Решение по делу № 3а-910/2019 ~ М-921/2019 от 22.11.2019

Дело №3а-910/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 12 декабря 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Попова М.А. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», управлению по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Попов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 353 300 рублей.

В обоснование требований указал, что решением Вельского районного суда Архангельской области от 13 июля 2016 г. на администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» возложена обязанность предоставить ему за счет средств субсидий из бюджета Архангельской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Судебное постановление не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении длительного времени привело к нарушению права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.

Административный истец Попов М.А. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Уткин А.Н. в судебном заседании требования поддержал, уточнив, что по информации истца решение суда исполнено 25 сентября 2019 г.

Административные ответчики министерство финансов Архангельской области, управление по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район», заинтересованные лица министерство образования и науки Архангельской области, комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Министерство финансов Архангельской области, управление по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район», министерство образования и науки Архангельской области направили отзывы о несогласии с иском.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу частей 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного Постановления).

Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Закон Архангельской области №591-36-ОЗ) имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 16 августа 2016 г. решением Вельского районного суда Архангельской области от 13 июля 2016 г. на администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» возложена обязанность предоставить Попову М.А. жилое помещение (в виде жилого дома или квартиры) специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Вельское» за счет средств субвенций, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

13 сентября 2016 г. ОСП по Вельскому району возбуждено исполнительное производство, которое окончено 17 октября 2019 г. в связи с фактическим исполнением.

Жилое помещение по договору специализированного найма истцу предоставлено 25 сентября 2019 г.

С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд в течение 6 месяцев с даты исполнения судебного акта, то есть в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

Продолжительность исполнения судебного решения составляет более 3 лет 1 месяца (со дня вступления решения суда о предоставлении жилья в законную силу по дату его исполнения).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Поведение истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.

Определяя надлежащего ответчика применительно к взысканию спорной компенсации, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 закона Архангельской области №591-36-ОЗ).

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 г. №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон Архангельской области №84-5-ОЗ) органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.

Финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области, в том числе, администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые соответствующим получателям в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Из материалов административного дела следует, что по состоянию на 1 декабря 2019 г. число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в список на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», составляет 194 человека. В отношении 50 человек состоялись судебные постановления, обязывающие предоставить им благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, которые не исполнены. На исполнение вышеназванных государственных полномочий в 2019 г. муниципальному образованию предусмотрены средства субвенции из бюджета Архангельской области в размере 42 185 500,0 рублей. В 2019 г. администрацией израсходовано 40 738 310,64 рублей, приобретено 34 жилых помещений для данной категории лиц, обеспечено жилыми помещениями 33 человека. При этом общая потребность средств по данной категории лиц применительно к данному муниципальному образованию составляет 170 956 500, 0 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные постановления о предоставлении жилья. В частности, на финансирование осуществления данных государственных полномочий выделены суммы, недостаточные для покрытия потребности в денежных средствах на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.

В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В связи с изложенным, несмотря на недостаточность денежных средств, выделяемых уполномоченным органом государственной власти Архангельской области на цели предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, оснований для освобождения муниципального образования «Вельский муниципальный район» от ответственности в виде возложения обязанности по выплате компенсации на основании Федерального закона №68-ФЗ суд не усматривает.

Так, согласно пункту 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ, пункту 3 статьи 14 Закона Архангельской области №591-36-ОЗ именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении конкретному лицу, относящемуся к указанной льготной категории граждан, жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают с ним договор найма такого жилого помещения.

Федеральный закон №159-ФЗ, как и Закон Архангельской области №591-36-ОЗ связывают возникновение права указанной категории лиц на предоставление жилого помещения с наступлением восемнадцатилетнего возраста либо приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит предоставлению таким гражданам во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на такое же обеспечение.

Аналогичная правовая позиция выражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости возложения как на Архангельскую область, так и на муниципальное образование «Вельский муниципальный район» обязанности выплатить административному истцу требуемую компенсацию.

В силу пунктов 1.1, 1.2 Положения о управлении по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (утверждено решением Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 21 октября 2009 г. №194), названный орган местного самоуправления является функциональным органом администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», обладает статусом финансового органа муниципального образования «Вельский муниципальный район» и наделен правами юридического лица.

Согласно пунктам 1 и 5 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. №217-пп, названный орган государственной власти Архангельской области обладает статусом финансового органа Архангельской области и наделен правами юридического лица.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», именно на названных административных ответчиков надлежит возложить обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Суд считает, что разумный срок исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения являлся значимым для истца. Достаточных личных средств для приобретения жилого помещения истец не имел.

Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного акта, недостаточность и неэффективность принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, мер, продолжительность нарушения и значимость его последствий для истца, поведение сторон на протяжении всего периода исполнения судебного акта, а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека и размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер такой компенсации, подлежащей выплате за счет средств бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» и за счет средств бюджета Архангельской области, суд учитывает уровень вовлеченности названных публично-правовых образований в процедуру исполнения принятого в пользу административного истца судебного постановления, степень вины органов государственной власти и органов местного самоуправления в задержке исполнения решения суда, в связи с чем, полагает необходимым взыскать с Архангельской области компенсацию в размере 20 000 рублей, с муниципального образования «Вельский муниципальный район» - 20 000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ, части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.

Истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, а так же расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя (оригинал доверенности предоставлен в дело) в размере 2 600 рублей, которые суд признает необходимыми.

С учетом положений статей 103, 106, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает в пользу истца с управления по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» за счет средств местного бюджета, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области государственную пошлину в возврат в размере по 150 рублей с каждого и расходы по оформлению доверенности в размере по 1300 рублей с каждого, всего в размере по 1450 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Попова М.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с управления по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Попова М.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Взыскать с управления по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу Попова М.А. государственную пошлину в возврат в размере 150 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 1300 рублей, всего в размере 1450 рублей.

Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Попова М.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Попова М.А. государственную пошлину в возврат в размере 150 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 1300 рублей, всего в размере 1450 рублей.

Денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет Попова М.А. <данные изъяты>.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин

3а-910/2019 ~ М-921/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов Максим Алексеевич
Ответчики
Управление по финансам и исполнению бюджета администрации МО «Вельский муниципальный район»
Администрация МО «Вельский муниципальный район»
Администрация муниципального образования «Вельское»
Министерство финансов Архангельской области
Другие
Министерство образования и науки Архангельской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области
Управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район»
Уткин Андрей Николаевич
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Вершинин Аркадий Владимирович
22.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
25.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019[Адм.] Судебное заседание
26.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее