Дело № 2а-2017/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе :
Председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.
При секретаре Новиковой А.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению рдг к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным и отменен постановления от < Дата > №, обязании предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
рдг обратился с суд в порядке административного судопроизводства с вышеназванными требованиями к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным и отмене постановления администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № «Об отказе в предоставлении гр. рдг разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа» и обязании административного ответчика предоставить ему, рдг, такое разрешение, в обоснование которых ссылался на то, что с < Дата > на основании договора купли-продажи ему на праве собственности принадлежит земельный участок с КН №, категория земель : земли населенных пунктов – под строительство индивидуального жилого дома, площадь 900 кв. м, расположенный в < адрес >, 9.
На основании полученного < Дата > Градостроительного плана земельного участка №, он < Дата > обратился в комиссию по вопросам землепользования и застройке администрации ГО «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по < адрес > районе под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа», расположенного в территориальной зоне Ж-4.
< Дата > были проведены публичные слушания, получено положительное заключение Комиссии по землепользованию и застройке, однако, < Дата > администрацией было принято постановление №, которым истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования земли, находящейся под строением, принадлежащем ему на праве собственности. Истец посчитал отказ администрации необоснованным и обратился за судебной защитой.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности таг требования заявления поддержала в полном объеме по вышеуказанным основаниям и представленным доказательствам.
Представитель административного ответчика - администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Руденко Е.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на право главы городского округа в силу предоставленных ему полномочий принимать решение об отказе либо в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования городских территорий.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1- 4, 6,7 ст. 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из материалов дела следует, что рдг на основании договора купли-продажи от < Дата > является собственником земельного участка с кадастровым номером. №., общей площадью 900 кв.м по адресу < адрес >
Земельный участок отнесен к категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома, расположен в существующей индивидуальной жилой застройке (1-3 этажа).
Как свидетельствуют материалы дела, < Дата > административным Истцом < Дата > был получен Градостроительный план земельного участка № №, согласно которому, а также в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от < Дата > №, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), которая предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Применительно к зоне Ж-4 в составе градостроительного регламента установлен условно разрешенный вид использования, в котором допускается размещение многоквартирных домов этажностью 2-4 этажа. Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, согласно которому лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
С целью получения такого разрешения Административный истец < Дата > обратился в Администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением вх. №/угр-5 о выдаче заключения о соответствии эскизного проекта строительства многоквартирного дома по проезду Андреевскому 1-му, 9 в Московском районе требованиям технических регламентов.
Комитетом архитектуры и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» было подготовлено соответствующее заключение исх. №/угр-5-2841 от < Дата >, составленное по эскизному предложению, разработанному ООО «Архитектурная мвк» в 2015 году.
Согласно Заключению проектируемый дом расположен в границах места допустимого размещения объекта, соблюдены параметры разрешенного строительства, в части минимального отступа от красных линий - 5 метров, минимального отступа от границ смежных земельных участков, который составляет 3 метра (ГПЗУ № 5696 от 16.04.2015). Согласно СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», введенному с 20.05.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) площадь земельного участка достаточна для размещения 10-20 квартирного дома. Проектом предложено в границах земельного участка размещение площадок для игр детей, занятия физкультурой, площадок для отдыха взрослого населения, хозяйственных площадок. Противопожарные расстояния между проектируемым объектом и рядом расположенным жилым домом (норма не менее 6 м) выдержаны. В связи с изложенным, комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» считает, что представленный эскизный проект строительства многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа на 12 квартир на земельном участке с кадастровым номером № площадью 0,09 га < адрес > соответствует требованиям технических регламентов.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как свидетельствуют представленные документы, после проведения < Дата > публичных слушаний Комиссией по землепользованию и застройке администрации городского округа «Город Калининград» подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по предоставлению гр. рдг разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа.
Согласно Заключению публичные слушания состоялись с участием представителей комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград», жилищного отдела Московского района управления жилищного и коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград», застройщика и граждан.
В ходе публичных слушаний и после их проведения предложений и замечаний по рассматриваемой теме от участников публичных слушаний и граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером № по < адрес >, для учета их в протоколе и заключении по результатам публичных слушаний не поступало. Публичные слушания состоялись в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В связи с изложенным Комиссия по землепользованию и застройке администрации городского округа «Город Калининград» посчитала возможным предоставление гр. рдг разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего застройщику на праве собственности земельного участка площадью 900 м2 с кадастровым номером № по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа.
Однако, Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № Административному истцу было отказано в предоставлении запрашиваемого разрешения. При этом причины отказа и мотивы принятого решения в постановлении не приведены.
Разрешая требования административного иска, обусловленные п. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и дающие право физическому лицу оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, суд учитывает, что обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия этого решения и соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - возлагается на орган, принявший такое решение.
Согласно оспариваемому Постановлению, глава городского округа, рассмотрев заявление гр. рдг от < Дата > №/утр-6, постановил :
«Отказать гражданину рдг в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 900 кв.м с разрешенным использованием «под строительство индивидуального жилого дома» по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа. Основание: п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 11,12 ст. 28 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146; протокол проведения публичных слушаний от < Дата >; заключение комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Калининград» о результатах публичных слушаний от < Дата > |№/угр-6-3755; рекомендации комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Калининград» от < Дата > № (исх. №/учр-6-4073).
Изложенное свидетельствует о том, что процедура принятого решения, как и полномочия лица по принятию решения, соответствует требованиям законодательства.
Вместе с тем, причины отказа в испрашиваемом разрешении не содержится ни в самом постановлении, ни в одном из положенных в основу постановления документов. Не приведены такие причины и в суде при разрешении настоящего административного дела.
Как установлено судом, в перечне границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области (утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 06.06.2013 № 386), а также границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся на территории городского округа «Город Калининград» (утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 18.02.2015 № 77), в которых действует особый режим использования земель и градостроительный регламент, рассматриваемый участок не значится.
В администрации городского округа «Город Калининград» решение о разработке документации по планировке территории в границах красных линий в < адрес > районе, которая осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, не принималось.
В связи с изложенные, при отсутствии причин отказа, спорное постановление нельзя признать законным, оно нарушает права заявителя, поэтому подлежит отмене.
В части способа восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым обязать администрацию повторно рассмотреть заявление рдг по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по проезду Андреевскому 1-му, 9 в Московском районе под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № «Об отказе в предоставлении гр. рдг разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа».
Обязать администрацию городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть обращение рдг по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по < адрес > под строительство многоквартирного дома этажностью 3 этажа.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининград в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2016 года.
Судья : подпись