Узбекистан,
- с 11 августа 1983 года по 30 сентября 2002 года в должностях слесаря -КИПиА (дежурный) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА - производства капролактама по четвертому разряду, слесаря КИПиА (дежурный) - технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА производства капролактама по пятому разряду, слесаря по ремонту и наладке КИПиА по 5-у разряду службы по ремонту и наладке КИПиА технологических цехов производства капролактама, слесаря КИПиА шестого разряда технологических цехов, мастера КИПиА технологических цехов завода капролактама в Чирчикском производственном объединении «Электрохимпром», в ОАО «EKEKTRKIMYOSANOAT».
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное), назначить истцу, досрочную страховую пенсию по старости с 29 ноября 2016 года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное), в пользу истца: 300 рублей - сумму расходов по оплате государственной пошлины, 2000 рублей - сумму расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления, 8000 рублей - сумму расходов по оплате услуг адвоката за представительство интересов в суде.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, указал, что в спорные периоды он работал слесарем КИПиА, слесарем КИПиА (дежурным) предприятия химической промышленности, занятого производством капролактама и минеральных удобрений, как сопутствующего продукта производства капролактама. Работал все спорные периоды фактически выполняя одну и туже трудовую функцию, на одном и том же предприятии, в одних и тех же условиях. Он занимался ремонтом пневматических контрольно- измерительных приборов и аппаратуры (датчики температуры, давления, расхода, соотношения и т.д.), расположенных в технологических цехах предприятия. Все рабочее время проводил в технологических цехах, в цехе КИПиА стояло оборудование по калибровке, там проводились в отношении оборудования, которое невозможно было отремонтировать на месте. По роду деятельности он подчинялся главному прибористу. Электрооборудование в цехах не обслуживал, в цехе энергетики не работал, не входил. В составе предприятия и имелось 10 технологических цехов и 3 вспомогательных, в числе последних служба КИПиА, цех энергетики и цех водоочистки. Всеми вопросами электроснабжения занимались рабочий цеха энергоснабжения. В качестве слесаря КИПиА дежурного работал в условиях 40 часовой рабочей недели посменно, выполнял неотложные работы, в качестве слесаря КИПиА выполнял на работы по ремонту КИПиА в плановом порядке.
Представитель истца ФИО4 исковые требования ФИО1 поддержал, указав, что истец просит оценить трудовые права с учетом законодательства, действующего в соответствующие периоды. Истец в спорные периоды работал в должности предусмотренной списком на предприятии химической промышленности, на производстве капролактама и минеральных удобрений. Во вредных условиях труда работал полный рабочий день, что подтверждается справкой работодателя. Полная занятость в этом случае предполагается, истец не должен ее доказывать, поскольку основным документом, подтверждающим занятость работника, является его трудовая книжка.
В судебном заседании представитель ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле УР (межрайонное) (далее УПФ, Управление, пенсионный орган) ФИО3 исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях по иску, согласно которым спорные периоды не включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В период до 01.01.1991 г. правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались «Рабочие и мастера, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования в производствах, перечисленных в списке N 2, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических цехов и участков химических производств, перечисленных в списке N 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах» согласно подразделу 2 «Вспомогательные работа» раздела XI «Химическое производство» Списка № 2 Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (далее - Список № 2 от 1956 года).
С 01.01.1991 г. вступил в силу Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 2 от 1991 года) в разделе X «Химическое производство» предусмотрена позиция 2110А030- 17531 - «Рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке № 2; контрольно - измерительных приборов и вентиляции химических производств, перечисленных в Списке N 1 и в Списке N 2; рабочие, занятые ремонтом высотных сооружений химических предприятий при канатном способе ведения работ».
Постановлением Минтруда России от 23.06.1995 № 34 утверждены Разъяснения «О порядке применения списков №1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10» в соответствии с которым рабочим, указанным в позиции 2110А030-17531 специальный стаж исчисляется но фактически отработанному времени.
Для зачета всех спорных периодов работы истца необходимо документально подтвердить занятость в указанном производстве по фактически отработанному времени.
Порядок применения Списков № 1 и № 2, утвержденных в 1956 году, регулировался разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 №5/8 (далее - Разъяснение № 5/8),. в котором имелось указание на то, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые полный рабочий выполнением работ, связанных с особыми условиями труда.
Специализированные ремонтные службы (организации) специально созданы для работы в таком режиме, когда выполнение ремонтных работ осуществляется, в разных производствах и цехах (участках и отделениях). Соответственно, работники этих служб (организаций) могут быть заняты как на работах, дающих право на досрочную пенсию, так и не дающих такого права.
Если работники специализированных ремонтных служб выполняют работы, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1956 году, в течение полного рабочего дня, то в соответствующий стаж засчитывается только время фактической работы по указанным Спискам (пункт 13 Разъяснения № 5/8, письма Госкомтруда СССР от 11.08.1977 № 2037-МК, Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 19.10.1982 № 1477-9).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года№ 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона ог 17.12.2001 года № 173-ФЗ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ согласно пункту 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5, утвержденных Постановлением Мин г руда РФ от 22.05.1996 года № 29. При этом 80 процентов рабочего времени определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с страховым законодательством, где за 100 процентов учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленной в порядке, предусмотренном страховым законодательством, и зафиксированная в Правилах внутреннего страхового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.
Истцу необходимо подтвердить факт выполнения работ в должности слесаря КИПиА. занятого на химическом производстве в течение полного рабочего дня.
В соответствии с п. 5 «Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР» утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 г. № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом периоды работы но найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Истец не предоставил справку компетентных органов Казахстана об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за период с 01.01.2002 г. по 30.09.2002г., в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 должно быть отказано в полном объеме.
Выслушав позицию сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 54 года 10 месяцев 29 дней, обратился с письменным заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле УР (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.
Заявление было принято ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле УР (межрайонное).
24 января 2017 года решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле УР (межрайонное) ФИО1 в назначении страховой трудовой пенсии по старости отказано.
Ответчиком стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда не установлен.
Из содержания указанного решения следует, что ответчиком не включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы:
1. с 03.03.1981 г. по 04.05.1981 г. в качестве слесаря КИПиА по обслуживанию цехов лактама-сырца, очистки капролактам, кальцинированной соды, высокопроцентного олеума, гипохлорита натрия и кристаллического капролактама в Чирчикском производственном объединении «Электрохимпром»;
2. с 11.08.1983 г. по 31.08.1992 г. в качестве слесаря по ремонту и наладке КИПиА (дежурным) технологических цехов в Чирчикском производственном объединении «Электрохимпром»;
3. с 01.09.1992 по 31.12.2001 года в качестве слесаря и ремонту и наладке КИПиА технологических цехов СП «Капролактам»
по мотивам отсутствия в представленных документах сведений о фактически отработанном истцом времени.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Согласно ст. 1 Соглашения Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно пп.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях». Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Изучив представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что на день достижения истцом возраста 55 лет, у истца право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», не возникло.
С учетом положений законодательства, приведенного выше, с учетом времени и возраста обращения, истцу надлежало доказать наличие пенсионного коэффициента не менее 30, страхового стажа не менее 25 лет, и стажа работы в тяжелых условиях труда продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование после 01.01.2002 года.
Наличие требуемого страхового коэффициента и общего трудового стажа сторонами не оспаривается, предметом спора между сторонами является наличие у истца стажа работы с тяжелыми условиями труда, достаточного для досрочного назначения пенсии.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 03.03.1981 по 04.05.1981 года, с 11 августа 1983 по 30.09.2002 года суд учитывает следующее.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, а также могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее Список № 2 1956 года).
С учетом позиции истца, просившего об оценке трудовых прав с учетом законодательства, действующего в соответствующий период выполнения работы, учитывая, что истцом заявлен для включения в трудовой стаж спорный период работы с 03.03.1981 г. по 04.05.1981 г., т.е. период до 01.01.1992 года, подлежащий оценке по Списку N2 1956 г. (до 01.01.1992 г.) и период с 11 августа 1983 по 30.09.2002 года, т.е. период до и после 01 января 1992 года, то данный период подлежит оценке по Списку N2 1956 г. (до 01.01.1992 г.) и Списку № 2 1991 года (с 01.01.1992 г.).
Согласно записям в трудовой книжке истца: ФИО1
03.03.1981 года принят в службу КИПиА производства капролактама слесарем по КИПиА третьего разряда по обслуживанию цехов лактама-сырца, очистки лактама, кальцинированной соды, высокопроцентного олеума гипохлорита натрия Чирчикского производственного объединения «Электрохимпром» (запись №2, распоряжение 386 от 03.03.1981г.);
04.05.1981 года уволен в связи с призывом на военную службу, ст.36 п.3 КЗоТ Уз ССР (запись № 3, распоряжение № 50-у от 30.04.1981г.)
11.08.1983 года принят слесарем КИПиА (дежурным) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА производства капролактама по четвертому разряду Чирчикского производственного объединения «Электрохимпром» (запись №5, распоряжение от 11.08.83г.);
18.01.1985 года присвоен пятый разряд слесаря КИПиА (дежурного) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА производства капролактама (запись №6, распоряжение от 16.01.1985г.)
21.05.1985 года переведен слесарем по ремонту и наладке КИПиА по пятому разряду службы по ремонту и наладке КИПиА технологических цехов производства капролактама (запись №7, распоряжение № 50 от 21.05.1983 г.);
27.06.1988 года в связи с перетарификацией рабочих мест на основании ЕТКС-2, выпуск 1986г. установить шестой разряд слесаря по ремонту и наладке КИПиА в технологических цехах производства капролактама (запись №8, распоряжение № 120-у от 27.06.1988г.);
31.08.1992 года уволен в порядке перевода на СП Капролактам ст.36 п.5 КЗоТ Р-ки Узбекистан (запись №9, распоряжение №120-у от 14.09.1992г.);
01.09.1992 года принят переводом на участок по ремонту и наладке КИПиА технологических цехов слесарем КИПиА шестого разряда технологических цехов Совместного предприятия «Капролактам» (запись №10, пр. № 404 от 03.09.1992г.);
СП «Капролактам» ликвидирован, преобразован в завод «Капролактам» и присоединен к п/о «Электрохимпром» (основание приказ Ассоциации Узхимпром» № 82 от 01.05.96 г.)
27.03.1998 года переведен мастером по КИПиА технологических цехов участка по ремонту и наладке КИПиА технологических цехов завода капролактам (запись №11, прик. №264 от 27.03.1998г.);
На основании приказа № 26-К-РО от 25.01.2002 года Госкомимущества Республики Узбекистан Чирчикское производственное объединение «Электрохимпром» переименовано в ОАО «Электрохимпром»
30.09.2002 года трудовой договор прекращен (запись №12, прик.№ 272у от 30.09.2002г.);
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке АО «МАХАМ-CHIRCHIQ» (бывший Чирчикский электрохимический комбинат им. Сталина», ПО «Электрохимпром», ОАО «ELEKTRKIMYOSANOAT», ОАО «Максам-Чирчик», АО «Максам-Чирчик»)
Согласно разъяснению АО «Максам-чирчик» касательно производства капролактама № 23 от 16.07.2010 года:
На основании приказа ЧПО «Электрохимпром» № 406 от 09.11.1978 г. по ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Чирчикскому производственному объединению «Электрохимпром» произведена приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов комплекса производства «Капролактам»
01.04.1980 г. в составе ЧПО «Электрохимпром» введен в эксплуатацию комплекс по производству капролактама на основании приказа ЧПО «Электрохимпром» № 147 от 01.04.1980 г.
Производственным объединением «Агропромхим», швейцарской фирмой АЛЛАКС и ЧПО «Электрохимпром» создано совместное предприятие «Капролактам», зарегистрировано Министерством финансов Республики Узбекистан от 09.06.1992 г.
На основании приказа Ассоциации Узхимпром» СП «Капролактам» ликвидирован и преобразован в завод Капролактам в составе ЧПО «Электрохимпром».
ЧПО «Электрохимпром» преобразовано в ОАО «Электркимесаноат» на основании приказа Госкомимущества Республики Узбекистан от 25.01.2002 года и Приказа ОАО «Электркимесаноат» от 08.02.20012 года.
Завод «Капролактам» в составе ОАО «Электркимесаноат» реорганизован в производство «капролактам» на основании приказа ОАО «Электркимесаноат» от 09.02.2005 года.
ОАО «Электркимесаноат» переименовано ОАО «Максам-Чирчик» на основании протокола общего собрания от 29.06.2007 г., приказа ОАО «Электркимесаноат» от24.07.2007 года
ОАО «Максам-Чирчик» переименовано в АО «MAXAM-CIRCHIQ» на основании приказа АО «MAXAM-CIRCHIQ» от 23.10.2014 года.
В связи с выходом из эксплуатации органического ряда производства «капролактам» и перепрофилирования производства на выпуск сульфата амония и серной кислоты, производство «капролактам» переименовано в производство сульфата амония и серной кислоты на основании приказа АО «MAXAM-CIRCHIQ» от 26.10.2015 года ( л.л.24).
При оценке доводов истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 03.03.1981 по 04.05.1981 года и с 11.08.1983 по 31.01.1991 года суд учитывает следующее.
В указанные спорные периоды истец работал в службе КИПиА производства капролактама слесарем по КИПиА по обслуживанию цехов лактама-сырца, очистки лактама, кальцинированной соды, высокопроцентного олеума гипохлорита натрия Чирчикского производственного объединения «Электрохимпром», слесарем КИПиА (дежурным) технологических цехов службы по ремонту и наладке КИПиА, Слесарем по ремонту и наладке КИПиА Службы по ремонту и наладке КППиА технологических цехов (т.е. являлся рабочим (слесарем) службы КИПиА, обслуживающей отдельные цехи химического производства).
Подразделом 2 "Вспомогательные работы" Раздела XI "Химическое производство" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, предусмотрены: рабочие и мастера, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования в производствах, перечисленных в списке N 2, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических цехов и участков химических производств, перечисленных в списке N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах".
Производство капролактама предусмотрено пп.1 п.1 раздела VIII. Химическое производство Списка № 1 1956 года отнесено к числу производств, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях.
Статьей 39 прежнего КЗоТ РСФСР, ст. 66 ныне действующего ТК РФ, а также п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 г. N 190 и п. 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555, предусмотрено, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
С учетом содержания положений Списков № 2 и № 1 1956 года – работа ФИО1 в период с 03.03.1981 по 04.05.1981г. и в период с 11.08.1983 по 31.12.1991 г. в качестве рабочего (слесаря), занятого на ремонте, профилактике, и обслуживании контрольно- измерительных приборов химических цехов производства капролактама - производства, перечисленного в Списке № 1, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем в соответствии с п. 13 Разъяснений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8 Рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым ремонтом технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным списками для данного производства, пенсии следует назначать по соответствующим разделам списков N 1 и N 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений и участков или в штате специализированных ремонтных цехов и организаций. При этом работникам специализированных ремонтных цехов и организаций занятость на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня, должна подтверждаться документами.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений законодательства, ФИО1, как рабочий специализированной ремонтной службы, имеет право на включение в специальный стаж, периода выполнения им работы в цехах, на участках, где осуществляется технологический процесс получения химической продукции- периодов работы, сопряженных с неблагоприятным воздействием, влияющим на утрату профессиональной трудоспособности, т.е., по сути, речь идет о фактической занятости на работах в химическом производстве.
Согласно справке уточняющей характер и условия труда ОАО «Электрохимпром» № 213-ОК от 17.12.2004 года и справок АО «MAXAM-CIRCHIQ» от 06.12.2016 года ФИО1 спорные периоды работал постоянно полный рабочий день, в условиях труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.16-17, 49-50).
Обоснованность выдачи указанных справок не была подтверждена доказательствами. Вместе с тем содержание справок противоречит объяснениям истца в ходе рассмотрения дела, в частности, из объяснений истца следует, что служба КИПиА, в которой он работал в спорные периоды времени, являлась одним из трех вспомогательных цехов, обеспечивающих деятельность 10 технологических цехов химического производства. И он, хотя в основном выполнял работу по месту нахождения КИПиА в технологических цехах, но работал и в цехе КИПиА, где стояло оборудование по калибровке и проводились работы в отношении оборудования, которое невозможно было отремонтировать на месте (т.е. в технологическом цехе).
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что выполнение истцом работы в цехах, где осуществляется технологический процесс получения химической продукции, предусмотренной Списком, в течение всего исследуемого периода (периодов) не получило достаточного подтверждения. Следовательно, указанный период с 03.03.1981 по 04.05.1981 года и период с 11.08.1983 по 31.12.1991 не подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Оценивая период работы истца с 01.01.1992 года по 30.09.2002 года по Списку № 2 1991 года, суд учитывает следующее.
Позицией 2110А030-17531 подраздела А раздела Х "Химическое производства" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены Рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2; контрольно - измерительных приборов и вентиляции химических производств, перечисленных в Списке N 1 и в Списке N 2.
Производство капролактама предусмотрено пп.1 п.а раздела VIII. Химическое производство Списка № 1 1991 года, отнесено к числу производств, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях.
Истец полагает, что в спорный период он являлся рабочим (слесарем) и матером, занятым на ремонте, профилактике и обслуживании контрольно-измерительных приборов химического производства капролактама и минеральных удобрений (позиция 1080А101 раздела VIII Химическое производство Списка № 1 1991 года).
В силу пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим стаж до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Под полным рабочим днем согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года N 1, действовавшим в спорные периоды работы истца после 01.01.1992 и утратившим силу в связи с изданием Постановления Минтруда от 22.05.1996 года N 29, понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные правила содержатся в пункте 5 Разъяснений, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", в которых указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
С учетом содержания положений Списков № 2 и № 1 1991 года – работа ФИО1 в период с 01.01.1992 по 30.09.2002 в качестве рабочего (слесаря) мастера, занятого на ремонте, профилактике, и обслуживании контрольно- измерительных приборов химических цехов производства капролактама - производства, перечисленного в Списке № 1, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 14 Разъяснений Министерства Труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" Работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.
Работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.
Согласно справке уточняющей характер и условия труда ОАО «Электрохимпром» № 213-ОК от 17.12.2004 года и справок АО «MAXAM-CIRCHIQ» от 06.12.2016 года ФИО1 спорные периоды работал постоянно полный рабочий день, в условиях труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.16-17, 49-50).
Обоснованность выдачи указанной справки не была подтверждена доказательствами. Вместе с тем содержание указанной справки противоречит объяснениям истца в ходе рассмотрения дела, в частности, из объяснений истца следует, что служба КИПиА, в которой он работал в спорные периоды времени, являлась одним из трех вспомогательных цехов, обеспечивающих деятельность 10 технологических цехов химического производства. И он, хотя в основном выполнял работу по месту нахождения КИПиА в технологических цехах, но работал и в цехе КИПиА, где стояло оборудование по калибровке и проводились работы в отношении оборудования, которое невозможно было отремонтировать на месте (т.е. в технологическом цехе). Объяснения истца согласуются с представленной суду характеристикой рабочего места мастера КИПиА участка по ремонту и наладке приборов КИПиА технологических цехов завода «Капролактам», согласно которой рабочим местом ФИО1 являлись: ремонтные мастерские службы КИПи А, калибровочные лаборатории, технологические цехи, участки КИПиА и АПСиБ, где эксплуатируются средства измерения.
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что выполнение истцом работы в цехах, где осуществляется технологический процесс получения химической продукции, предусмотренной списком, в течение всего исследуемого периода, т.е. работа в условиях полной занятости, не получила достаточного подтверждения. Следовательно, указанный период с 01.01.1992 по 30.09.2002 года не подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, период работы после 01.01.2002 года не подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку истцом не представлены достаточные и достоверные доказательства уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение Узбекистана - страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Представленная суду справка АО «MAXAM-CIRCHIQ» от 19.05.2017 года о производстве удержаний из заработной платы ФИО1 пенсионных страховых взносов в Чирчикский внебюджетный пенсионный фонд, не может быть признана достаточным и достоверным доказательством, поскольку в соответствии Рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", предписано периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Поскольку на день обращения за назначением пенсии и на день достижения истцом возраста 55 лет необходимый специальный стаж работы ФИО1, судом не установлен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истцу о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, о зачете периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости должно быть отказано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО1 отказано, заявленные истцом судебные расход возмещению истцу не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, зачете периодов работы в специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 14 августа 2017 года.
Судья - О.В. Мосалева