Дело № 2- 7916/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой
с участием помощника Сыктывкарского природоохранного межрайонного Прокурора С.М. Липиной,
представителя ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» В.Г. Борисова,
при секретаре К.Е. Есеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 сентября 2013 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного Прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе автодороги и на территории выдела квартала Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество»,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке в районе автодороги , в 200-х метрах от моста через реку , в 50 метрах от оси асфальтированной дороги, на грунтовой площадке и в лесном массиве на территории квартала выдела Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» в срок до 31.10.2013 года.
В обоснование иска указано, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городской округ «Сыктывкар». В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства на территории МО ГО «Сыктывкар» размещена несанкционированная свалка. Согласно заключения от ** ** ** года руководителя комитета по охране окружающей среды, составленного по результатам проверки, проведенной совместно с Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой и ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» следует, что на участке имеется свалка бытового и крупногабаритного мусора на открытом участке территории. Свалка расположена на ... километре автодороги при движении по направлению от г. Сыктывкар , в 200-х метрах от моста через реку , в 50 метрах от оси асфальтированной дороги. Отходы размещены на грунтовой площадке, на которую имеется съезд с асфальтированной дороги, а также в лесном массиве на территории квартала выдел Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество». Свалка находится в административных границах МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании помощник Сыктывкарского природоохранного межрайонного Прокурора С. М. Липина исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрация МО ГО «Сыктывкар» В.Г. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что отсутствуют данные об исключительных полномочиях прокуратуры, указанными полномочиями обладает Роспотребнадзор.
Третье лицо ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» своего представителя в судебное заседание не направило, представило заявление о рассмотрении дела без участия представителя учреждения.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из заключения от 28.06.2013 года руководителя комитета по охране окружающей среды, составленного по результатам проверки, проведенной совместно с Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой и ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» следует, что на участке имеется свалка бытового и крупногабаритного мусора на открытом участке территории. Свалка расположена на ... километре автодороги при движении по направлению от г. Сыктывкар , в 200-х метрах от моста через реку , в 50 метрах от оси асфальтированной дороги. Отходы размещены на грунтовой площадке, на которую имеется съезд с асфальтированной дороги, а также в лесном массиве на территории квартала выдел Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество». Свалка находится в административных границах МО ГО «Сыктывкар».
В состав указанных отходов входят: лесосечные отходы, покрышки автомобильные отработанные, пластик, стекло, бумага, крупногабаритные отходы мебели, бытовые отходы, отходы разборки деревянных строений.
Наименование отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов: покрышки отработанные ; отходы из жилищ несортированные ; отходы из жилищ крупногабаритные ; отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений ; отходы сучьев, веток от лесоразработок . Все отходы являются отходами 4 и 5 классов опасности для окружающей природной среды. Общий объем размещенных отходов - не менее 30 куб. метров. Площадь загрязненного участка - не менее 200 кв.м.
Отходы находятся в непосредственной близости от зеленых насаждений, что создает угрозу пожарной безопасности лесов, вследствие возможности возгорания отходов.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Указанными правовыми актами, а также п.1 ст.11 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.13 ФЗ-7 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «Об отходах производства и потреблении» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред.З0.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потреблении» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред.30.12.2008 года), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.п. 1 и 2 Положения «О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000, основной задачей государственного
санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
В свою очередь, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных ' мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.6, 4.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» № 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Пунктом 4.2. СанПиН 2.1.7. 1322-03 предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов должны быть размещены за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс -чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, который согласно примечанию, представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
Ст. 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов;3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, организация использования лесов, их охраны на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление государственного лесного контроля и надзора.
ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» осуществляет права управления лесами, функции государственного лесного контроля и надзора за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в пределах полномочий, переданных субъекту Российской Федерации; организует проведение мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; организует проведение мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с лесоустроительными проектами, лесными планами и лесохозяйственными регламентами; разрабатывает мероприятия по охране лесов от загрязнения и иных негативных воздействий и организует их выполнение; при выявлении нарушений лесного законодательства составляет акты о лесонарушениях.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления городских округов предусмотрены ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» и кроме того, в ст. 13 этого Федерального закона указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10. 2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Эти же вопросы входят в компетенцию МО ГО «Сыктывкар» в соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого на заседании Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006.
Согласно п. 24 статьи 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» (зарегистрирован в отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 20 февраля 2006 г. N ...) к вопросам местного значения, относящимся к ведению муниципального образования городского округа «Сыктывкар» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 23 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» организация сбора, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории округа относятся к компетенции администрации МО ГО «Сыктывкар».
Согласно ст. 44 Устава органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно- распорядительные функции, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами РК является администрация МО ГО «Сыктывкар».
Таким образом, в силу указанных требований законодательства и п.6 ст.44 Устава на администрации МО ГО «Сыктывкар» лежит обязанность по организации решения вышеуказанных вопросов и по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, по защите указанных земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель и ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В нарушение приведенных требований закона администрацией муниципального образования меры по организации сбора и вывоза отходов со спорных участков, застроенных гаражами, не принимаются.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки расположенной на территории лесного фонда, размещение отходов на несанкционированной свалке приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан. Чем нарушаются, гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории МО ГО «Сыктывкар», то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Довод ответчика об отсутствии у прокуратуры исключительных полномочий на обращение в суд с указанным иском, не может быть принят судом, поскольку в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Захламление лесов отходами производства и потребления, в том числе древесными отходами, обладающими горючими свойствами, стеклянными отходами, способствующими возможности возгорания, создает угрозу пожарной безопасности лесов. Помимо этого, не обеспечивается санитарная безопасность лесов.
При изложенных выше обстоятельствах требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного Прокурора являются обоснованными, Администрации МО ГО «Сыктывкар» надлежит принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке в районе автодороги , в 200-х метрах от моста через реку , в 50 метрах от оси асфальтированной дороги, на грунтовой площадке и в лесном массиве на территории квартала выдела Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество».
С учетом срока, установленного для вступления решения в силу, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений – до 31.10.2013 года.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке в районе автодороги , в 200-х метрах от моста через реку , в 50 метрах от оси асфальтированной дороги, на грунтовой площадке и в лесном массиве на территории квартала выдела Сыктывкарского участкового лесничества ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» в срок до 31.10.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения в полном объеме.
Судья Н.Е. Колосова