Дело № 12-10/2016
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2016 года г. Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев жалобу защитника МУП «Транспортная компания» <данные изъяты>» Х.Д на постановление мирового судьи судебного участка № <данные изъяты>» ФИО. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении муниципального унитарного предприятия «Транспортная компания» городского <данные изъяты> к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты>» ФИО. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятие «Транспортная компания» <данные изъяты>» (далее МУП «Транспортная компания») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На указанное постановление защитником МУП «Транспортная компания» Х.Д представлена в суд жалоба, в которой она просит данное постановление отменить.
В обоснование доводов жалобы указано, что постановление является незаконным и необоснованным, вынесено с неправильным применением норм материального права, с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для разрешения дела по существу, не изучением в полном объеме материалов дела и не верной их оценкой. Считают выданное предписание незаконным.
Защитник МУП «Транспортная компания» Х.Д в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Выслушав защитника Х.Д, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об Административных Правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания.
В любом случае, выделяется четыре элемента состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях или законом субъекта РФ административную ответственность.
Следовательно, квалифицируя действие лица с точки зрения наличия в них признаков административного правонарушения, установление конкретных действий либо бездействий является обязательным.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Предписание по своей сущности и содержанию - это акт реагирования государственного органа на выявленные в ходе проверки нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов.
Учитывая диспозицию части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором УГАДН А.Е в связи с поступившей жалобой потребителя услуг проведено комиссионное обследования остановочных пунктов по регулярным маршрутам движения <данные изъяты>» в части их оборудования информацией о маршрутах, графике движения автобусов, по результатам которого в адрес юридического лица – МУП «Транспортная компания» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений транспортного законодательства, в котором предписано оборудовать остановочные пункты информационными указателями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии по заявлению МУП «Транспортная компания» срок исполнения предписания был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Государственного автодорожного надзора по Сахалинской области А.Е на основании распоряжения о проведении проверки, выданного врио начальника управления Ш.А была проведена внеплановая выездная проверка в целях осуществления контроля исполнения предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №. Результатами проверки было установлено, что МУП «Транспортная компания» требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, а именно: остановочные пункты не оборудованы информационными указателями.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводом мирового судьи о наличии в действиях МУП «Транспортная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, поскольку указанное предписание не является законным в силу следующего.
Вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются в частности Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) предусмотрены общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов соответственно, автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ч. 6 ст. 19 Устава, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Согласно п. 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
В пункте 15 Правил N 112 перечислена информация, подлежащая размещению на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций). К такой информации относится: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Согласно п. 16 Правил перевозок, на указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Порядок и нормативы обустройства каждого из элементов остановочных пунктов регламентированы в различных ГОСТах и СНиПах.
Согласно п. 5.3.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Постановлением Госстандарта СССР от 12.03.1990 N 395 утвержден ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования".
В силу п. 3.1 ГОСТ 25869-90 информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта.
На остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки по ГОСТ 10807, имеющие поле знака и информационное поле (п. 3.2).
Согласно п. 3.3 на информационном поле указывают наименование остановочного пункта и номер маршрута. Вся остальная информация должна наноситься на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения.
Информация должна содержать: номер маршрута, наименования начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава (п.3.4). При интервале движения подвижного состава: не более 20 минут – указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 минут – составляют расписание движения в часах и минутах (п.3.5). Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугороднего и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктовв следования и время отправления (п.3.6).
Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготовляться по ГОСТ 10807 и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного составва или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость (п.3.10).
ГОСТ 10807 утратил силу в связи с принятием ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные. Общие технические требования”.
В соответствии с п. 3.10 ГОСТ Р 52290-2004 в нижней части знака 5.16 (остановка автобуса) допускается наносить дополнительную информацию о наименовании остановки, номере маршрута, режиме работы, протяжённости посадочной площадки и т.д.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги, а дорожные информационно-указательные знаки являются одним из элементов оборудования остановочного пункта.
Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26 февраля 2014 года № 995/59-14-4 утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Согласно Положению (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным решать вопросы местного значения по транспортному обслуживанию на территории <данные изъяты>" в пределах своей компетенции. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий: создание условий для предоставлении транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах <данные изъяты>» (ст.2.4); осуществление дорожной деятельности в отношении улично-дорожной сет и автомобильных дорог местного значения в границах <данные изъяты>", находящихся в собственности <данные изъяты>", и обеспечение безопасности дорожного движения на них (ст.2.5); разработка маршрутной сети, утверждение расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением (п.2 ст.3.4); информирование населения об изменениях схем движения пассажирского транспорта, закрытии или открытии новых маршрутов (п.4 ст.3.4,); формирование муниципального задания, осуществление закупок товаров, работ, услуг по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений, находящихся, в собственности <данные изъяты>", и контроль за их исполнением (ст.3.5).
Постановлением Администрации г.Южно-Сахалинска от 25 марта 2010 года № 532 (редакция от 18.09.2015) утвержден Порядок по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского <данные изъяты>
Согласно п. 1.5 указанного Порядка, организатор транспортного обслуживания населения - Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - Департамент), ответственный за выполнение функций по организации перевозок пассажиров и багажа на маршрутной сети городского округа Город Южно-Сахалинск". При этом, согласно п.3.2 Порядка организации транспортного обслуживания, Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения: принимает меры для поддержания в надлежащем состоянии дорожного покрытия и оборудования маршрутов необходимыми для обслуживания пассажиров и работы перевозчиков объектами инфраструктуры; организует контроль выполнения пассажирских перевозок на территории <данные изъяты>".
Согласно п.3.4 Порядка организации транспортного обслуживания, перевозчики на основании заключенных с Департаментом договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам <данные изъяты>" в процессе оказания услуг по пассажирским перевозкам населению города:
- предоставляют транспортные услуги населению <данные изъяты>" в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенных договоров;
- проводят необходимые мероприятия по обеспечению: профессиональной пригодности персонала; предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей; своевременного технического обслуживания и ремонта подвижного состава; повышения технического уровня пассажирского транспорта, его модернизации; контроля выполнения экипажами требований по безопасности дорожного движения, качеству предоставляемых услуг на обслуживаемых маршрутах; необходимыми путевыми документами;
- организуют регулярный (ежедневный) контроль нахождения транспортных средств на линии (следование по маршруту в соответствии с утвержденным расписанием);
- вносят предложения по совершенствованию маршрутной сети, по улучшению работы общественного транспорта в городском <данные изъяты>
Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, следует вывод, что обязанность по установлению информационно-указательных знаков на остановочных пунктах закреплена за органами местного самоуправления, как владельцами дороги и в данном случае обязанность оборудовать остановочные пункты <адрес> информационно-указательными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ и Правилами перевозок пассажиров не может быть возложена на МУП «Транспортная компания». Нормы законодательства, которые бы обязывали перевозчиков в лице юридических лиц размещать на остановочных пунктах информационно-указательные знаки, отсутствуют, такая обязанность закреплена за владельцем автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предписание УГАДН от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства при осуществлении регулярных перевозок пассажиров, выданное для исполнения МУП «Транспортная компания» не является законным, оснований для квалификации действий МУП «Транспортная компания» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у мирового судьи не имелось, поскольку в действиях МУП «Транспортная компания» отсутствует состав административного правонарушения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. В этой связи правовые основания для привлечения МУП «Транспортная компания» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах в силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению.
Учитывая изложенное, на основании ст. 30. 7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░>» ░.░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.19.5 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░