Решение по делу № 2а-64/2017 (2а-1169/2016;) ~ М-1123/2016 от 20.12.2016

Дело № 2а-64/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невельск                                                                            21 февраля 2017 года

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего - судьи Е.В. Калачевой,

при секретаре судебного заседания - Гущиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административным исковым заявлениям Невельского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу, отделу министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу о признании незаконным бездействие, выразившееся в не принятии мер по привлечению к административной ответственности Ли А.М., Кузьмина Е.Б., Анисимовой Т.Ю., Высочина С.И., Долганова Д.Ф., Гориной А.О., Витрук В.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Невельский городской прокурор обратился в Невельский городской суд с административными исковыми заявлениями к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу и отделу министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу с учетом уточнений о признании незаконным бездействие, выразившееся в не принятии мер по привлечению к административной ответственности Ли А.М., Кузьмина Е.Б., Анисимовой Т.Ю., Высочина С.И., Долганова Д.Ф., Гориной А.О., Витрук В.Г.

         В обоснование требований с уточнениями указано, что в результате проведенной Невельской городской прокуратурой проверки установлено, что ответчиками требования административного законодательства не соблюдаются в полной мере.

Так, начальником ОМВД России по Невельскому городскому округу вынесены постановления по делам об административных правонарушениях 03.02.2016 года в отношении Витрук В.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.24 КоАП РФ, по ч. 1 ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Долганова Д.Ф. 18.07.2016 года и 05.04.2016 года в отношении Высочина С.И.

Должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу привлечены к административной ответственности 15.08.2016 года Горина А.О. по ст. 12.18 КоАП РФ и Анисимова Т.Ю. по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, 18.08.2016 года Кузьмин Е.Б. по ст. 12.6 КоАП РФ.

Всем указанным лицам назначены административные наказания в виде административных штрафов.

    Данные постановления в соответствие с требованиями ст. 31.1 и ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ вступили в законную силу по истечении десяти суток с момента вынесения.

Со ссылкой на положения ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ указывают, что по состоянию на 28.11.2016 года установленные указанными постановлениями по делам об административных правонарушениях штрафы нарушителями добровольно не уплачены.

Протоколы об административных правонарушениях в отношении указанных лиц по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ не составлены.

Таким образом, ОМВД России по Невельскому городскому округу, ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу в нарушение положений ст. 28.5 КоАП РФ не приняты меры по привлечению указанных виновных лиц к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии надлежащей работы по реализации полномочий привлечения виновных лиц к административной ответственности за неуплату штрафов. Подобная организация позволяет правонарушителям оставаться безнаказанными.

Также, со ссылкой на положения ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, ст. 46 Бюджетного кодекса РФ указано, что в результате незаконного бездействия ОМВД России по Невельскому городскому округу, ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу, выразившееся в не составлении административных протоколов по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в доходную часть бюджета Российской Федерации не поступили денежные платежи.

Фактическое неисполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, непринятие мер по принудительному их исполнению, не привлечение виновных лиц к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ затрагивает финансовые интересы Российской Федерации. Не поступление в бюджет Российской Федерации денежных средств по административным штрафам влечет снижение доходной части бюджета Российской Федерации, что вступает в противоречие с ее законными интересами в сфере осуществления мероприятий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета, а также тем самым нарушаются права получателей бюджетных средств, что существенно затрудняет исполнение расходных обязательств, необходимых для решения вопросов Федерального значения. Неисполнение постановлений об административном правонарушении и не составление протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ противоречит принципу неотвратимости наказания, а также не способствует возложенным на этот орган задачам по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

    Таким образом, настоящее обращение прокурора в суд обусловлено прежде всего, необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, а также защитой прав граждан, предупреждения совершения преступлений и новых административных правонарушений.

В обоснование требований прокурор ссылается на ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 22, 27 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Определением от 12 января 2017 года административные дела по административным исковым заявлениям Невельского городского прокурора объединены в одно производство.

Протокольным определением от 18 января 2017 года в качестве заинтересованного лица привлечено ОМВД России по Невельскому городскому округу по исковым заявлениям прокурора к ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу в части признания незаконным бездействие в непринятии мер по привлечению к административной ответственности Гориной А.О., Анисимовой Т.Ю., Ли А.М., Кузьмина Е.Б.

Протокольным определением от 07 февраля 2017 года в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.

07 февраля 2017 года судом принят отказ прокурора от части исковых требований о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, о чем вынесено определение.

В судебное заседание заинтересованные лица Ли А.М., Кузьмин Е.Б., Анисимова Т.Ю., Высочин С.И., Долганов Д.Ф., Горина А.О., Витрук В.Г. и представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями части 2 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Гдюль А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу, ОМВД России по Невельскому городскому округу – Алтухов В.В., возражал против удовлетворения требований, поскольку считает, что сотрудники ОМВД и ОГИБДД не обязаны разыскивать лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за несвоевременную уплату штрафа.

Представитель ОМВД России по Невельскому городскому округу – Глобенко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании 07 февраля 2017 года высказал аналогичную позицию.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов административного дела, постановлением ИДПС ОМВД по Невельскому городскому округу от 10.08.2016 года Ли А.М. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 12.16 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.

    Постановлением ИДПС ОГИБДД ОМВД по Невельскому городскому округу от 18.08.2016 года Кузьмин Е.Б. привлечен к административной ответственности по ст. 12.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

    Постановлением ИДПС ОМВД по Невельскому городскому округу от 15.08.2016 года Анисимова Т.Ю. привлечена к административной ответственности по ст. 12.37 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

    Постановлением ОМВД России по Невельскому городскому округу от 05.04.2016 года Высочин С.И. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 рублей.

    Постановлением ОМВД России по Невельскому городскому округу от 18.07.2016 года Долганов Д.Ф. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

    Постановлением ИДПС ОГИБДД ОМВД по Невельскому городскому округу от 15.08.2016 года Горина А.О. привлечена к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.

    Постановлением ОМВД России по Невельскому городскому округу от 03.02.2016 года Витрук В.Г. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 6.24 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

    Указанные постановления не обжаловались и вступили в законную силу. В срок, установленный законодательством, привлеченные лица административный штраф не заплатили, что следует из сообщения врио начальника ОГИБДД от 02.12.2016г.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

    Из части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

    Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении, а также круг лиц, уполномоченных составлять названные протоколы, предусмотрены главой 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, пунктом 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса предусмотрено, что непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения является поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Положениями части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Право выявлять, регистрировать, проводить проверку и принимать решение по административному правонарушению предоставлено сотрудникам полиции статьей 13 названного Федерального закона.

Кроме того, подробный порядок действий сотрудников органов внутренних дел в случае выявления административного правонарушения регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736, в частности, согласно пункту 2.1.2 рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, рассматривается в качестве заявления, подлежащего приему, регистрации и разрешению.

Положением об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Невельскому городскому округу к полномочиям ОМВД России по Невельскому городскому округу отнесено, в частности, прием и регистрация заявлений и сообщений об административных правонарушениях, своевременное принятие по ним мер; разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний. (пункт 11)

Порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, также предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185.

При этом, к полномочиям сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу отнесено осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, что следует из п. 22 Положения об отделении государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу.

Исходя из совокупности названных положений законодательства, нарушение лицом, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа, срока его уплаты, установленного частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, соответственно, его выявление, составление протокола об административном правонарушении, возбуждение дела об административном правонарушении, направление надлежащему органу для принятия решения, входит в полномочия органов внутренних дел, в том числе государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Обнаружение же фактов совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ производится по окончании срока на уплату штрафа и в момент направления постановлений судебным приставам для принудительного взыскания штрафа.

Вместе с тем, как установлено на основании исследованных материалов дела, лица, подвергшиеся административному наказанию ОМВД России по Невельскому городскому округу и ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу в виде административного штрафа - Ли А.М., Кузьмин Е.Б., Анисимова Т.Ю., Высочин С.И., Долганов Д.Ф., Горина А.О., Витрук В.Г. в установленный законом срок для добровольного исполнения штрафы не уплатили, однако должностными лицами названных органов не были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, принимая во внимание названные положения законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ОМВД России по Невельскому городскому округу и ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу в нарушение названных положений действующего законодательства, в установленный законом срок не приняли меры к привлечению указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации, в чем усматривается бездействие административного органа, законность которого ответчиком суду доказана.

Несмотря на то, что в отношении Высочина С.И., Витрук В.Г., Долганова Д.Ф. инспектором ИАЗ ОМВД России по Невельскому городскому округу ст. лейтенантом полиции ФИО11 были выявлены факты не уплаты штрафов в установленный законом срок, однако дальнейшая работа в отношении указанных лиц по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ не проводилась. Рапорт данного должностного лица не зарегистрирован в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.

При этом, доводы представителей ответчиков об отсутствии обязанности выявлять указанные правонарушения, возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ, несостоятельны поскольку основаны на незнании положений действующего законодательства, регламентирующего данные вопросы.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования Невельского городского прокурора о признании бездействия ОМВД России по Невельскому городскому округу, ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу, выразившегося в непринятии мер по привлечению Ли А.М., Кузьмин Е.Б., Анисимова Т.Ю., Высочин С.И., Долганов Д.Ф., Горина А.О., Витрук В.Г.к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства судом принят отказ прокурора от требований о возложении на ОМВД России по Невельскому городскому округу и ОГИБДД обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в связи с истечением срока давности привлечения правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не возлагает на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Невельского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу, отделу министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу о признании незаконным бездействие, выразившееся в не принятии мер по привлечению к административной ответственности Ли А.М., Кузьмина Е.Б., Анисимовой Т.Ю., Высочина С.И., Долганова Д.Ф., Гориной А.О., Витрук В.Г., - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу, отдела министерства внутренних дел России по Невельскому городскому округу, выразившееся в не принятии мер по привлечению к административной ответственности Ли А.М., Кузьмина Е.Б., Анисимовой Т.Ю., Высочина С.И., Долганова Д.Ф., Гориной А.О., Витрук В.Г. по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Председательствующий                                                                   Е.В. Калачева

2а-64/2017 (2а-1169/2016;) ~ М-1123/2016

Категория:
Административные
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Невельский городской прокурор
Ответчики
ОГИБДД ОМВД России по Невельскому городскому округу
Другие
Анисимова Татьяна Юрьевна
Суд
Невельский городской суд
Судья
Калачёва Елена Васильевна
20.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
23.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.01.2017[Адм.] Дело присоединено к другому делу
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее