16 ноября 2017 года г. Ухта, Республика Коми
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Семяшкина В.С., рассмотрев 13 ноября 2017 года в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми поступивший в отношении юридического лица: Муниципальное унитарное предприятие «Ухтаводоканал» муниципального образования городского округа «Ухта» (МУП «Ухтаводоканал»)
ранее привлекалось: не установлено,
материал об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В Ухтинский городской суд поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП «Ухтаводоканал».
Как указано в протоколе об административном правонарушении от 19 октября 2017 года, в ходе проведения Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйствующими субъектами сброса сточных вод в водные объекты на территории Республики Коми установлено, что МУП «Ухтаводоканал», расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 4а, осуществляет использование водных объектов для целей сброса сточных и дренажных вод в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешений на сбросы, а именно:
1) В нарушение требований ст.39, ст.42, ст.44, ст.55, ст.56, ст.60 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г., ст.З, ст.22, ст.23, ст.34, ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ в период с 01 января 2016г. по 03 марта 2016 г. и с 04 мая 2016г. по настоящее время МУП «Ухтаводоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пст.Седью) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
МУП «Ухтаводоканал» осуществляет сброс сточных вод ручей Безымянный приток реки Седью на основании «Решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 16.03.2010г., выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно «Решению о предоставлении водного объекта в пользование» от 16.03.2010г. допускается сброс в объеме не более 137,0 тыс.м3/год в установленный срок водопользования до 01.01.2028г.
Срок действия выданнох Управлением Росприроднадзора по Республике Коми «Разрешения №10-С на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду» от 17.08.2011г. и «Разрешения №9-С на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» от 04.03.16г. в руч.Безымянный приток р.Седью (пст.Седью) закончился 03.05.2016г. Срок действия нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Отделом водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов закончился 04.05.2016г.
Фактический сброс загрязняющих веществ (взвешенные вещества, БПК полн., ион аммония, нитриты, нитраты, фосфор фосфатов, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, железо, СПАВ, медь, цинк, кобальт, никель, марганец, фенолы) в руч.Безымянный приток р.Седью составил в период с января по февраль 2016г.- 2.84т, с мая по декабрь 2016г. - 9,78т. с января по сентябрь 2017г. - 9,04т.
2) В нарушение требований ст.39. ст.42, ст.44, ст.55, ст.56, ст.60 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г., ст.З, ст.22, ст.23, ст.34. ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ в период с 23 марта 2014г. по 18 августа 2016 г. МУП «Ухтаводоканал» осуществлял сброс сточных вод в водный объект руч. Безымянный правый приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта (географические координаты места сброса 63°26" 18" СШ; 53°33"10"ВД) при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
МУП «Ухтаводоканал» осуществляет сброс сточных вод ручей Безымянный правый приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта на основании «Решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 17.06.2009г., зарегистрированного 19.06.2009г. выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно «Решению о предоставлении водного объекта в пользование» от 17.06.2009г., зарегистрированного 19.06.2009г. допускается сброс в объеме не более 1900,0 тыс.мЗ/год в установленный срок водопользования до 01.01.2023г.
Фактический сброс загрязняющих веществ (взвешенные вещества, БПК полн., азот аммонийный, азот нитрит, азот нитрат, фосфор фосфатов, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, железо, СПАВ, медь, цинк, никель) в руч. Безымянный приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта составил в период с марта по декабрь 2014г.- 134,75т, с января по декабрь 2015г. - 181,07т, с января по август 2016г. - 112,86т.
Юридическому лицу МУП «Ухтаводоканал» Управлением Росприроднадзора по Республике Коми выдано «Разрешение № 35-С на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» от 19.08.2016г. на период с 19.08.2016г. по 13.07.2021г.
В судебном заседании должностное лицо Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Толпекина Г.В. считала вину МУП «Ухтаводоканал» доказанной.
Представитель МУП «Ухтаводоканал» Филиппова Т.А. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, указывая, что в целях своевременного утверждения проекта НДС и получения разрешений на сброс юридическое лицо запросило фоновые концентрации химических веществ в филиале ФГБУ Северного УГМС «Коми ЦГМС» 29 января 2016 года. В связи с очень долгим рассмотрением направленных документов расчет окончательных фоновых концентраций был получен по электронной почте 02 августа 2016 года, оригиналы поступили 15 августа 2016 года. После получения фоновых концентраций была завершена часть Проекта НДС и 11 августа 2016 года в Отдел водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского БВУ было направлено Заявление об утверждении НДС. Письмом от 19.09.2016 был получен необоснованный отказ в согласовании Проекта НДС от Роспотребнадзора по Республике Коми, в связи с чем юридическим лицом было подано заявление в Арбитражный суд Республики Коми. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017, требования МУП «Ухтаводоканал» были удовлетворены. Суд обязал Роспотребнадзор по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП «Ухтаводоканал» путем согласования и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. Приказы по утверждению нормативов допустимых сбросов юридическим лицом были получены лишь 24.10.2017. При данных обстоятельствах МУП «Ухтаводоканал» в силу непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не могло подать Заявления о выдаче разрешений на сбросы раньше.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФнарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обязанность выполнять требования природоохранного законодательства установлена ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006г. водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006г. водные объекты значимы в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.44 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006г. использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006г. нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006г. при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее. при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций) - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
В соответствии статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статьей 19 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определены основы нормирования в области охраны окружающей среды: нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС) утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», в соответствии с которой величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 №2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты», выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями. Разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством условий, показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, осуществлять сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты при наличии разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст.75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. г. за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Согласно ст.68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП «Ухтаводоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пет.Седью) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в период с 01 января 2016г. по 03 марта 2016 г. и с 04 мая 2016г. по настоящее время. Кроме того, в период с 23 марта 2014г. по 18 августа 2016г. МУП «Ухтаводоканал» осуществлял сброс сточных вод в водный объект руч. Безымянный правый приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта (географические координаты места сброса 63°26" 18" СШ; 53°33"10"ВД) при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его совершения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения) (п. 14).
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по эпизоду осуществления в период с 23 марта 2014г. по 18 августа 2016г. сброса сточных вод в водный объект руч. Безымянный правый приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта начал исчисляться с 19 августа 2016 года, по эпизоду осуществления сброс сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пет.Седью) в период с 01 января 2016г. по 03 марта 2016 начал исчисляться с 04 марта 2016 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных обстоятельствах производство по делу в данной части подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Факт осуществления МУП «Ухтаводоканал» сброса сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пет.Седью) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в период с 04 мая 2016г. по настоящее время, то есть на время составления протокола 19.10.2017, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица содержится состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, исходя из характера и последовательности действий юридического лица, судья приходит к выводу, что вменяемое правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому является малозначительным.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 24.5, 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Производство по делу по эпизоду осуществления МУП «Ухтаводоканал» сброса сточных вод в водный объект руч. Безымянный правый приток руч. Вой-Вож приток реки Ярега приток реки Ухта (географические координаты места сброса 63°26" 18" СШ; 53°33"10"ВД) при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в период с 23 марта 2014 года по 18 августа 2016 года и по эпизоду осуществления МУП «Ухтаводоканал» сброса сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пет.Седью) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в период с 01 января 2016г. по 03 марта 2016 года прекратитьв связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
По факту осуществления МУП «Ухтаводоканал» сброса сточных вод в водный объект руч.Безымянный (географические координаты места выпуска сточных вод: 63°24" 15" СШ; 53°57"38"ВД) приток р.Седью (пет.Седью) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в период с 04 мая 2016г. по настоящее время (19.10.2017) МУП «Ухтаводоканал» от административной ответственности по ст. 8.14 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить и ограничиться устным замечанием, производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судья В.С. Семяшкина