К делу №а-4798/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
26.09.2018 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием представителя административного ответчика – администрации г.Сочи Язвенко В.М.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власенко Е. А. к администрации г.Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
установил:
Власенко Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Сочи о признании незаконным действия (бездействия) администрации г.Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи по заключению договора купли-продажи земельного участка.
Мотивированны заявленные требования тем, что Власенко Е.А. неоднократно обращался в администрацию г.Сочи по вопросу предоставления за плату земельного участка площадью 398 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – "садовый участок", категория земель – земли населенных пунктов.
Однако департамент имущественных отношений администрации г.Сочи в установленный срок заявление не рассмотрел, ответ не направил, тем самым нарушил права и законные интересы административного истца на право приобретения в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гарантированные Земельным кодексом РФ.
Каждому гражданину предоставляется право на обращение в муниципальный орган для предоставления земельного участка в собственность за плату. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплен в главе V.I. Земельного кодекса РФ.
Как указано в ст.7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно п.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Так, согласно пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса.
В свою очередь, ст.39.18 Земельного кодекса РФ указывает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, где определено, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для садоводства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседание административный истец не явился, просил о рассмотрении административного иска в свое отсутствие и удовлетворении административных исковых требований.
Представитель администрации г.Сочи Язвенко М.В. возражал против удовлетворения административного иска, просил суд отказать административному истцу в полном объеме.
Суд, изучив материалы гражданского дела и исследовав доказательства по указанному делу, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Каждому гражданину предоставляется право на обращение в муниципальный орган для предоставления земельного участка в собственность за плату. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплен в главе V.I. Земельного кодекса РФ.
Как указано в ст.7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В Определении от 03.09.2014 г. № 44-КГ14-4 Верховный Суд РФ указал, что Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (п.1 ст.8), то есть существующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и, следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Так, согласно пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса.
Таким образом, для приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, указанных в пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, в частности, для индивидуального жилищного строительства, проведение торгов не требуется. Особенности предоставления земельных участков для таких целей предусмотрены ст.39.18 ЗК РФ,
В свою очередь, ст.39.18 Земельного кодекса РФ указывает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, где определено, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для садоводства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Анализ указанной нормы позволяет делать вывод о том, что предоставление садовых и дачных земельных участков осуществляется на торгах только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для садоводства или дачного хозяйства поступили заявления иных лиц о предоставлении этого земельного участка.
Судом установлено, что административный истец обращался с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью 398 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, с видом разрешенного использования –"для садоводства", категория земель – земли населенных пунктов, находящегося в муниципальной собственности, еще в мае 2018 г. В установленный законом срок аукцион не был проведен, ответ до настоящего времени не получен.
Факт обращения административного истца административным ответчиком не оспаривался.
При этом решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса ответчик не принимал.
Вместе с тем, установлено, что орган местного самоуправления не осуществил опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из чего представляется возможным заключить, что испрашиваемый в собственность за плату земельный участок не предполагается к предоставлению администрацией г.Сочи по неизвестным причинам, но также нет сведений и о том, что кто-либо из третьих лиц претендует на получение права на данный земельный участок, т.к. заявления иных лиц отсутствуют. Подтверждения обратному административным ответчиком предоставлено не было.
Земельный участок площадью 398 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, с видом разрешенного использования – "для садоводства", категория земель – земли населенных пунктов является муниципальной собственностью, что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРН, поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка в установленном порядке согласованы со смежными землепользователями, споры о границах отсутствуют, равно как и основания, определенные п.8 ст.39.15 или ст.39.16 Земельного кодекса РФ, что могло бы препятствовать предоставлению в земельного участка в собственность за плату.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено ограничение оборотоспособности земельных участков.
Так пунктами 2, 3 настоящей статьи, предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Испрашиваемый земельный участок не подпадает под ограничения, установленные ст.27 Земельного кодекса РФ.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Указанное право граждан закреплено в ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ предусмотрено право гражданина на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Пунктом 1.11 Решения Городского Собрания Сочи от 28.09.2016 N 126 "Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом г.Сочи" определено, что полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, кроме средств бюджета г.Сочи, осуществляет департамент имущественных отношений администрации г.Сочи (далее - уполномоченный орган) и иные органы администрации г.Сочи в соответствии с правами и обязанностями, установленными настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
Под управлением муниципальным имуществом понимается осуществление от имени г.Сочи и в интересах его населения деятельности органов местного самоуправления по реализации в рамках компетенции, определенной Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Одними из способов защиты нарушенного права, согласно ст.12 ГК РФ, является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При этом административный истец должен указать каким образом спорный отказ нарушает его права со ссылкой на нормы действующего законодательства.
В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействия).
Таким образом, совокупность представленных доказательств дает суду основания для удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
Обязать администрацию г.Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи заключить Власенко Е. А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 398 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение составлено 26.09.2018 г.
Председательствующий