Решение по делу № 2-1065/2012 от 07.06.2012

Решение по гражданскому делу

Дело №2-1065-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2012г.                                                                                                 г.Улан-Удэ

Мировой судья судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ Бураева У.Н., при секретаре Дампилон Б.А., Дулзеновой И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчанова Л.В.1 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, Фонду социального страхования  о взыскании расходов на оплату стоимости проезда до места лечения и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Молчанова Л.В.1 обратилась с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Бурятия о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она сопровождала своих детей Молчанова Л.В.1 и Молчанова Л.В.1, являющихся инвалидами детства с тяжелым генетическим заболеванием муковисцидоз, к месту лечения в г. <АДРЕС> и обратно для лечения обострения и коррекции дальнейшего лечения. 25 января 2012г. было получено направление на высокотехнологическую медицинскую помощь и талон на получение социальных талонов на проезд к месту лечения и обратно. В это время состояние детей было тяжелым и требовало срочной госпитализации. Истец обратилась в органы социального страхования, где ей в устной форме разъяснили, что проезд к месту лечения только железнодорожным транспортом. Так как состояние детей требовало незамедлительной госпитализации, были приобретены на самолет. Билеты были приобретены в оба конца. По прибытию в г.Улан-Удэ она обратилась к ответчику о возмещении стоимости проезда к месту лечению и обратно. На данное заявление поступил ответ, в котором отказывалось в возмещении проезда. С данным ответом истец не согласна. Просила взыскать с ответчика в ее пользу стоимость авиабилетов к месту лечения и обратно на детей и сопровождающее лицо в размере 43550 рублей и компенсацию морального вреда 5000 рублей.

Определением от 29 мая 2012г. в качестве соответчика был привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.

Истец Молчанова Л.В.1 исковые требования поддержала, суду пояснила, что когда были получены талоны на оказание ВМП и талон <НОМЕР> на получение специальных талонов на проезд, она обратилась в фонд социального страхования, где ей в устном порядке пояснили, что проезд возможен только железнодорожным транспортом. В связи с тем, что у детей началось обострение и возникла острая необходимость везти детей, в связи с этим были приобретены авиабилеты. Действенное лечение возможно только в Российской детской клинической больнице. Проезд железнодорожным транспортом очень сильно сказывается на здоровье детей.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 данного Закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии  медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подп. 1, 2 п. 1 ст. 6.2); порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6.5); порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с гл. 2 данного Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3). Во исполнение п. 3 ст. 6.5 Закона Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> <НОМЕР> были утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Правила определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в частности, порядок расчетов и предоставления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов Фонда социального страхования, т.е. регулируют   межбюджетные отношения. Согласно п. 4, 22 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в данном случае, социальной услуги в виде оплаты проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Фонду социального страхования Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год. Фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы осуществляющие финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в соответствии   с   договорами транспортными организациями. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА6> N 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 г и плановый период 2011 и 2012 годов" финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в  санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Пунктом 11 Правил установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п. 11 Правил: «Средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на: а)  оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального   развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется  при  наличии  медицинских  показаний  и  справки учреждения здравоохранения. Стоимость 1 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяемая с учетом прогнозного  количества лиц,  имеющих  медицинские показания к получению санаторно-курортного   лечения,   и   размер   средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 N 100); б) оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке  установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: (в ред.Постановления Правительства РФ от <ДАТА8> N 477) железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных  вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 515); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (в ред. Постановлений Правительства РФ от <ДАТА10> N 676, от <НОМЕР>)».

Таким образом, Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и принятыми для его реализации Правилами "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг..." <НОМЕР> возможность компенсации за приобретение билетов для следования к месту лечения не предусмотрена, указанным Законом гарантировано предоставление данного вида социальной услуги только в натуральном выражении - средства на обеспечение граждан проездом перечисляются транспортной организации (п. 11 Правил).

Дети истца являются инвалидами, соответственно, имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР> "ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Детям истца Министерством здравоохранения Республики Бурятия были выданы талоны-направления на лечение в ФГУ «Российская детская клиническая больница» г. <АДРЕС>, дата направления - 24.01.2012 г.

Также истцу были выданы талоны на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения, дата выдачи талонов - 25.01.2012 г.

Как следует из представленных копий электронных билетов, дата вылета из г. <АДРЕС> к месту лечения в г. <АДРЕС> - 26.01.2012 г., то есть на следующий день после получения талона, дающего право на бесплатный проезд к месту лечения. При этом до отъезда на лечение истец в установленном законодательством порядке за получением талона на бесплатный проезд в отделение Фонда не обращалась.Впервые истец обратилась в отделение Фонда после возвращения из Москвы 01.03.2012 г. с требованием возместить ей стоимость проезда. Письмом от 19.03.2012 г. истцу было отказано в удовлетворении ее требований, при этом разъяснено, что выплата компенсации за самостоятельно приобретенные проездные документы к месту лечения и обратно действующим законодательством не предусмотрена.

О действующем порядке оплаты проезда истец должным образом  информирована.  Истец  с  <ДАТА16>,  обращаясь  в  установленном законодательством порядке в отделение Фонда, неоднократно (8 раз) реализовывала право на бесплатный проезд к месту лечения детей и обратно что подтверждается прилагаемыми копиями документов).

Из изложенного следует, что: истец не обращалась в отделение Фонда и своим правом на бесплатный проезд к месту лечения истица не воспользовалась по своему усмотрению, самостоятельно приобретя билеты на авиационный транспорт. Доказательств отказа отделения Фонда в предоставлении бесплатного проезда истцом не представлено.

Федеральным законом "О государственной социальной помощи», принятыми для его реализации Правилами "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг..." <НОМЕР> возможность компенсации за приобретение билетов для следования к месту лечения не предусмотрена, указанным Законом гарантировано предоставление данного вида социальной услуги только в натуральном выражении.

Отсутствует доказательство причинения истцу ответчиком каких-либо нравственных или физических страданий, что могло бы повлечь ответственность в виде компенсации морального вреда.

Позиция отделения Фонда подтверждается сложившейся судебной практикой определением Верховного суда РФ от <ДАТА17> <НОМЕР> и определением Приморского краевого суда от 13.04.2011 по делу <НОМЕР> г.

Представитель Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, представлен отзыв, согласно которому Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрел исковое заявление Молчанова Л.В.1 о взыскании денежной суммы в размере 43350 рублей и сообщает следующее.

В исковом заявлении истица указывает, что обращалась с заявлением об оплате стоимости проезда к месту лечения своих детей в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА19> <НОМЕР>, в структуру Фонда в качестве исполнительных органов входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения <НОМЕР>. региональные отделения
Фонда являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим
наименованием, расчетные и иные счета в банках. Региональные отделения Фонда
для обеспечения деятельности создают филиалы.

Таким образом, Фонд и региональное отделение являются самостоятельными субъектами в сфере социального страхования и выступают в правоотношениях с третьими лицами самостоятельно, от своего имени. В соответствии с п.4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <ДАТА5> <НОМЕР>, специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов выдаются территориальными органами Фонда.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия. Кроме того, заявленные требования истицы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от <ДАТА20> <НОМЕР> ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на проезд к месту лечения, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от <ДАТА5> <НОМЕР> утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п.п.«б» п.11 Правил, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранения и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.

Возможность компенсации расходов, связанных с самостоятельным приобретением билетов для проезда к месту лечения законодательством не предусмотрена. Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в определении от <ДАТА21> <НОМЕР>.

Кроме того, с заявлением о предоставлении социальной услуги в виде проезда к месту лечения детей посредством авиационного транспорта в региональное отделение истица не обращалась. К исковому заявлению приложена лишь копия заявления истицы от 29.02.2012 об оплате проезда к месту лечения посредством авиационного транспорта после возвращения из лечебного учреждения.

На данное заявление региональное отделение предоставило ответ (письмо от
19.03.2012 <НОМЕР>) в соответствии с которым истице было отказано в
возмещении расходов в связи с тем, что компенсация расходов, связанных с
самостоятельным приобретением билетов для проезда к месту лечения
законодательством не предусмотрена. Истица заявила в иске о несогласии с
данным ответом, однако в чем заключается его незаконность, какие нормы
законодательства нарушает данный ответ регионального отделения, не указала. Просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, судья пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем.

Федеральный закон <НОМЕР> от <ДАТА24> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА24> оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно подпунктом 9 ст. 6.1 и подпунктам 1 и 2 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА20> «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей дети-инвалиды имеют право бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Пунктами 4.2 и 4.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации <НОМЕР> от <ДАТА5>г. «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:

железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;

водным транспортом (третьей категории);

автомобильным транспортом (общего пользования).

Как установлено в судебном заседании, Молчанова Л.В.1, <ДАТА26> г.р. и Молчанова Л.В.1, <ДАТА27>  являются детьми-инвалидами, которые находились на лечении в ФГУ «Российская детская клиническая больница» с 05.02.2012 года по 25.02.2012 года.

Министерством здравоохранения Республики Бурятия на Молчанова Л.В.1, Молчанова Л.В.1 и Молчанова Л.В.1 как сопровождающее его лицо, 25.01.2012 года был выдан талон <НОМЕР> на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинском учреждении ФГУ Республиканская детская клиническая больница.

26.01.2012 года авиабилеты авиакомпания Якутия на имя Молчанова Л.В.1, Молчанова Л.В.1, Молчанова Л.В.1 по маршруту <АДРЕС> и <АДРЕС> с датой вылета 05.02.2012 г и 25.02.2012г. общей стоимостью 43550 рублей.

Согласно выписки из историй болезни Молчанова Л.В.1 Александра и Молчанова Л.В.1 Ксении клинический диагноз: муковисцидоз, смешанная форма, тяжелое течение, с конца января имеется обострение, по характеру заболевания, тяжести течения ребенку показан перелет на самолете до места лечения и обратно.

Представитель ответчика пояснила суду, что на момент обращения Молчанова Л.В.1 государственного контракта  на авиаперевозки у ФСС не было и проезд был возможен только железнодорожным транспортом.

Истцом в обоснование своих требований была представлена справка ОАО РЖД, согласно которой стоимость проезда за период с 01 февраля по 06 марта 2012г. в купейном вагоне скорого поезда по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС> и <АДРЕС> - <АДРЕС> составляла 8054,40 руб. + 2 руб. 30 коп. (обязательный страховой сбор).

Вышеприведенные нормы Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №328 от 29.12.2004г. предоставили истцу, как сопровождающему лицу и ее детям, возможность бесплатно воспользоваться транспортном до места лечения и обратно, а приобретение истцом авиабилетов самостоятельно, являлось необходимой мерой для прибытия к месту лечения и обратно.

В соответствии с п.3 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации в структуру ФСС РФ входят исполнительные органы региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 данного положения установлено, что региональные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Учитывая вышеизложенное, а также, что истцом были понесены реальные расходы на приобретение авиабилетов, обязательства по выплате денежной суммы в возмещении расходов, понесенных истцом на приобретение авиабилетов возникли у государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Республики Бурятия.

Требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, так как в соответствии со ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Вина ответчика в неисполнении обязательства судом не установлена.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ в размере 1506,50 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Молчанова Л.В.1 удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Бурятия в пользу Молчанова Л.В.1 стоимость к месту лечения и обратно в размере 43550 (сорок три тысячи пятьсот пятьдесят) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Бурятия государственную пошлину в доход государства в размере 1506 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Советский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мировой судья                                                                                                  У.Н. Бураева  

2-1065/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Судебный участок № 2 Советского района
Судья
Бураева Ульяна Николаевна
Дело на странице суда
sov2.bur.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее