Дело № 2-6120/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2012 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний Стрельцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Опариной Е.Н. о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска и возложении обязанности предоставить ее несовершеннолетней дочери место в детском дошкольном учреждении согласно перечню учреждений, указанных в личном заявлении.
В обоснование заявленных требований указала, что ее дочь Опарина М.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, была поставлена на учет для дальнейшего определения в детский сад, однако до настоящего времени место в дошкольном учреждении ребенку не предоставлено. Непринятие мэрией города Архангельска необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает ее право и право ее несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации. Просила возложить на мэрию г.Архангельска обязанность предоставить место в детском саду, расположенном на ближайшем расстоянии от места жительства ребенка.
В судебном заседании Е.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Заинтересованное лицо мэрия г. Архангельска в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на заявление с требованиями не согласно, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Е.Н. является матерью Опариной М.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении I-ИГ № 731692, выданным Архангельским территориальным отделом управления ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Опарина М.В. зарегистрирована на общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Архангельска.
В судебное заседание заинтересованным лицом не представлено доказательств обеспечения ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, на момент рассмотрения дела Опариной М.В. исполнилось 2 года 10 месяцев.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
Надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является мэрия города Архангельска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии города Архангельска от 28 июня 2012 года № 171 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее Порядок).
Указанное постановление опубликовано на официальном Интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск».
Согласно пункту 2 Порядка в учреждения МО «Город Архангельск», реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Следовательно, по достижении ребенком указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, заинтересованным лицом обязанность по обеспечению ребенка заявителя, достигшего возраста полутора лет, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания бездействия мэрии города Архангельска незаконным, возложения на мэрию г. Архангельска обязанности обеспечить предоставление М.В. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В то же время требование заявителя о предоставлении места ребенку в конкретном детском дошкольном учреждении, указанном в личном заявлении родителя, суд находит несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (пункт 3 статьи 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»).
Такие учреждения реализуют основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Согласно утвержденному постановлением мэрии города Архангельска от 28 июня 2012 года № 171 Порядку комплектование муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, осуществляет департамент образования мэрии города Архангельска.
Комплектование учреждений производится на территории муниципального образования «Город Архангельск» при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) в предусмотренной Порядком последовательности.
Согласно пункту 1.2 Порядка комплектование учреждений на новый учебный год проводится с 15 апреля до 01 сентября ежегодно. В остальное время проводится доукомплектование учреждений.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Действующий на территории муниципального образования «Город Архангельск» Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений не предусматривает обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, в том числе, указанном в заявлении родителей (законных представителей).
Ссылка заявителя на отсутствие возможности доставлять ребенка в детский сад, расположенный далеко от места его проживания, не может служить основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить место ребенку заявителя в конкретном детском саду.
Нарушений норм международного права суд также не усматривает, поскольку предоставление места ребенку в дошкольном учреждении в границах города, в пределах территориального округа г. Архангельска, не будет свидетельствовать о недоступности, недосягаемости или неразумном географическом удалении детского сада от места жительства ребенка.
Кроме того, вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ребенку заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении может быть разрешен в порядке исполнения данного решения суда, поскольку до настоящего времени места в дошкольном учреждении ребенку заявителя вообще не предоставлено.
При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанности на мэрию города Архангельска предоставить ребенку заявителя место в конкретном детском саду (детских садах) у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя, возраста ребенка заявителя, суд считает необходимым установить срок для восстановления мэрией города Архангельска в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя - до 01 октября 2012 года.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Опариной Е.Н. о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней дочери Опариной Е.Н. Опариной М.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Опариной М.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, путем приема в муниципальное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в срок до 01 ноября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение изготовлено 2012 года