Дело № 2а-172/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Барда 12 апреля 2017 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.,
с участием помощника прокурора <данные изъяты> Назарова Н.Х.
представителя ответчика - главы администрации <данные изъяты> В.,
при секретаре Кантугановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты>, заинтересованное лицо Управление Росреестра <данные изъяты> о понуждении к исполнению полномочий, предусмотренных законодательством о погребении и похоронном деле,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> находятся пять общественных кладбищ, расположенных в <адрес>.
В нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении земельных участков не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки вышеназванных пяти населенных пунктов <адрес> не поставлены и собственника не имеют, какие-либо действия по оформлению земельных участков в собственность не проводились и не проводятся. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию.
Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, то есть неопределенного круга лиц.
Данный факт подтверждается письмом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой по проверке прокуратуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, прокурор <данные изъяты> просит признать бездействие администрации <данные изъяты>, выражающееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, незаконным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; обязать администрацию <данные изъяты> принять меры по проведению межевания земельных участков под указанными общественными кладбищами; обязать администрацию <данные изъяты> поставить данные общественные кладбища на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; установить срок исполнения решения суда в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Назаров Н.Х. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации <данные изъяты> В. требования административного иска признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Росреестра <данные изъяты> в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 13 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ГЖ «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Данные полномочия органа местного самоуправления также закреплены пунктом 23 части 1 статьи 3 Устава ............... сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов ........... сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.№).
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно пунктов 3 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В силу подпунктов 1.1 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Статьей 1 Закона Пермского края от 18.12.2006 № 3400-796 (ред. от 04.04.2014) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности ........... муниципального района» утверждены перечни объектов муниципальной собственности .......... муниципального района, передаваемых в собственность ................ сельских поселений, согласно приложениям 1-12 к настоящему Закону. Сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 3 статьи 2 Закона Пермского края от 18.12.2006 № 3400-796). Согласно приложения №2 в собственность ........... сельского поселения переданы пять кладбищ, а именно в <адрес> (л.д. №).
В судебном заседании установлено, что согласно информации администрации ............ сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на территории ............ сельского поселения расположено 5 кладбищ: в <адрес>, документы для постановки на кадастровый учет на стадии подготовки, государственная регистрация права собственности не проведена (л.д.№).
Согласно справки помощника прокурора <данные изъяты> о проведении проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства о погребении и похоронном деле в администрации <данные изъяты> установлено, что на территории поселения имеются пять кладбищ. В нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных в <адрес> не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки не поставлены и собственника не имеют, какие-либо действия по оформлению земельных участков в собственность не проводились и не проводятся. (л.д.№)
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения отнесены к полномочиям сельского поселения в лице администрации <данные изъяты>.
На территории ....................... сельского поселения расположено 5 кладбищ, которые являются открытыми, общественными, кладбища не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества ....................... сельского поселения кладбища не значатся, земельные участки под кладбищами не поставлены на учет в государственный кадастр недвижимости, необходимо провести межевание, поставить земельные участки на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.
Изучив все доказательства по делу, суд считает, что не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации ....................... сельского поселения на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора <данные изъяты>, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования, признать бездействие администрации <данные изъяты>, выражающееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, незаконным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; обязать администрацию <данные изъяты> принять меры по проведению межевания земельных участков под указанными общественными кладбищами, поставить данные общественные кладбища на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей. Безусловных оснований для опубликования решения суда по данному административному делу суд не находит.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
С учетом изложенного, государственная пошлина с административного ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации <данные изъяты>, выражающееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, незаконным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
Обязать администрацию <данные изъяты> принять меры по проведению межевания земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> поставить общественные кладбища, расположенные в <адрес> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Установить срок исполнения решения суда в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации <данные изъяты> по истечении года со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и прокурору <данные изъяты> об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 13 апреля 2017 года.
Судья И.Н.Аиткулова