Дело № 2-697/2014 25 ноября 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Конечной Т.В., с участием старшего помощника прокурора Сикоринского К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах Кузнецовой Е.М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда,
установил:
прокурор Шенкурского района в интересах Кузнецовой Е.М. обратился с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что истец работает на 0,7 ставки в должности ... в МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 18». Процентная надбавка и районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляется на оклад, размер которого менее установленного минимального размера оплаты труда. Считает, что применяемый ответчиком порядок начисления заработной платы противоречит законодательству и нарушает права Кузнецовой Е.М. Просит суд взыскать в её пользу с ответчика сумму недоначисленной заработной платы за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера за июль, август, сентябрь 2014 года в размере ..., с учетом удержания налога на доходы физических лиц. Обязать ответчика начислять и выплачивать Кузнецовой Е.М. с 01.07.2014 заработную плату в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующем начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивает на удовлетворении иска.
Истец просит рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен, представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Закрепление на законодательном уровне минимального размера оплаты труда предназначено для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Из материалов дела следует, что истец работает в должности ... в МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 18».
Учреждение находится в г. Шенкурске Шенкурского района Архангельской области. В соответствии перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Шенкурский район Архангельской области отнесен к местности, приравненной к Крайнему Северу.
Согласно представленным материалам истцу выплачивается районный коэффициент в размере 20 % и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях в размере 50 %.
Таким образом, истец, работая в местности, приравненной к Крайнему Северу вправе на получение районного коэффициента и надбавки за стаж работы в указанной местности, начисленных на тарифную ставку, размер которой должен быть не меньше минимального размера оплаты труда.
Трудовым Кодексом Российской Федерации гарантировано право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата работника это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статья 133 ч.3 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
Статья 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривает, что минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1и 2 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132,135,146, 148, 315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статье 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в трудовом договоре должны быть обязательно указаны условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Так, согласно трудовому договору и дополнительному соглашению к трудовому договору истцу установлен должностной оклад - ..., районный коэффициент к заработной плате 20%, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях - 50 %, компенсационная доплата в размере 27 %.
В судебном заседании установлено, что истцу фактически начислялась заработная плата, в состав которой входит оклад, и рассчитанные от него районный коэффициент 20 %, надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50% (л.д.23).
Учитывая изложенное, суд считает, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Таким образом, исковые требование о возложении обязанности на ответчика произвести начисление районного коэффициента, приравненных к районам Крайнего Севера на минимальный размер оплаты труда, установленный на территории Российской Федерации подлежит удовлетворению.
На основании изложенного взысканию с ответчика в пользу истца подлежит недоначисленная заработная плата за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера за июль, август и сентябрь 2014 года.
Из материалов дела следует, что истцу в указный период выплачена заработная плата с учетом удержания налога на доходы физических лиц, согласно отработанному времени за июль ..., август - ..., сентябрь - ....
Таким образом, недополученная и подлежащая к взысканию с ответчика в пользу истца сумма заработной платы составляет ..., с учетом удержания налога на доходы физических лиц.
Основываясь на требованиях ч.4 ст.133.1 Трудового кодекса РФ, суд считает возможным обязать ответчика установить истцу с 01.07.2014 заработную плату в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующем начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в сумме 600 рублей, 400 рублей за взыскание заработной платы, 200 рублей за требование неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах Кузнецовой Е.М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18» в пользу Кузнецовой Е.М. заработную плату за период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 1 ... в сумме ..., с учетом удержания налога на доходы физических лиц.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18» начислять и выплачивать Кузнецовой Е.М. с 01.07.2014 заработную плату в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующем начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18» государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Председательствующий Н.А.Хохряков