Решение по делу № 2-5744/2019 ~ М-5854/2019 от 08.11.2019

Дело №2-5744/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 3 декабря 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Конышева К.Е.,

при секретаре Николаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями государственных стандартов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ГКУ «Марийскавтодор», в котором просил обязать ответчика привести автомобильную дорогу общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км, идентификационный номер <данные изъяты>, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв.Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, в срок до <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Правительства Республики Марий Эл от <данные изъяты> указанная автодорога закреплена на праве оперативного управления за ГКУ РМЭ «Марийскавтодор». В ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком должным образом не исполняется обязанность по поддержанию надлежащего технического состояния указанной автомобильной дороги.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г.Йошкар-Олы Патьянова С.О. требования поддержала.

Представитель ответчика Есина Е.С., представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Платова Г.И. в судебном заседании с иском не согласились. Представитель ответчика пояснила, что срок, указанный в иске прокурором, достаточен для осуществления ремонта.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.п.1 и 2 ст.33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

В соответствии с п.2 Указа Президента Республики Марий Эл от 03.10.2001 № 168 «Об управлении дорожным хозяйством Республики Марий Эл», п. 5 постановления Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2001 № 390 «О государственном учреждении Республики Марий Эл «Марийскавтодор», ГКУ «Марийскавтодор» исполняет функции государственного заказчика по объектам дорожного хозяйства, а также на автомобильных дорогах общего пользования, относящихся к собственности Республики Марий Эл.

Согласно п.2.1, 2.2, 2.3, 2.3.1 Устава ГКУ «Марийскавтодор», полномочия исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл осуществляет ГКУ «Марийскавтодор». Основными целями деятельности учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в пределах лимитов бюджетных обязательств, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели выделенных лимитов бюджетных обязательств. Одним из видов деятельности учреждения является исполнение функции государственного заказчика по проектированию строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В соответствии с п.5.4. Устава финансовое обеспечение деятельности ГКУ «Марийскавтодор» осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой и законом Республики Марий Эл о бюджете в части средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики Марий Эл. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.04.2008 №85 «Об утверждении перечень и группы по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл» находящихся в оперативном управлении ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор», в том числе включена автомобильная дорога «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км, идентификационный номер <данные изъяты>.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния, в частности, автомобильных дорог общего пользования установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В таблице 5.3. ГОСТ Р 50597-2017 закреплены сроки устранения дефектов покрытия проезжей части дороги. В зависимости от категории дорог, группы улиц, размеров дефектов покрытия срок устранения данных дефектов варьирует от 1 -ого до 20-ти суток.

В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4. В частности, в таблице 5.4 ГОСТ Р 50597-2017 закреплено, что срок устранения занижения обочины и разделительной полосы на <данные изъяты> см. и более для всех категорий дорог и групп улиц не должен превышать 7 суток.

Обращаясь в суд с иском, прокурор указывает, что требования указанного национального стандарта при содержании автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км, расположенной на территории Новоторъяльского района Республики Марий Эл, не соблюдаются. Автомобильная дорога на всем протяжении имеет многочисленные дефекты проезжей части и обочины, превышающие предельно допустимые размеры, дорожное полотно находится в неудовлетворительном состоянии.

Покрытие проезжей части автодороги «Кужнур-<данные изъяты>» имеет дефекты в виде выбоин, в частности, следующих размеров (длиной*шириной*глубиной): 1-ый километр автомобильной дороги: выбоины <данные изъяты>.; 2-ый километр автомобильной дороги: выбоины <данные изъяты>.; 4-ый километр автомобильной дороги: выбоины <данные изъяты>.; 5-ый километр автомобильной дороги: выбоины <данные изъяты>-ый километр автомобильной дороги: выбоины <данные изъяты>.

Кроме того, на отдельных участках автодороги «<данные изъяты>», а именно с км. <данные изъяты>, имеются разрушения асфальтного покрытия на всю ширину дороги, также установлено занижение обочины, в частности, на <данные изъяты> см. (1-ый километр автомобильной дороги), на <данные изъяты> см. (2-ый километр автомобильной дороги), на <данные изъяты> см. (3-ый километр автомобильной дороги), на <данные изъяты> см. (4-ый километр автомобильной дороги), на <данные изъяты> см. (5-ый километр автомобильной дороги), на <данные изъяты> см. (7-ый километр автомобильной дороги).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (представление – л.д.7-8; письмо ответчика – л.д. 9; акт проверки – л.д. 10, фототаблица – л.д.11-18), лицами, участвующими деле, они не оспаривались.

Учитывая установленные судом обстоятельства, пояснения участников процесса, письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по приведению указанных в иске участков дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов, подлежат удовлетворению.

Отсутствие денежных средств, которые должны выделяться из бюджета Республики Марий Эл на проведение ремонтных работ, на что ссылается ответчик, не может служить основанием для невыполнения требований, установленных федеральным законодательством, о необходимости содержания дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.

Доводы ответчика о том, что удовлетворение иска повлечет ограничение права органа государственной власти на самостоятельное решение вопросов, касающихся бюджетных правоотношений, основаны на неверном толковании норм материального права, удовлетворяя иск, суд лишь принуждает ответчика – государственное учреждение выполнить обязанность возложенную на него действующим нормативно-правовым регулированием.

В части определения срока проведения ремонтных работ, суд принимает во внимание, что решение суда должно быть исполнимым, и учитывает, что согласно Правилам организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.04.2011 №123, перед проведением работ по ремонту автодороги необходимо проводить оценку технического состояния автомобильных дорог; разработку проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. После выполнения указанных действий необходимо проведение торгов (в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок или запросов предложений) для заключения контракта с исполнителем работ согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая указанные обстоятельства, а также климатические условия в Республике Марий Эл, не позволяющие проводить ремонтные работы в зимний и ранневесенний период, требования самого истца, и положения ст.206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок проведения указанных работ до 01.09.2021, как требует истец, полагая, что указанный срок для устранения нарушений является разумным.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями государственных стандартов удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор» в срок до <данные изъяты> привести автомобильную дорогу общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км, идентификационный номер <данные изъяты>, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв.Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е.Конышев

Мотивированное решение составлено 09.12.2019.

2-5744/2019 ~ М-5854/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоторъяльского района РМЭ
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор"
Другие
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Конышев Константин Евгеньевич
08.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2019[И] Передача материалов судье
08.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019[И] Судебное заседание
09.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее