Дело № 2-1496/2019
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г. Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Назаровой В.А.,
при секретаре Логуновой Т.В.,
с участием прокурора г. Ельца Савчук В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец об обязании привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации, -
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец об обязании привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что 11.06.2019 госинспекторами ОГИБДД ОМВД России по городу Ельцу проведено обследование улично-дорожной сети города Ельца на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): участок дороги N... от д. N... –по всей протяженности имеется грунтовое и щебеночное покрытие, частично асфальтобетонное покрытие, где имеются дефекты дорожного покрытия выбоины; покрытие проезжей части имеет дефект дорожного покрытия выбоины размером 1,10 метра по длине, 0,70 метра по ширине и 0,07 метра по глубине; 0.90 метра по длине, 0,65 метра по ширине, и 0,10 по глубине; 0.70 метра по длине, 0.60 метра по ширине, и 0,09 по глубине; N... - покрытие проезжей части имеет дефект дорожного покрытия выбоины размером 1,40 метра по длине, 0,65 метра по ширине и 0,13 метра по глубине; 0,65 метра по длине, 0,85 метра по ширине и 0,09 метра по глубине; ул. N..., со стороны въезда на авторынок, площадка РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Ельцу - покрытие проезжей части имеет дефекты дорожного покрытия выбоины размером: 2,10 метра по длине, 1,10 метра по ширине и 0,11 метра по глубине; 1,20 метра по длине, 0,90 метра по ширине и 0,09 метра по глубине; 1,20 метра по длине, 0,90 метра по ширине и 0,11 метра по глубине; по всей протяженности ямочность и выбоины, необходимо проведение ремонта дорожного полотна по всей протяженности дороги; от пересечения N... с N... до N... А, N... - покрытие проезжей части на данном участке имеет дефекты дорожного покрытия выбоины размером: 1,10 метра по длине, 1,20 метра по ширине и 0,05 метра по глубине; 0,70 метра по длине, 0,60 метра по ширине и 0,08 метра по глубине; 1,10 метра по длине, 0,90 метра по ширине и 0,11 метра по глубине; по всей протяженности на данном участке дороги ямочность и выбоины, необходимо проведение ремонта дорожного полотна по всей протяженности дороги. Дорожная деятельность по содержанию, ремонту дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такового движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Проверкой установлено, что администрация городского округа г. Елец Липецкой области своевременно не принимает мер к контролю и проведению проверок эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города, не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеназванной дороги города Ельца, создав тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения г. Ельца. Просит обязать администрацию городского округа город Елец до 01 ноября 2019 года привести автомобильные дороги по улицам г. Ельца Липецкой области, участки дорог: N... от N... до N..., ул. N... в районе N... Е, N... в районе N... А в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст), а именно: устранить выбоины на дорожном покрытии проезжей части по улицам: N... от N... до N..., ул. N... в районе N... Е, N... в районе N... А.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ельца Савчук В.И. заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель третьго лица комитета по коммунальном хозяйству администрации городского округа город Елец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, о чем материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Представил возражения на исковое заявление в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения старшего помощника прокурора, счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика и третьего лица, поскольку ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ответчик не сообщил об уважительности причин неявки и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора города Ельца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные прокурором города Ельца Липецкой области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором определено, что пользователями автомобильными дорогами являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 8 ноября 2007года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализ вышеприведенных норм федеральных законов приводит суд к выводу о том, что прокурор города Ельца Липецкой области, осуществляющий надзор за соблюдением законов, вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц – физических и юридических – являющихся пользователями автомобильными дорогами.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Аналогичное положение закреплено и в пункте 5 статьи 9 Устава городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации: к вопросам местного значения города относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что деятельность по содержанию дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 08 ноября 2007года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В статье 17 Федерального закона от 08 ноября 2007года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" отражены требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. В соответствии с п. 5.2.4 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Таблица 5.3 – Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения
Вид дефекта |
Категория дороги |
Группа улиц |
Размер |
Срок устранения, сут, не более |
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью,, равной или более |
IA |
A |
0,06 |
1 |
IБ, IB |
Б |
3 | ||
II |
В |
5 | ||
III |
Г |
7 | ||
IV |
Д |
10 | ||
V |
Е |
12 | ||
Повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью,, более |
IA, IБ, IB |
А, Б |
0,1 |
5 |
II |
В |
0,5 |
7 | |
III |
Г |
0,8 |
10 | |
IV |
Д |
2,1 |
14 | |
V |
Е |
5,2 |
20 | |
Сдвиг, волна глубиной, см, более |
IA |
А |
3,0 |
5 |
IБ, IB, II |
Б, В |
7 | ||
III |
Г |
5,0 |
10 | |
IV |
Д |
12 | ||
Гребенки на участке полосы движения длиной 100 м, площадью,, более |
IV |
Д |
30,0 |
10 |
V |
Е |
52,5 |
14 | |
Колея* глубиной, см, более и длиной, м, более на участке полосы движения длиной 100 м |
IA, IБ, IB |
А, Б |
2,0/7,0 |
5 |
II |
Б |
2,5/7,0 |
7 | |
III |
В, Г |
3,0/9,0 |
10 | |
IV |
Д |
14 | ||
Отдельное необработанное место выпотевания вяжущего площадью,, более |
Для всех категорий дорог и групп улиц |
1,0 |
4 | |
Необработанные места выпотевания вяжущего площадью не более 1,0, длиной, м, более на участке полосы движения длиной 100 м |
IA |
А |
1,0 |
4 |
IБ |
Б |
2,0 | ||
IB |
В |
3,0 | ||
II |
Г | |||
III, IV |
Д, Е |
4,0 | ||
Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, см, более |
Для всех категорий дорог и групп улиц |
1,0 |
1 | |
Отклонение по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка, см, более |
2 | |||
Отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, см, более | ||||
Возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах, см, более | ||||
Неровность в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной см, более |
1,0 |
2 | ||
* Колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог и улиц. |
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Ненадлежащее состояние проезжих частей указанных участков автомобильных дорог подтверждается актом обследования улично-дорожной сети г. Ельца: участок дороги N... от N... до N..., ул. N... в районе N... Е, N... в районе N...А от 11.06.2019 г., проведенного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу капитаном полиции Меркуловым В.С. и старшим госинспектором ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу капитаном полиции Кавериным А.В., которым установлено, что на вышеперечисленных участках дорог покрытие проезжей части имеет дефект дорожного покрытия выбоины.
Содержание дорог города Ельца Липецкой области относится к компетенции ответчика – администрации города Ельца Липецкой области. Автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог находятся в муниципальной собственности города Ельца. Эти обстоятельства подтверждаются постановлением администрации г. Ельца от 12.02.2014 № 163 «О внесении изменений в постановление администрации города Ельца от 26.11.2012 № 2800 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца» и приложенным перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца к нему, в состав которых входит N..., N..., Уставом городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации.
Ответчик не представил суду доказательств того, что состояние участков дорог, указанных в акте от 11.06.2019, к моменту рассмотрения дела в суде приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 (либо соответствовало государственным стандартам до обращения прокурора в суд с настоящим иском).
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для приведения участков дорог в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации суд исходит из объема работ (количества подлежащих устранению нарушений), погодных и климатических условий для проведения работ, поэтому для исполнения решения суда устанавливает срок – до 01 ноября 2019 года.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика нет, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлин.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░: N... ░░ N... ░░ N..., ░░. N... ░ ░░░░░░ N... N..., N... ░ ░░░░░░ N... ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 50597-2017 "░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░" (░░░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░░ 2017░. N1245-░░), ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░