Дело № 2-634/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «01» ноября 2016 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре судебного заседания Мавшовой Т.И.,
с участием истца Самарцевой М.А.,
представителя истца Самарцевой М.А. – Ляховой Н.Г., действующей в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарцевой М.А. к администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании 1/2 доли жилого дома непригодной для постоянного проживания, признании распоряжения незаконным, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Самарцева М.А. обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании 1/2 доли жилого дома непригодной для постоянного проживания, признании распоряжения недействительным, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 17.05.2016 года истец обратилась в администрацию Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении, предоставляемом по договору социального найма, в целях Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления администрации Волгоградской области от 10.08.2009 года № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций Федерального бюджета». После произведенного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании её заявления, комиссия составила акт обследования жилого помещения от 03.08.2016 года, и пришла к выводу, что состояние основных несущих конструкций стен – удовлетворительное, местами имеются трещины, деревянный пол в удовлетворительном состоянии, водоснабжение и канализация отсутствуют, на потолке в одной комнате наблюдается провисание, в доме необходимо произвести косметический и текущий ремонт, провести коммуникации, требуется замена кровли из-за физического износа шифера. Из акта обследования помещения от 03.08.2016 года следует, что по данным технического паспорта 1/2 доля жилого дома принадлежит ей на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 03.08.2016 года сказано, что в 1/2 доле жилого дома необходимо провести ремонтно-восстановительные работы. Распоряжением администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03.08.2016 года № указанная 1/2 доля жилого дома признана пригодной для проживания граждан. Не согласившись с принятым решением комиссии, она обратилась в экспертное учреждение для проведения экспертного исследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, по результатам которого был сделан вывод о техническом состоянии 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором сказано, что физический износ конструкций составляет более 60 %. В соответствии с нормативными требованиями данное состояние расценивается, согласно заключению эксперта, от ограниченно-работоспособного до аварийного состояния, которое свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. По результатам исследования экспертом сделано заключение № «здание следует признать непригодным для проживания». Считает, что межведомственная комиссия не провела обследование жилого помещения должным образом, не произвела, в том числе с привлечением экспертов, инструментального исследования технического состояния строительных конструкций помещений указанной 1/2 доли жилого дома: фундамента, стен, перегородок, балок, дверей, окон и т.д.. При указанных обстоятельствах, работа межведомственной комиссии произведена с нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем, заключение межведомственной комиссии от 03.08.2016 года не может быть признано законным и обоснованным. Просит суд: признать 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодной для постоянного проживания; признать распоряжение администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области № от 03.08.2016 года недействительным; признать Самарцеву М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области поставить Самарцеву М.А. на учет, как нуждающуюся в жилом благоустроенном помещении, во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и постановления администрации Волгоградской области от 10.08.2009 года № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций Федерального бюджета».
Представитель истца Самарцевой М.А. – Ляхова Н.Г., действующая в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просит признать распоряжение администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области № от 03.08.2016 года незаконным, в остальном заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Истец Самарцева М.А. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала, просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом /л.д. 46/, причины неявки суду не известны.
Третье лицо – представитель межведомственной комиссии при администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по оценке соответствия жилищного фонда Амовского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом /л.д. 45/, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца Самарцеву М.А. и ее представителя Ляхову Н.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствие с п.п. 3 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Подпунктом 2 пункта 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлено обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании установлено, что Самарцева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д. 6/, является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой умершего участника ВОВ /л.д. 78, 79/.
Таким образом, Самарцева М.А., являясь ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона «О ветеранах», относится к категории граждан, которые при признании их нуждающимися в жилых помещениях, могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
17.05.2016 года в целях получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения Самарцева М.А. обратилась в администрацию Амовского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма /л.д. 68/.
03.06.2016 года межведомственной комиссией проведено обследование жилищных условий Самарцевой М.А. /л.д. 64/, а согласно заключению администрации Амовского сельского поселения от 03.06.2016 года /л.д. 63 об.сторона) Самарцева М.А. не может быть признана в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании распоряжения главы администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03.06.2016 года № /л.д. 65/, Самарцевой М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного человека более 12 кв.м..
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ.
На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
06.07.2016 года Самарцева М.А. обратилась в администрацию Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о признании 1/2 доли жилого дома, в котором она зарегистрирована, непригодным для проживания /л.д. 52/.
Судом установлено, что Самарцева М.А. является нанимателем по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 80-81/. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 13.05.2016 года /л.д. 77/, сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в период с 01.05.2011 года по 01.05.2016 года за Самарцевой М.А., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, обследовалось межведомственной комиссией, на основании распоряжения главы администрации Амовского сельского поселения № от 11.07.2016 года /л.д. 53/. Из акта обследования помещения следует, что дом деревянный, обложенный кирпичом. Кровля: двухскатная чердачная, шиферная, исправное состояние кровли не обеспечено, на кровельном покрытии, по двум сторонам, имеются участки повреждения и смещения асбестоцементных листов. Фасад здания кирпичный, по трем сторонам фасада имеются вертикальные трещины. Цоколь: наблюдается отпадение участков штукатурного слоя, местами разрушение кирпичной кладки, отмостка полностью отсутствует. Занимаемая жилая площадь в 1/2 доле жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., 1/2 доля жилого дома состоит из 3 жилых комнат, размер каждой комнаты 3,75х3,10, 3,70х3,05 и 3,20х3,05 и кухни, в 1/2 доли жилого дома отопление печное, высота жилых помещений составляет <данные изъяты> м.. Состояние основных несущих конструкций – стен – удовлетворительное, местами имеются трещины. Деревянный пол в удовлетворительном состоянии. Потолки во всех помещениях подшиты листами ДВП, окрашены. На потолке в одной комнате наблюдается провисание. Во всех оконных заполнениях жилого дома на деревянных конструкциях окон наблюдается отслоение краски. В деревянной пристройке с внутренним крыльцом при входе наблюдается просадка крыльца внутри деревянной пристройки жилого дома, имеются проседание полов. Все строение пристройки наклонено вправо, фундамент под пристройкой не наблюдается, имеется частичное отсутствие листов на покрытии пристройки, в месте примыкания шиферного покрытия к покрытию дома наблюдаются просветы, внутри пристройки наблюдается провисание конструкции потолка по всей длине, местами сквозные трещины. Водоснабжение и канализация – отсутствуют. В целом жилой дом соответствует требованиям к жилым помещениям. В доме необходимо проведение текущего и косметического ремонта, провести коммуникации. Требуется замена кровли из-за физического износа шифера.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 03.08.2016 года, на основании акта обследования помещения, жилой дом соответствует установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодным для проживания. В 1/2 доле жилого дома необходимо провести ремонтно-восстановительные работы /л.д. 54/.
Распоряжением администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03.08.2016 года № /л.д. 60/ утверждено заключение межведомственной комиссии от 03.08.2016 года о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодным для проживания. 1/2 часть жилого дома <адрес> признана пригодной для проживания граждан. Обязанность по проведению технического ремонта жилого помещения возложена на собственника жилого помещения.
Однако суд не может признать обоснованным вышеуказанное распоряжение администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03.08.2016 года №, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.
В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии от 03.08.2016 года не содержит в себе сведений о количественном показателе физического износа дома, что противоречит как вышеуказанному Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, так и Положению по оценке пригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания (утв. приказом министра ЖКХ РСФСР от 5.11.85 г N 529). Согласно данного Положения, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
При отсутствии данного обязательного параметра сделать вывод о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания не представляется возможным.
Согласно заключению эксперта № о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома по адресу: <адрес> /л.д. 26-37/, на момент обследования строительные конструкции здания жилого дома в целом находятся в состоянии, характеризующимся от ограниченно-работоспособного до аварийного, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Разрушающиеся стены и фундаменты уже не могут обеспечивать пространственную жесткость, что может привести к потере устойчивости здания в целом. Дальнейшая эксплуатация здания приведет к аварийному состоянию. При производстве экспертизы техническому обследованию подвергалась часть жилого дома (1/2 доли), принадлежащая Самарцевой М.А.. Техническое состояние конструкций и здания, приведенные в настоящем заключении приведены для части жилого дома (1/2 доли), принадлежащей Самарцевой М.А.. Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (с изм. на 02.08.2016 года) Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, здание следует признать непригодным для проживания.
Кроме того, при разрешении спора суд учитывает, что согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В связи с изложенным, суд считает, что распоряжение администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03.08.2016 года № «Об утверждении заключения межведомственной комиссии при администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по оценке соответствия жилищного фонда Амовского сельского поселения установленным требованиям, признанию помещений пригодным (непригодным) для проживания граждан многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», является незаконным.
Учитывая, что Самарцева М.А., являясь ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Самарцевой М.А. к администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании 1/2 доли жилого дома непригодной для постоянного проживания, признании распоряжения незаконным, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – удовлетворить.
Признать 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодной для постоянного проживания.
Признать незаконным распоряжение администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 03 августа 2016 года № «Об утверждении заключения межведомственной комиссии при администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по оценке соответствия жилищного фонда Амовского сельского поселения установленным требованиям, признанию помещений пригодным (непригодным) для проживания граждан многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции».
Признать Самарцеву М.А., <данные изъяты>, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области поставить Самарцеву М.А., <данные изъяты>, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2016 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья __________ Р.П. Захаров