Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
по заявлению Козлова М.А.
14 августа 2015 года <адрес>
Дело № 2-2265/2015
Состав суда:
судья – Шевченко И.В.,
секретарь – Гамурова Т.А.,
лица, участвующие в деле:
Стороны:
заявитель – Козлов М.А.
орган местного самоуправления – Администрация <адрес> Республики Крым
Представители:
органа местного самоуправления – Сергиенкова Н.Н., Фофанов С.В.
Суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению о признании решения незаконным и понуждении совершить определённые действия,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Козлов обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ Козлов М.А. обратился в администрацию <адрес> Республики Крым (далее – Администрация) с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), приложив к заявлению светокопию паспорта.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> РК отказала заявителю в выдаче испрашиваемого градостроительного плана земельного участка в связи с непредставлением в полном объеме необходимых документов, что предусмотрено Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка».
Обжаловав данное решение Администрации, ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил ответ, в котором указано, что Регламент является правомерным, а действия сотрудников - законными.
Считает, что действиями по истребованию дополнительных документов при подготовке ГПЗУ и в выдаче отказа органом местного самоуправления нарушены требования ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а потому бездействие Администрации, выразившееся в отказе о выдаче ГПЗУ является незаконным. Просит обязать Администрацию выдать ему ГПЗУ в установленный законом срок и взыскать судебные издержки.
В судебном заседании заявитель Козлов М.А. свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Сергиенкова Н.Н. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, не признала и пояснила, что решение было принято в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка». Указанный регламент прошёл правовую экспертизу и был утверждён Администрацией. Представитель Фофанов С.В. свои возражения мотивировал положениями ст. ст.43, 44 ГрК РФ, регулирующими вопросы составления градостроительного паспорта земельного участка, согласно которым заявителем для идентификации земельного участка должны были быть предоставлены дополнительные документы. При предоставлении Козловым М.А. полного пакета, ГПЗУ ему будет выдан.
Суд, выслушав заявителя и представителей органа местного самоуправления, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Козлов М.А. обратился в Администрацию с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 925 м2, кадастровый номер №, расположенного по месту регистрации заявителя в <адрес> Республики Крым, приложив к заявлению светокопию паспорта (л.д. 6-7).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация отказала заявителю в выдаче испрашиваемого градостроительного плана земельного участка в связи с непредставлением в полном объеме необходимых документов, что предусмотрено Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка». Козлову М.А. рекомендовано обратиться повторно с полным пакетом документов (л.д. 8).
Не согласившись с данным решением Администрации, Козлов ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с жалобой на незаконное бездействие и халатность сотрудников Управления архитектуры, градостроительства, имущественных, земельных отношений и наружной рекламы (л.д. 9-11). ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил ответ, в котором указано, что нормативное регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг осуществляется, кроме прочего, в соответствии с муниципальными нормативными актами. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка» (л.д. 13-20) является таким муниципальным правовым актом, имеющим юридическую силу на территории <адрес>, а потому перечень, документов, утвержденный данным Регламентом, является необходимым и обязательным для предоставления заявителем, действия сотрудника Тарасенко В.В. – законными (л.д. 12).
Суд полагает, что Администрацией нарушены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ), запрещающих требовать от заявителя представления информации и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги.
Так, в соответствии с п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В ч. 6 ст. 43 данного Кодекса отражено, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В ч. 17 ст. 46 ГрК РФ отмечено, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1-16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. Иной порядок предоставления ГПЗУ в виде отдельного документа (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя ГрК РФ не установлен.
Из содержания приведённых положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
С учётом изложенного, орган местного самоуправления неправомерно предложил Козлову М.А. повторно обратиться за получением кадастрового плана земельного участка и дополнительно представить какие-либо документы.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, к правоотношениям, по поводу которых возник спор, подлежат применению положения указанного Закона.
В связи с этим, является обоснованным довод заявителя о нарушении Администрацией требований п. 1 ч. 1 ст. 7 упомянутого Закона, который запрещает органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, выводы Администрации о законности действий её сотрудников в отношении Козлова М.А. основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку принимаемые органом местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Федеральным законам.
Данная позиция также содержится в письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 17433-ЮР/09 "О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков", согласно которому Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ. ГПЗУ не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом. Таким образом, предъявление органом местного самоуправления заявителю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче ГПЗУ различных документов Минстрой России считает не соответствующим законодательству.
Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создаёт препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае - строительству дома, то есть конституционного права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Оценивая по своему внутреннему убеждению, основанному на непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства отдельно, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Козлова М.А.
Поскольку органы местного самоуправления в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные издержки Козлова М.А. возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.44, 46 ГрК РФ, ст.ст.3, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст.ст.12, 98, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Козлов М.А. удовлетворить.
Отказ администрации <адрес> Республики Крым Козлов М.А. в выдаче градостроительного плана земельного участка признать незаконным.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым выдать по заявлению Козлов М.А. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> Республики Крым.
Решение в течение трёх дней со дня его вступления в законную силу направить руководителю администрации <адрес> Республики Крым для устранения допущенного нарушения.
Об исполнении данного решения должно быть сообщено заявителю Козлову М.А. и суду не позднее чем в течение месяца со дня его получения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В.Шевченко