РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 22 августа 2018 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.,
при секретаре Кулаковой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поиску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Рябоконь ФИО7 к Унитарному муниципальному предприятию «Юнрос» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, чтоКраснокаменской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения трудового законодательства по факту обращения Рябоконь Л.В. В ходе проверки установлено, чтоРябоконь Л.В. состоит в трудовых отношениях с УМП «Юнрос»,работает в должности повара. Работодателем в январе, феврале, марте, апреле 2018 года заработная плата выплачена в размере ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством, в связи с чем, прокурор просил суд обязать УМП «Юнрос» произвести перерасчет и выплату заработной платы Рябоконь Л.В. за период с января 2018 года по апрель 2018 года в размере не ниже предусмотренного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
В судебном заседании помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Цыренова Б.Ч. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец Рябоконь Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УМП «Юнрос» Попова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд.
Заслушав стороны, изучив материалы дела,исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Рябоконь Л.В. на основании трудового договора работает в УМП «Юнрос» в должности повара.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты груда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, и том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
В соответствии со ст. 140 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2018 года – 9489 рублей 00 копеек в месяц).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П по делу о проверке Конституционности положений статьи 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3, 4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ установлено, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (п. 4.2).
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
С 01 января 2018 года по 31 апреля 2018 года минимальный размер оплаты труда был установлен в размере 9489 рублей 00 копеек (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ).
Следовательно, за период с января по апрель 2018 года заработная плата истицы должна составлять не менее <данные изъяты>
Как следует из расчетных листов, месячная заработная плата истицы,при расчете ее на 1,0 ставки, за месяцы, в которых имела место полная отработка плановых часов за период январь-апрель 2018 года с учетом районного коэффициента и северной надбавки составила менее <данные изъяты>
Следовательно, размер заработной платы истицы в спорный период не соответствует вышеуказанным положениям трудового законодательства, что является нарушением трудовых прав истицы.
Представителем УМП «Юрос» заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая, что обращение в суд имело место 25 июля 2018 года, а требования по перерасчету и выплате заработной платы заявлены начиная с января 2018 года, следовательно, срок обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ, по требованиям онеполной выплате заработной платы в течение одного года со дня установленного срока выплаты, истцом не нарушен.
При таком положении, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика УМП «Юнрос» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Унитарное муниципальное предприятие «Юнрос» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» произвести перерасчет и выплату заработной платы Рябоконь ФИО8 за период с января 2018 года по апрель 2018 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Взыскать с Унитарного муниципального предприятия «Юнрос» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» вдоход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Салбуков К.В.