АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
27 августа 2009 № дела А50-22095/2009
Резолютивная часть объявлена 26 августа 2009.
В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2009.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Байдиной И.В.,
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Власовой,
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю
к индивидуальному предпринимателю Седову Алексею Николаевичу
о привлечении к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
При участии:
от заявителя: Шашин Ю.П. по доверенности №195 от 20.08.2009, предъявлено служебное удостоверение.
от заинтересованного лица: Седова Т.П., представитель по доверенности от 26.03.2008, предъявлен паспорт.
Установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Седова Алексея Николаевича (далее по тексту – предприниматель) к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ, Кодекс), мотивируя требования результатами проверки, выявившей осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Заявитель настаивает на требованиях по основаниям, указанным в заявлении.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Березниковского отдела УГАДН по Пермскому краю от 22.07.2009 № 247 (л.д.14) государственным инспектором в период с 27.07.2009 по 04.08.2009 включительно проведены мероприятия по контролю в отношении Седова А.Н.
В ходе проведенных мероприятий установлено следующее.
Седову А.Н. выдана лицензия № АСС-59-300459 от 28.06.2005 на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (л.д.24).
Предприниматель осуществляет перевозку пассажиров на автобусных маршрутах №№ 3, 4т, 5т, 10т, 111, 125 с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Полагая, что предпринимателем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявителем 04.08.2009 составлен протокол об административном правонарушении (л.д.8), переданный в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении Седова А.Н. к административной ответственности по данной статье.
При составлении протокола предприниматель присутствовал, с процессуальными правами ознакомлен, копию протокола получил, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах протокола (л.д.12-13).
Полномочия Управления по составлению протокола (в частности, по пункту 3 статьи 14.1 КоАП РФ) предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ и подпунктами 3, 12 пункта 8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 515.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту – Закон «О лицензировании») перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 данного Федерального закона приведены следующие понятия:
- Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 5.2.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ №2 от 08.01.1997 (далее по тексту - ПОБППА) владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Предприниматель, осуществляя перевозку пассажиров по регулярному пригородному автобусному маршруту № 125 сообщением «Александровск-Луньевка» данное требование не выполнил.
Согласно пункту 5.2.2 ПОБППА и пунктам 5.7.3 и 5.7.4 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.95 (далее по тексту - ПОБДД) владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах.
Каждый водитель, выполняющий, в том числе городские и междугородные рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков. Как следует из материалов дела, предприниматель не разработал графики движения автобусов по маршрутам № 3 «Халтурина-Заоничка-Халтурина-Сады (за прудом)», № 10 «г.Александровск-п.В.Вильва» и № 125 «г.Александровск-Луньевка», не обеспечил наличие графиков у водителей, выполняющих перевозки пассажиров на регулярных городских маршрутах.
В силу пунктов 4.15 и 4.18 ПОБППА с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год. Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов. У Седова А.Н. отсутствуют копии актов обследования автобусных маршрутов №№ 3, 4т, 5т, 10т, 11, 125.
В соответствии с пунктами 29в, 32, 37а, 37б, 37 е «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее по тексту – Правила перевозок), транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются, в том числе, на заднем окне транспортного средства. Автобус с регистрационным знаком АО 001 не оборудован задним указателем маршрута регулярных перевозок.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов. Выполнение данного требования предпринимателем не исполнено.
Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, также фамилия кондуктора, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, указатели мест расположения огнетушителей. Данная информация отсутствует в салоне автобусов с регистрационными знаками АН 241 и АО 001.
Предпринимателем нарушены требования Приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» по оформлению путевых листов, а именно: в путевых листах дата, время и показания спидометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки на линию и его заезде проставляется не уполномоченными лицами или предпринимателям, при осуществлении разовых заявок в путевых листах не указывается фамилия ответственного за перевозку.
На основании пункта 2.2 ПОБДД основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе, проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению. На момент проверки журнал учета ДТП у предпринимателя отсутствовал.
В силу пункта 3.4.1 ПОБДД организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей по безопасности дорожного движения.
Проверкой выявлено, что предпринимателем не проводился ежемесячный, периодический инструктаж с водительским составом.
Пунктом 3.1.3 ПОБДД предусмотрено, что лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.
Материалами дела подтверждается, что стажировка водителей на автобусе марки ПАЗ-423402 проведена не была.
На основании пункта 3.2.4 после завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
После завершения водителями стажировки предпринимателем оформлено заключение о допуске их к самостоятельной работе без указания маршрута.
В соответствии с пунктом 3.4.2 ПОБДД и пункта 2.3.5 ПОБППА владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя. Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии.
Предприниматель не организовал в 2009 повышение профессионального мастерства водителей.
В силу пунктов 4, 7, 13, 20, 24, 25, 26 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004, № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
В нарушение данных требований Седовым А.Н. не составляются графики работы водителей с указанием времени начала, окончания и продолжительности смены, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, предприниматель не установил время предоставления и продолжительность перерыва для отдыха и питания водителей в течение смены, сводными графиками движения автобусов не предусмотрено время перерывов. Предприниматель не установил локальным нормативным актом разделение рабочей смены на две части при наличии регламентированного «отстоя», указанного в графе «особые отметки» путевого листа. Седов А.Н. не установил продолжительность подготовительно-заключительного времени и время на проведение медицинского осмотра водителей перед выездом на линию и после возвращения с линии, не соблюдается продолжительность ежедневного отдыха водителей, также не соблюдается продолжительность еженедельной работы водителей.
В силу пункта 4.2 ПОБДД предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Предприниматель не обеспечил проведение работ в планово-предупредительном порядке по техническому обслуживанию автобусов.
В нарушение пункта 4.4. ПОБДД предприниматель не ведет учет неисправностей автобусов и их устранения.
В соответствии с пунктом 2.3.1 ПОБППА к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
В силу пункта 3.3.1 ПОБДД Организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Руководитель организации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Материалами дела подтверждено, что предприниматель допустил к управлению автобусом, осуществляющим междугородные перевозки водителя Лаптева, не имеющего непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет и не прошедшего очередного медицинского освидетельствования.
Представитель заинтересованного лица полагает, что водитель Лаптев имеет достаточный стаж для осуществления междугородных перевозок. Считает, что акты обследования маршрутов №№ 3,4т,5т,10т, 111, 125 отсутствуют не по вине предпринимателя, поскольку он неоднократно обращался в администрацию по этому вопросу. Со слов представителя все иные нарушения имели место быть, и устранены на момент рассмотрения дела в суде, за исключением актов обследования указанных выше маршрутов, но данные обстоятельства документально не подтверждены.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 статьи 1.5, часть 2 статьи 2.1, статья 2.2 КоАП РФ).
Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело материалы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств, подтверждающих событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, т.к. предприниматель при осуществлении перевозок пассажиров нарушил лицензионные требования.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ определено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 000 рублей до 4 000 рублей.
Учитывая, что в течение года нарушение предпринимателем совершено повторно (л.д.60-67), штраф применен судом в максимальном размере.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 181 и ч. 3 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя Седова Алексея Николаевича, 16.08.1970 г.р., уроженца п.Ныроб Чердынского района Пермской области, зарегистрированного по адресу: Пермский край, г.Александровск, улица Комсомольская,26, ОГРН 304591015600040, к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления его в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
При исчислении 10-дневного срока, установленного для обжалования, нерабочие дни не учитываются.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округаwww.fasuo.arbitr.ru
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
ИНН: 5902290040;
КПП: 590201001;
расчетный счет: 40101810700000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. Пермь;
БИК 045773001;
КБК: 10611690050050000140;
ОКАТО: 57405000000;
Получатель платежа: УФК по Пермскому краю (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта);
Подлинный документ, свидетельствующий о добровольной уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, следует представить суду.
При отсутствии такого документа исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Судья И.В. Байдина