Дело № 2-73/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2013 года
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Пименовой О.М.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием истцов Мосунова В.П., Гончарова Б.А., Косухиной О.В.
представителя ответчика ООО «....» - Кожевникова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мосунова М.П., Гончарова Б.А., Косухиной О.В. к ООО «....» о взыскании сумм переплат по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Мосунов М.П., Гончаров Б.А., Косухина О.В. обратились в суд с иском к ООО «....» о взыскании сумм переплат по оплате жилищно-коммунальных услуг дома по ул.Адрес г...., в пользу Мосунова М.П. в размере ... руб. ... коп., в пользу Гончарова Б.А. в размере ... руб. ... коп., в пользу Косухиной О.В. в размере ... руб., а также компенсации морального вреда в сумме ... руб. каждому.
Истцы свои требования мотивируют тем, что проживают по адресу: г...., ул.Адрес,указанный дом находится под управлением ООО «....». На протяжении длительного времени ООО «...» нарушает федеральное законодательство, завышает объемы и стоимость выполненных услуг, предъявляет к оплате услуги, которые не выполняет, ненадлежащим образом оказывает услуги по содержанию жилья, а именно: до 01.10.2011 года на трубопроводах отопления и горячего водоснабжения отсутствовала теплоизоляция, отсутствует циркуляция горячего водоснабжения, в подвале отсутствует остекление, что ведет к завышению стоимости отопления и потреблению большего объема воды горячего водоснабжения, кроме того, полотенцесушители в ванных комнатах подключены к трубопроводам отопления, шумы в подвале превышают нормы, также завышена плата за лифт, необоснованно взимается плата за электроэнергию. В связи с чем, просят взыскать с ООО «....» суммы переплат по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2010 года по 01.08.2012 года, в пользу Мосунова М.П. в размере ... руб. ... коп., в пользу Гончарова Б.А. в размере ... руб. ... коп., в пользу Косухиной О.В. в размере ... руб.
Требование о компенсации морального вреда истцы мотивируют тем, что им были причинены нравственные страдания, выразившиеся в том, что услуга предоставлялась некачественно, либо не предоставлялась, ответчик добросовестно свои обязанности не исполнял, услуги по обслуживанию дома ответчиком предоставляются некачественно, либо не предоставляются совсем, они вынуждены отстаивать свои законные права, ответчик сознательно нарушает их права, как потребителя, причиняя им физические и нравственные страдания, которые они оценивают, учитывая их длительный характер, в размере по ... руб. каждому. А также просят привлечь ООО «....» к уголовной ответственности.
Истец Мосунов М.П. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил изложенные выше основания подачи иска, пояснил, что заявленная им сумма в размере ... руб. ... коп. складывается из переплаты за отопление - ... руб., горячую воду – ... руб., водоотведение – ... руб., холодную воду – ... руб., содержание жилья – ... руб., текущий ремонт – ... руб. ... коп., всего ... руб., но просит взыскать заявленную сумму в размере ... руб. ... коп.
Истец Гончаров Б.А. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил изложенные выше основания подачи иска, пояснил, что заявленная им сумма в размере ... руб. ... коп. складывается из переплаты за отопление - ... руб. ... коп., горячую воду – ... руб., водоотведение – ... руб., холодную воду – ... руб., содержание жилья – ... руб. ... коп., текущий ремонт – ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп., но просит взыскать заявленную сумму в размере ... руб. ... коп.
Истец Косухина О.В. в судебном заседании на иске настаивала, подтвердила изложенные выше основания подачи иска, пояснила, что заявленная ею сумма в размере 8 222 руб. складывается из переплаты за отопление - ... руб. ... коп., содержание жилья – ... руб. ... коп., текущий ремонт – ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп., но просит взыскать заявленную сумму в размере ... руб.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что доказательств по заявленным требованиям истцами не представлено, расчет непонятен, цифры вырваны из контекстов законодательства. Размер платы за содержание и техническое обслуживание жилья производился по тарифам, принятым администрацией г.Перми. На момент возникновения обязанности по обслуживанию дома № № по ул.Адрес в г.... в доме отсутствовала система циркуляции горячего водоснабжения. Согласно методическим рекомендациям МУК 4.3.2900-11 от 12.07.2011г. допускается пропуск горячей воды в течении 10 минут. Начисление платы за отопление с 2008 года производится за фактическое потребление на основании показаний приборов учета, в соответствии с решением домового комитета, а именно плата за отопление берется с жильцов только в отопительный сезон, ежемесячные показания прибора учета делятся на общую площадь дома и выводится частное – потребление Гкал/кв.м., данная цифра умножается на площадь той или иной квартиры, по итогу за календарный год плата получается меньше, если бы платили с разбивкой суммы Гкал на 12 месяцев. Истцу Мосунову М.П. плата за ХВС, ГВС и водоотведение до декабря 2010 года предъявлялась по нормативам потребления коммунальных услуг, а истцу Гончарову Б.А. до сентября 2010 года, так как до этого индивидуальные приборы учета у них установлены не были, у истицы Косухиной О.В. до настоящего времени не установлены индивидуальные приборы учета, в связи с чем, плата за ХВС, ГВС и водоотведение предъявлялась по нормативам потребления коммунальных услуг. На момент возникновения обязанности по обслуживанию, в указанном доме полотенцесушители были подключены к трубопроводу системы отопления, что соответствует действующему СниП 2.04.01-85, кроме того, раздел правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № № от 27.09.2003г. не устанавливает требования к остеклению оконных продухов подвального помещения. Моральный вред не доказан, причинен не был и возмещению не подлежит.
Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования, неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственники несут бремя содержания принадлежащего им имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч.3 ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности, общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Законодателем установлены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу п. 14. Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу п.15. Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 39 ЖК РФ обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме является несение бремени расходов на содержание общего имущества.
Во исполнение ч. 3 ст. 39 ЖК РФ Правительством РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонта жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирным домом включена в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, оплачиваемую собственниками и нанимателями жилых помещений.
В силу ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что собственником ? доли в праве собственности на квартиру № № дома № № по ул. Адрес (ул. Адрес) г. ... является Мосунов М.П., в данном помещении также зарегистрирован собственник Мосунова Л.В. (? доли в праве собственности на квартиру).
Собственниками квартиры № № дома № № по ул. Адрес г. ... в спорный период являлся Гончаров Б.А. (? доли в праве собственности) и Гончарова Р.А. ( ? доли в праве собственности).
Косухина О.В. является нанимателем квартиры № № дома № по ул. Адрес г. ..., совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы: Крылова Н.А., Крылова Д.А. и Максимов И.Е.
Управление многоквартирным домом № № по ул.Адрес г.... осуществляет ООО «...».
В силу ст. 162 п.2 ЖК РФ договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку большинством собственников помещений в многоквартирном доме избран такой способ управления многоквартирным домом как управляющая компания, это решение в силу положений ч.3 ст. 161 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме и соответственно порождает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и содержанию мест общего пользования.
Проверив начисления по квитанциям, предъявленным истцам ООО «...» для оплаты коммунальных услуг и содержания жилья, суд приходит к выводу, что все начисления были произведены законно и обоснованно, нарушений прав не имеется.
Нормы жилищного законодательства, регулирующие плату за содержание и ремонт общего имущества (п.п.1, 3 ст. 156 ЖК РФ) определили, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Законодательства.
Текущий ремонт общего имущества производится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения несущественных повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов. Периодичность принимается в пределах трех – пяти лет в зависимости от вида зданий, физического износа и местных условий.
Согласно ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли Решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из вышеуказанных положений закона следует, что существуют два способа определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: во-первых, размер платы устанавливают собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании, во-вторых, размер платы устанавливается органом местного самоуправления, однако второй способ возможен только в отсутствии решения общего собрания собственников помещения.
Из объяснения представителя ответчика следует, что размер платы за содержание и техническое обслуживание жилья по лицевым счетам квартир № № (Мосунов М.П.),
№ № (Гончаров Б.А.), № № (Косухина О.В.) д.№ по ул.Адрес в г.... в 2010-2012 годах производился по тарифам, принятым администрацией г.Перми.
«Текущий ремонт» (общедомового имущества), в эту услугу входят: текущий ремонт внутридомового газового оборудования; текущий ремонт конструктивных элементов зданий; текущий ремонт инженерного оборудования.
Оплачиваются эти услуги соразмерно доле в общедомовой собственности. Размер платы за услуги по текущему ремонту и содержанию жилого помещения устанавливается администрацией города. Тариф указан в квитанции. Платеж за эти услуги высчитывается простым умножением на общую площадь вашего жилья.
Размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения за период с января 2010 года по февраль 2010 года (с учетом НДС) для населения в пределах общей площади жилья (утвержден Постановлением администрации города Перми от 19.06.2008 № 572) в 6-11-и этажных жилых домах со всеми видами благоустройства для проживающих на 3 этаже и выше составляло 14.22 руб./1кв.м. общей площади жилья за содержание жилого помещения и 5,40 руб./1кв.м. общей площади жилья за текущий ремонт.
Размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения за период с марта 2010 года по август 2012 года (с учетом НДС) для населения в пределах общей площади жилья (утвержден Постановлением администрации города Перми от 19.02.2010г. № 68) в 6-11-и этажных жилых домах со всеми видами благоустройства для проживающих на 3 этаже и выше составляло 15,93 руб./1кв.м. общей площади жилья за содержание жилого помещения 5,78 руб./1кв.м. общей площади жилья за текущий ремонт.
Проверив начисления по лицевым счетам, предъявленным истцам ООО «....» для оплаты содержания жилья и текущий ремонт, суд приходит к выводу, что указанные начисления были произведены законно и обоснованно, нарушений прав собственников и нанимателей не имеется.
Судом также установлено, что на момент возникновения обязанности по обслуживанию дома № № по ул. Адрес в г.... в доме отсутствовала система циркуляции горячего водоснабжения, в связи с чем, ООО «....» подавались заявки в 2010, 2011, 2012 годах в адрес УЖКХ администрации г.Перми о включении дома № № по ул.Адрес г.... в программу капитального ремонта – восстановление циркуляции путем прокладки обратного трубопровода ГВС. В 2011, 2012 годах от УЖКХ администрации г.Перми был получен отказ о включении в программу ввиду недостаточности средств бюджета.
Кроме того, в рамках договора № № от 08.08.2011г. между ООО «....» и ООО ПСК «...» были произведены работы по ремонту лежанки отопления, в том числе была проведена теплоизоляция.
В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, основанием изменения размера платы служит оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Иных оснований для изменения (снижения платы, перерасчета и т.п.) размера платы законодательно не предусмотрено.
Доказательств того, что ответчиком ненадлежащим образом оказывались услуги по содержанию жилья, истцами не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 39 ЖК РФ обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме является несение бремени расходов на содержание общего имущества.
Во исполнение ч. 3 ст. 39 ЖК РФ Правительством РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонта жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирным домом включена в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, оплачиваемую собственниками и нанимателями жилых помещений.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с Жилищным кодексом лифты являются общим имуществом жильцов дома, бремя содержания, которого в равной мере возложено на всех собственников помещений.
Перечень работ по содержанию общего имущества перечислен в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.
Так как лифт, лифтовые шахты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном жилом доме, то, исходя из перечня работ по содержанию общего имущества, приведенного в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, плата за "лифт" относится к оплате расходов по графе "за содержание и ремонт жилья".
Само по себе выделение в квитанции оплаты на лифт и техническое освидетельствование лифта отдельными строками является правомерным, если это обусловлено наличием договоров с подрядчиками и удобством производства расчётов с ними.
Однако, учитывая изложенное, при выделении платы за лифт и техническое освидетельствование лифта отдельными строками, в строку «содержание и ремонт жилья» плата за лифт и тех. освидетельствование лифта включаться не должны.
Судом установлено, что 21.01.2011 года протоколом домового комитета дома № № по ул. Адрес г.... было принято решение в отношении платы за содержание жилья, в данную строку было решено включить плату за техническое освидетельствование лифтов, а именно стоимость ежемесячно выполняемых работ, а также стоимость работ выполняемых периодически. Летом 2011 года было проведено освидетельствование лифтов, а также проведение электрических испытаний лифтов, общая стоимость работ в рамках договора на проведение периодического технического освидетельствования лифтов в 2011 году № 99/11 от 21.01.2011г. и договора на проведение электрических испытаний и измерений на лифтах № 127 от 25.12.2006г. составила ... руб. С учетом общей площади квартир дома равной 11 807 кв.м., а также за вычетом площади 1-ых и 2-ых этажей дома, общая площадь жилых помещений была принята в размере 8341,9 кв.м., с учетом условий указанного выше решения, граждане вносят платы за содержание жилого помещения исходя из стоимости работ за 1 кв.м., то есть в размере 5,54 руб./кв.м. (... руб./8341,9 кв.м.=5,54 руб./кв.м.). Требование по оплате не было предъявлено к Косухиной О.В. ввиду того, что она проживает на 1-ом этаже жилого дома. Таким образом, завышение тарифов ООО «....» не выявлено.
В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные услуги (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
В п.п. «б» п.1 Правил № 491 от 13.08.2006г. указано следующее – обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), тем самым произведено разграничение коммунальной услуги от содержания (готовности).
Кроме того, установлено, что в соответствии с протоколом заседания комитета дома № № по ул.Адрес в г.... от 21.01.2011 года было принято решение о начислении платы за освещение мест общего пользования в размере 0,64 руб./кв.м., в плату за освещение мест общего пользования включается: содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем,
Сумма, предъявленная к оплате истцам, рассчитана исходя из общей площади их жилого помещения. Погрешностей в расчете не обнаружено, тарифы применены верно, обязанность по плате за предоставление энергоснабжения на содержание общего имущества предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами как для лиц имеющих, так и не имеющих индивидуальные приборы учета.
Жилищный кодекс РФ в части 2 ст. 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях установлен в пунктах 7, 19, 20, 21, 22 и 23 Правил.
Согласно п. 22 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяются в соответствии с п. 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:… б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения (№) к настоящим Правилам.
Согласно подпункту (№) п. 1 Приложения к Правилам при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:, (3) где:- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);-норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);-тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);
Согласно п. 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения (№) к настоящим Правилам;
В соответствии с п.п. 1 п.3 Приложения к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле, где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в этом жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.·час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Истцу Мосунову М.П. плата за ХВС, ГВС и водоотведение до декабря 2010 года предъявлялась по нормативам потребления коммунальных услуг, а истцу Гончарову Б.А. до сентября 2010 года, так как до этого индивидуальные приборы учета у них установлены не были, В дальнейшем начисления ХВС, ГВС и водоотведения производилось исходя из показаний индивидуальных приборов учета, подаваемыми самими истцами. У истицы Косухиной О.В. до настоящего времени не установлены индивидуальные приборы учета, в связи с чем, плата за ХВС, ГВС и водоотведение предъявлялась по нормативам потребления коммунальных услуг.
Проверив начисления по лицевым счетам, предъявленным истцам ООО «....», анализируя изложенное содержание вышеуказанных пунктов Правил, суд приходит к выводу о правомерности исчисления платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение истцам.
Кроме того, судом установлено, что дом по ул.Адрес,№ г.Перми оборудован прибором учета тепловой энергии.
Коммунальная услуга «отопление» - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.
Домовым комитетом с 2008 года было принято решение о начислении платы за отопление за фактическое потребление, на основании показаний приборов учета, а именно плата за отопление берется с жильцов только в отопительный сезон. Ежемесячные показания прибора учета делятся на общую площадь дома и выводится частное - потребление Гкал/кв.м., данная цифра умножается на площадь квартиры. Данное установление платы за фактическое потребление коммунальной услуги не противоречит ст. 157 ЖК РФ и ст. 544 ГК РФ.
Согласно представленных сведений о собственнике квартиры № № Мосунову М.П. за отопление в период с января 2010г. по август 2012г. было предъявлено к оплате ... руб. ... коп. с учетом того, что начисление платы за отопление с 2008 года производится за фактическое потребление на основании показаний приборов учета, в соответствии с решением домового комитета, а именно плата за отопление берется с жильцов только в отопительный сезон, тогда как в рамках законодательства Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных тарифов РЭК Пермского края, за указанный период Мосунову М.П. должно было быть начислено ... руб. ... коп. Собственнику квартиры 12 Гончарову Б.А. начислено ... руб. ... коп., тогда как должно было быть начислено ... руб. ... коп., а нанимателю квартиры № Косухиной О.В. начислено ... руб. ... коп., тогда как должно быть начислено ... руб. ... коп.
Таким образом, начисления платы за отопление при установленной домовым комитетом системе оплаты ниже, чем установлены в рамках законодательства Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных тарифов РЭК Пермского края, следовательно, завышение тарифов судом не выявлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Мосунова М.П., Гончарова Б.А., Косухиной О.В. о взыскании суммы переплат по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2010 года по 01.08.2012 года, в пользу Мосунова М.П. в размере ... руб. ... коп., в пользу Гончарова Б.А. в размере ... руб. ... коп., в пользу Косухиной О.В. в размере ... руб., суд исходит из того, что данные денежные средства начислены правомерно, в соответствии с утвержденными тарифами и являются платой за жилищно-коммунальные услуги.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Поскольку вышеуказанные требования удовлетворению не подлежат, требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.
Требования же о привлечении ООО «....» к уголовной ответственности не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, что не исключает право истцов в дальнейшем обратиться с данным заявлением в правоохранительные органы.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мосунова М.П., Гончарова Б.А., Косухиной О.В. к ООО «....» о взыскании суммы переплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 01.01.2010 года по 01.08.2012 года в пользу Мосунова М.П. ... руб. ... коп. и компенсации морального вреда в сумме ... руб.; в пользу Гончарова О.В. ... руб. ... коп. и компенсации морального вреда в сумме ... руб.; в пользу Косухиной О.В. ... руб. и компенсации морального вреда ... руб. – отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья О.М. Пименова