Дело №2-268/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2013 г. г.Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Иванова О.В.,
с участием представителя истца- администрации Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, по доверенности Никандрова С.Н.,
представителя третьего лица СХПК «Выльский» Боброва В.С.
при секретаре Григорьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики к Матвееву С.А. о признании права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли,
установил:
Администрация Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Матвееву С.А. о признании права собственности муниципального образования на невостребованную земельную долю. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением главы администрации Ядринского района Чувашской Республики от 09 декабря 1996 года №596 «Об утверждении списка собственников и размер их земельной доли товарищества с ограниченной ответственностью «Выльский» Ядринского района Чувашской Республики» в долевую собственность граждан предоставлено 1888,5 га сельскохозяйственных угодий, из них 1762,6 га пашни, 125,9 га сенокосов.
Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству -всего 1259 человек, с определением размера доли каждого собственника 1,5 га, что соответствует 57,4 баллогектарам.
Согласно подпунктам 3,4 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Николаевского сельского поселения Ядринского района был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1, 2 ст.12.1 Закона и опубликован список собственников невостребованных земельных долей в газете «Ядринский Вестник» от 21 февраля 2012 года №158, данный список был размещен на официальном сайте Николаевского сельского поселения Ядринского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных щитах на территории сельского поселения.
Лицам, считающим, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, было предложено представить возражения до истечения 3 месяцев со дня опубликования списка. Этим правом никто не воспользовался.
В целях утверждения вышеуказанного списка общим собранием собственников земельных долей в соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Николаевского сельского поселения в газете «Ядринский вестник» №169 от 19 октября 2012 года было размещено извещение о проведении общего собрания собственников незарегистрированных земельных долей с повесткой дня: «Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей», собрание которого намечалось на 20 ноября 2012 года в здании администрации сельского поселения в 10 часов 00 минут. Однако на собрание собственники земельных долей не явились.
В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона постановлением главы Николаевского сельского поселения от 03 декабря 2012 года № 64 «Об утверждении списка граждан невостребованных земельных долей» список был утвержден.
В судебном заседании представитель истца- администрации Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики -Никандров С.Н. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Просил прекратить право общей долевой собственности Матвеева С.А. на невостребованную земельную долю 1,5 га (пашня) в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером № признать за муниципальным образованием –Николаевского сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики- право собственности на невостребованную земельную долю 1,5 га в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №
Пояснил, что ответчик свои права на земельную долю не реализовал, не передал их в аренду, не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Порядок признания земельных долей невостребованными, определенный положениями ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», соблюден в полном объеме.
Ответчик Матвеев С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление, согласно которому просил дело рассмотреть без его участия, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ ему понятны.
Не явились представители третьих лиц- Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике, Межрайонной ИФНС №6, Ядринской районной администрации Чувашской Республики, нотариус Ядринского нотариального округа, возражений против удовлетворения исковых требований не представили.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица, который оставил разрешение иска на усмотрение суда, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» и Указом Президента ЧР постановлением главы Ядринской районной администрации ЧР от 09 декабря 1996 года №596 были закреплены за членами товарищества с ограниченной ответственностью «Выльский» - собственниками земельных долей в собственность по 1,5 га сельскохозяйственных угодий, из них пашни по 1,4 га или по 57,4 баллогектаров согласно списку. При этом районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено обеспечить подготовку и регистрацию свидетельств на право собственности на земельные доли. Согласно списку собственников и размер их земельной доли товарищества с ограниченной ответственностью «Выльский» Ядринского района Чувашской Республики, утвержденного вышеуказанным постановлением, имеющими право на получение земельной доли, являются 1259 человек.
В список граждан, имеющих право на получение в собственность земельной доли в ТОО «Выльский» по состоянию на 09 декабря 1996 года, среди других лиц включен и ответчик Матвеев С.А..
В силу ст.15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, (ст.18 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Так, собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.6.3 Закона Чувашской Республики от 01 июня 2004 года №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» (настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики) условиями (критериями) надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами; воспроизводство плодородия почв, в том числе сохранение и (или) увеличение содержания гумуса в почве, недопущение повышения степени кислотности почв, сохранение и (или) увеличение в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия; соблюдение фитосанитарных норм при производстве сельскохозяйственной продукции; выполнение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Таким образом, в соответствии с законодательством на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.
Согласно ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1 статьи).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся: 1) составление списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, предусмотренному п.1 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным п.2 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - список невостребованных земельных долей); 2) представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности списка невостребованных земельных долей; 3) утверждение списка невостребованных земельных долей в случае, предусмотренном п.7 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 4) обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельные доли, признанные невостребованными в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 5) иные полномочия в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии с п.2 ст.8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка опубликовывают в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, и размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии): сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду или продажи на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, и информацию о проведении указанных торгов (конкурсов, аукционов); информацию о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим этот земельный участок в соответствии с п.5.1 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; извещение о месте и порядке ознакомления участников долевой собственности с проектом межевания земельного участка; извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка участниками долевой собственности; список невостребованных земельных долей; сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности; информацию о возможности приобретения земельной доли сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием собственников было опубликовано в газете «Ядринский вестник» от 21 февраля 2012 г. №158.
С целью утверждения списка невостребованных земельных долей было принято решение о проведении общего собрания участников долевой собственности 20 ноября 2012 года в 10 часов, о чем было сообщено в средствах массовой информации 19 октября 2012 года (газета «Ядринский вестник» №169).
Однако собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, что подтверждается протоколом собрания собственников земельных долей от 20 ноября 2012 года. Собрание собственников земельных долей признано несостоявшимся.
Поскольку общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, согласно п.7 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ список невостребованных земельных долей на землях сельскохозяйственного назначения в границах плана земель СХПК «Выльский» (Ранее ТОО «Выльский») на территории Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики был утвержден постановлением администрации Николаевского сельского поселения Ядринского района от 03 декабря 2012 года № 64. В него включена и земельная доля ответчика Матвеева С.А..
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Ядринский район, сельское поселение Николаевское.
Судом установлено, что ответчик свои права на земельную долю не реализовал, не передал земельные доли в аренду, не распорядился ими иным образом в течение трех и более лет подряд.
До обращения в суд представителем истца полностью была выполнена процедура, установленная статьей 12.1. Закона об обороте земель, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований и необходимости признания за муниципальным образованием Николаевское сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики права собственности на невостребованные земельные доли.
При изложенных обстоятельствах, суд признает требования истца подлежащими удовлетворению.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст.ст.195, 196 ГПК РФ).
Согласно ст.ст.17,28 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Николаевского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности Матвеева С.А. на земельную долю площадью 1,5 га (пашня), в составе земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый номер № расположенного по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, р-н Ядринский, сельское поселение Николаевское.
Признать право собственности муниципального образования Николаевское сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики на земельную долю, площадью 1,5 га (пашни), в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, р-н Ядринский, сельское поселение Николаевское, ранее принадлежавшая Матвееву С.А..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики подачей апелляционной жалобы через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий: О.В.Иванов