к делу № 2-314/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности по финансированию,
УСТАНОВИЛ:
Истец – прокурор Центрального района города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрацию города Сочи обеспечить финансирование МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи для оплаты образовавшейся задолженности за потребленную тепловую энергию согласно акту сверки взаимных расчетов за период: январь 2014 года – ноябрь 2014 года между МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» и МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 158672 рубля 09 копеек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Центрального района города Сочи по поручению прокурора города Сочи проведена проверка возникновения просроченной задолженности за поставленный природный газ МУП «Сочитеплоэнерго», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи и МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» заключен договор № на отпуск тепловой энергии, согласно которому МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» отпускает МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи тепловую энергию на отопление. Согласно указанным договорам фактическое количество тепловой энергии, подаваемой абоненту для отопления, определяется в зависимости от температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения согласно санитарным нормам.
По условиям договоров, указывает истец, потребитель должен был ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. Однако МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи свои обязательства по оплате за потребленную электроэнергию не исполнили, что привело к образованию задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в размере 158672 рубля 09 копеек. Задолженность МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период: январь 2014 года, ноябрь 2014 года между МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» и МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи по договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, претензией МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как указывает истец, в соответствии с пунктом 2.3.2. договора, теплоснабжающая организация имеет право в порядке указанном в ст.22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» ввести ограничение и (или) прекратить подачу тепловой энергии Потребителю в случае ненадлежащего исполнения договора, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии. На территории муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи. Согласно уставу МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи, учредителем образовательной организации является администрация города Сочи. В связи с тем, что МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи является муниципальным, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи. Указывает, что недофинансирование МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи повлекло образование задолженности по потребленной тепловой энергии более чем за один период платежа, что является основанием для предупреждения энергоснабжающей организацией о введении ограничения подачи тепловой энергии, что и было сделано МУП города Сочи «Сочитсплоэнерго» путем направления МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи претензии. Считает, что введение ограничения создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: воспитанников, учеников и граждан, выполняющих трудовые функции в МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи, то есть нарушения прав, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А., исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации города Сочи, по доверенности Богодухова В.В., в судебном заседании исковые требования не признала, посчитала, что задолженность образовалась по вине МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи и доказательств вины администрации города Сочи прокурором не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В назначенное судебное заседание не явились представители третьего лица – МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи и МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь требованиями ч.3 ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи и МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» заключен договор № на отпуск тепловой энергии, согласно которому МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» отпускает МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи тепловую энергию на отопление. Согласно договору фактическое количество тепловой энергии, подаваемой абоненту для отопления, определяется в зависимости от температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения согласно санитарным нормам.
По условиям договора потребитель должен был ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию.
Вместе с тем, как установлено судом, не оспаривается сторонами, МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи свои обязательства по оплате за потребленную электроэнергию не исполнил, что привело к образованию задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в размере 158672 рубля 09 копеек.
Задолженность МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи также подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период: январь 2014 года - ноябрь 2014 года между МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» и МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи по договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, претензией МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с пунктом 2.3.2. договора теплоснабжающая организация имеет право в порядке указанном в ст.22 Закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ввести ограничение и (или) прекратить подачу тепловой энергии Потребителю в случае ненадлежащего исполнения договора, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии.
В силу ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора энергоснабжения, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
По правилам статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-
эпидемиологическом благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004 года № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации; организация предоставления дополнительного образования детям за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением и или органами местного самоуправления самостоятельно.
На территории муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.
Согласно уставу МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи учредителем образовательной организации является администрация города Сочи.
Таким образом, в связи с тем, что МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи является муниципальным, обязанность по его финансированию лежит на учредителе, то есть администрации города Сочи.
По смыслу указанных положений законодательства, реализуя полномочия по предоставлению начального, основного, среднего общего образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой тепловой энергии с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
При этом, недофинансирование МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи повлекло образование задолженности по потребленной тепловой энергии более чем за один период платежа, что является основанием для предупреждения энергоснабжающей организацией о введении ограничения подачи тепловой энергии, что и было сделано МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго», путем направления МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи претензии.
Введение же ограничения создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: воспитанников, учеников и граждан, выполняющих трудовые функции в МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи, то есть нарушения прав, гарантированных ст.37, 41, 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности по финансированию – удовлетворить.
Обязать администрацию города Сочи обеспечить финансирование МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи для оплаты образовавшейся задолженности за потребленную тепловую энергию согласно акту сверки взаимных расчетов за период: январь 2014 года – ноябрь 2014 года между МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» и МОБУ ДОД ДЮСШ № 2 города Сочи по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 158672 (сто пятьдесят восемь тысяч шестьсот семьдесят два) рубля 09 копеек.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года.