Решение по делу № А35-893/2010 от 25.02.2010

  

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Курск                                                                           Дело №А35-893/2010 

25 февраля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.02.2010. Полный текст решения изготовлен 25.02.2010.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Силаковой О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокуратуры Дмитриевского района Курской области

к        индивидуальному предпринимателю Касьяновой Наталье Михайловне

о       привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заседании участвовали:

от заявителя: Михайлова Е.В. – служебное удостоверение ТО №072250;

от предпринимателя: Касьянова Н.М. – паспорт серия 3804 №017422, выдан 15.10.2003 Дмитриевским РОВД Курской области;

                                      Касьянов Ю.В. – по доверенности от 22.09.2009.

Прокурор Дмитриевского районаКурской области обратился в арбитражный суд сзаявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Касьянову Наталью Михайловну к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования прокурор сослался на то, что предприниматель Касьянова Н.М. не обеспечила наличие в используемой ей аптеке, расположенной по адресу: Курская область, г. Дмитриев, пр. Советских космонавтов, д. 21а, минимального ассортимента лекарственных средств, перечисленных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств», необходимых для оказания медицинской помощи, допустив тем самым грубое нарушение лицензионных требований.

Предприниматель Касьянова Н.М. и ее представитель в судебном заседании с заявленным прокурором требованием не согласились указав, что отсутствующие в аптеке, на момент проверки лекарственные средства являются дорогостоящими, не пользуются спросом и завозятся по заказу в течение 5 суток, некоторые лекарственные средства незадолго до проведения проверки были проданы по рецептам врачей и еще не были завезены повторно. Кроме того, поставка некоторых лекарственных средств минимального ассортимента в момент заказа была невозможна, в связи с отсутствием указанных средств у поставщиков. Наряду с этим, предприниматель Касьянова Н.М., сославшись на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.04.2009 №04-7277/2009 о минимальном ассортименте лекарственных средств, считает, что обеспечить ассортимент препаратов, указанных в Приказе №312 в полном объеме невозможно.

Заслушав мнения представителя прокурора, предпринимателя и ее представителя, изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

Касьянова Наталья Михайловна, 03.10.1970 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2009 за основным государственным регистрационным номером 309463311900027.

30.07.2009 Комитет здравоохранения Курской области выдал предпринимателю Касьяновой Н.М. лицензию №ЛО-46-02-000169 на осуществление фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: Курская область, г. Дмитриев, пр. Советских космонавтов, д. 21а (розничная торговля лекарственными средствами без права их изготовления) сроком до 30.07.2014.

22.01.2010 прокуратурой Дмитриевского района Курской области совместно с БППР и ИАЗ ОВД по Дмитриевскому району Курской области в соответствии с заданием прокуратуры Курской области от 30.12.2009 №7-10-2009 на первое полугодие 2010 года проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности предпринимателем Касьяновой Н.М., осуществляющей розничную продажу лекарственных средств в аптечном пункте, расположенном по адресу: Курская область, г. Дмитриев, пр. Советских космонавтов, д. 21а, используемым предпринимателем по договору субаренды недвижимого имущества от 06.05.2009 №КурФ-2/211/09. В ходе проверки установлено, что в данном аптечном пункте, отсутствуют лекарственные средства, наличие которых предусмотрено приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств»: Неостигмина метилсульфат (раствор для инъекций; таблетки); Сульфасалазин (таблетки); Дифенгидрамин (раствор для внутривенного и внутримышечного введения; таблетки); Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам) (таблетки); Галоперидол (раствор для внутривенного и внутримышечного введения; таблетки); Дроперидол (раствор для инъекций); Клозапин (раствор для инъекций; таблетки; суспензии для приема внутрь (для детей); Рисперидон (таблетки, покрытые оболочкой); Сульпирид (раствор для внутримышечного введения; таблетки; капсулы); Флуфеназин (таблетки); Хлорпромазин (раствор для инъекций; драже); Имипрамин (драже; раствор для внутримышечного введения, таблетки, покрытые оболочкой); Левофлоксацин (таблетки, покрытые оболочкой); Итраконазол (раствор для приема внутрь; капсулы); Варфарин (таблетки); Никетамид (капли, раствор для инъекций); Дилтиазем (таблетки, покрытые оболочкой); Рабепразол (таблетки, покрытые оболочкой); Кортизон (таблетки); Финастерид (таблетки); Будесонид (порошок для ингаляций дозированный); Пилокарпин (капли глазные); Проксодолол (раствор - капли глазные). По результатам проверки исполняющая обязанности прокурора Дмитриевского района Фирсова О.В. составила акт от 22.01.2010.

25.01.2010 и.о. прокурора Дмитриевского района Курской области вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя Касьяновой Н.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеуказанного постановления прокурора Дмитриевского района Курской области просит привлечь предпринимателя Касьянову Н.М. к административной ответственности.

Суд полагает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбуждать дела о любых административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом. При этом, прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно соответствовать в отношении содержания и сроков его вынесения требованиям, предъявляемым на основании статей 28.2. и 28.5. Кодекса к протоколу об административном правонарушении.

В силу части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Постановление и.о. прокурора Дмитриевского района Курской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2010 в отношении предпринимателя Касьяновой Н.М. вынесено непосредственно после проведении проверки и содержит необходимые для протокола об административном правонарушении сведения. Таким образом, указанное постановление прокурора соответствует требованиям статей 28.2. и 28.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах предоставленных прокурору полномочий. Заявление в арбитражный суд подано в установленном законом порядке.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ установлен перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых на территории Российской Федерации требуется получение специального разрешения (лицензии). Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и  пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.

Частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Из материалов дела усматривается, что Комитет здравоохранения Курской области выдал предпринимателю Касьяновой Н.М. лицензию от 30.07.2009 №ЛО-46-02-000169 на осуществление фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: Курская область, г. Дмитриев, пр. Советских космонавтов, д. 21а (розничная торговля лекарственными средствами без права их изготовления) сроком до 30.07.2014.

В статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416 (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 №654, вступившего в закону силу 21.01.2010) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

В пункте 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 №785 (далее - Порядок отпуска лекарственных средств), предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312.

Следовательно, в рассматриваемом случае предприниматель обязан обеспечивать наличие в принадлежащем ему аптечном пункте минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Неисполнение этой обязанности является нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

Как следует из материалов дела, предприниматель Касьянова Н.М. осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в аптечном пункте, расположенном по адресу: Курская область, г. Дмитриев, пр. Советских космонавтов, д. 21а, используемым предпринимателем по договору субаренды недвижимого имущества от 06.05.2009 №КурФ-2/211/09. В момент проведения прокуратурой Дмитриевского района Курской области проверки соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности (акт от 22.01.2010) в аптечном пункте предпринимателя Касьяновой Н.М. отсутствовали лекарственные средства: Неостигмина метилсульфат (раствор для инъекций; таблетки); Сульфасалазин (таблетки); Дифенгидрамин (раствор для внутривенного и внутримышечного введения; таблетки); Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам) (таблетки); Галоперидол (раствор для внутривенного и внутримышечного введения; таблетки); Дроперидол (раствор для инъекций); Клозапин (раствор для инъекций; таблетки; суспензии для приема внутрь (для детей); Рисперидон (таблетки, покрытые оболочкой); Сульпирид (раствор для внутримышечного введения; таблетки; капсулы); Флуфеназин (таблетки); Хлорпромазин (раствор для инъекций; драже); Имипрамин (драже; раствор для внутримышечного введения, таблетки, покрытые оболочкой); Левофлоксацин (таблетки, покрытые оболочкой); Итраконазол (раствор для приема внутрь; капсулы); Варфарин (таблетки); Никетамид (капли, раствор для инъекций); Дилтиазем (таблетки, покрытые оболочкой); Рабепразол (таблетки, покрытые оболочкой); Кортизон (таблетки); Финастерид (таблетки); Будесонид (порошок для ингаляций дозированный); Пилокарпин (капли глазные); Проксодолол (раствор - капли глазные). Наличие данных лекарственных средств в аптечных учреждениях предусмотрено приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств».

Таким образом, предпринимателем Касьяновой Н.М. допущено нарушение требования подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения является грубым. Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и предпринимателем Касьяновой Н.М. не оспорено, что в используемом ей аптечном пункте, лекарственные средства, перечисленные в акте проверки от 22.01.2010 и постановлении от 25.01.2010, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 №312, в момент проведения проверки отсутствовали.

Таким образом, факт совершения предпринимателем Касьяновой Н.М. нарушения подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, что является грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий. Действия (бездействие) предпринимателя Касьяновой Н.М. образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении доводов предпринимателя Касьяновой Н.М. о том, что отсутствующие на момент проверки лекарственные средства являются дорогостоящими, не пользуются спросом, завозятся по заказу в течение 5 суток, поставка некоторых лекарственных средств минимального ассортимента в момент заказа была невозможна, в связи с отсутствием указанных средств у поставщиков, суд отмечает следующее.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Обеспечение минимального ассортимента лекарственных средств является в обязанностью аптечного учреждения (пункт 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ).

Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений для лекарственных средств из списка минимального ассортимента, используемых больницами или специализированными диспансерами, наличие которых в аптечных учреждениях не является обязательным. Напротив, отсутствие у аптечных учреждений лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент, может повлечь за собой невозможность оказания медицинской помощи, в связи с этим возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, снижению государственных гарантий в области охраны здоровья.

Отсутствие спроса (обращений больниц и граждан) на отсутствующие в ассортименте аптеки лекарства из минимального ассортимента лекарственных средств, не служит основанием для освобождения предпринимателя от обязанности выполнять лицензионные требования и условия.

Пунктом 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 №785 установлено, что рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Вместе с тем, данная норма лишь устанавливает максимальный срок отпуска лекарственных средств и при этом не освобождает аптечное учреждение ни от обязанности иметь в наличии подобные лекарства, ни от ответственности за нарушение данной обязанности.

Согласно Письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2009 №1039-25-1 минимальный ассортимент лекарственных средств, утвержденный Приказом от 29.04.2005 №312, принят с целью упорядочения обеспечения лекарственными средствами при оказании необходимой медицинской помощи всех категорий граждан. Минимальный ассортимент лекарственных средств является обязательным для аптечных учреждений и их структурных подразделений, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих обслуживание лекарственными средствами амбулаторных больных. При длительной дефектуре (отсутствии препаратов на рынке) какого-либо препарата, включенного в минимальный ассортимент, аптечная организация должна позаботиться о наличии документа, подтверждающего факт отсутствия препарата у поставщика или производителя.

Дефектура какого-либо из отсутствующих в аптечном пункте предпринимателя Касьяновой Н.М. лекарственного средства минимального ассортимента в момент проведения прокуратурой Дмитриевского района проверки в нарушение части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациидокументально не подтверждена.

Кроме того, действующим законодательством не установлен запрет на замену отсутствующего лекарственного средства минимального ассортимента другими его торговыми наименованиями. Доказательств того, что предприниматель Касьянова Н.М. предпринимала меры для заказа отсутствующих лекарственных средств и их других торговых наименований в материалы дела также не представлено.

Довод предпринимателя Касьяновой Н.М. о том, что некоторые лекарственные средства незадолго до проведения проверки были проданы по рецептам врачей и еще не были завезены повторно также не подтвержден материалами дела.

Относительно Письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.04.2009 №04-7277/2009 о минимальном ассортименте лекарственных средств, на которое сослалась предприниматель Касьянова Н.М. в судебном заседании в подтверждение отсутствия ее вины в не обеспечении ассортимента препаратов, указанных в Приказе №312 в полном объеме, суд отмечает, что данный документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, рассмотрев обращение, касающееся пересмотра минимального ассортимента лекарственных препаратов, наличие которых должно быть обеспечено в аптечных учреждениях, в своем письме №04-7277/09 выражает точку зрения о целесообразности скорейшего пересмотра минимального ассортимента лекарственных средств, вместе с тем, перечень лекарственных средств на момент рассмотрения настоящего дела не пересмотрен, новый перечень не утвержден, тогда как лицензируемый вид деятельности лицензиат обязан осуществлять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом конкретных незаконных действий  (бездействия) предпринимателя Касьяновой Н.М. требование прокуратуры Дмитриевского района Курской области о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

В силу статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного  наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность. На основании статьи 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом принят во внимание факт первичного привлечения предпринимателя Касьяновой Н.М. к административной ответственности, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 17, 29, 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4.1., 4.2., частью 4 статьи 14.1, статьей 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Касьянову Наталью Михайловну, 03.10.1970 года рождения, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2009 за основным государственным регистрационным номером 309463311900027, проживающую по адресу: Курская область, г. Дмитриев, ул. Землячки, д. 19а, кв. 13, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. 

Решение  вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Обязать индивидуального предпринимателя Касьянову Наталью Михайловну не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с индивидуального предпринимателя Касьяновой Натальи Михайловны административного штрафа в размере 4000 рублей судебному приставу-исполнителю для зачисления в Федеральный бюджет (код бюджетной классификации – 41511690010010000140) по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Курской области (прокуратура Курской области)

ИНН/КПП: 4629025430/463201001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области

Счет: 40101810600000010001

ОКАТО: 38401000000.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение 10-ти дней со дня его принятия,  в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                       О.Н. Силакова

А35-893/2010

Категория:
Другие
Статус:
Привлечь к административной ответственности
Ответчики
Касьянова Наталья Михайловна
Суд
АС Курской области
Судья
Силакова Ольга Николаевна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее