Дело № 2-3178/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
17 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Барсановой Т.Е.,
с участием
истца Грачева Е.И.
представителя администрации Владимирской области Изюменко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску Грачева Е. И. к администрации Владимирской области об обязании включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов трудовой деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Грачев Е.И. обратился в суд с иском к администрации Владимирской области, в котором просит обязать ответчика включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы на должностях:
начальника отдела служебных расследований контрольно- ревизионного управления (КРУ) ОАО «СААЗ» - Скопинский автоагрегатный завод, заместителя генерального директора - начальника КРУ этого предприятия, с 20.07.2001г. по 06.12.2002г., продолжительностью 1 год 4 месяца 17 дней;
директора по контроллингу и внутреннему аудиту - начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Нытва-Нытвенский металлургический завод», с 26.02.2003г. по 16.09.2003г., продолжительностью 6 месяцев 21 день;
заместителя директора по контроллингу и аудиту - начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» с 19.04.2004г. по 21.09.2004г., продолжительностью 5 месяцев 3 дня;
заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Бизнес-агентство «Профи» с 02.06.2008г. по 03.08.2009г., продолжительностью 1 год 2 месяца 2 дня;
юрисконсульта филиала ОАО КБ «МАСТ-Банк» в <...>, с 03.08.2009г. по 09.10.2009г., продолжительностью 2 месяца 7дней;
начальника отдела юридической поддержки Владимирского филиала закрытого акционерного общества Московский коммерческий банк «Москомприватбанк», с 09.02.2011г. по 22.08.2011г., продолжительностью 6 месяцев 14 дней, всего - 4 года 3 месяца 4 дня.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в администрации Владимирской области в должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с ее сокращением. На дату увольнения общий стаж государственной гражданской службы – 20 лет 9 месяцев 13 дней. С ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы указанных выше периодов, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Владимирской области отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на пропуск срока подачи такого обращения.
Решение Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ которым иск Грачева Е.И. к администрации Владимирской области о включении в стаж государственной гражданской службы указанных выше периодов отменено апелляционным определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ которым также постановлено обязать рассмотреть повторно заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления истца Грачеву Е.И. отказано в его удовлетворении ввиду того, что при сравнительном анализе представленных документов, установлено, что опыт и знание работы на названных выше должностях не согласовываются с перечнем служебных обязанностей по должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления.
Полагая отказ неправомерным истец просит иск удовлетворить, ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Закона Владимирской области от 27.08.2004г. ### «О государственной гражданской службе Владимирской области, Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010г. N1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Истец в суде требования поддержал, указав, что опыт и знания, полученные на должностях указанных выше предприятий были необходимы для замещения должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления администрации Владимирской области. Доводы обосновал содержанием должностных инструкций по вышеуказанным должностям и положениям о контрольно-ревизионных подразделениях предприятий, работа на которых предшествовала замещению им должности. Указал, что для исполнения соответствующих обязанностей требовалось знание действующего законодательства в сфере гражданских, трудовых, финансовых и налоговых правоотношений, бухгалтерского учета; умение организовать работу коллектива КРУ по выявлению и фиксированию нарушений действующего нормативного регулирования в деятельности подразделений и должностных лиц предприятия; навыки подготовки мотивированных заключений о соответствии или несоответствии действий и решений органов и должностных лиц требованиям нормативных правовых актов и внутренних руководящих документов предприятия; опыт и знание работы по выявлению в деятельности подконтрольных органов и должностных лиц предприятий нарушений действующего законодательства, проведению правовой экспертизы документов.
Навыки, полученные во время работы на вышеперечисленных должностях, способствовали надлежащему выполнению в последующем им должностных обязанностей заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления администрации Владимирской области.
Представитель администрации Владимирской области в суде иск не признавал, указав, что в соответствии с частью 7 статьи 31 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы, установленные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О перечне должностей, периоды службы, в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», а также периоды службы, которые были ранее включены в установленном порядке в указанный стаж. Пунктом 20 Указа предусмотрено включение периодов службы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы, в порядке определенном Правительстве Российской Федерации.
В 2015 году включение в стаж иных периодов службы осуществлялось в соответствии с пунктом 6 Порядка включения периодов службы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы Владимирской области в администрации Владимирской области, утвержденного распоряжением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ ###. Порядок устанавливал, что решение <...> о включении в стаж иных периодов работы принимается на основании представления курирующего заместителя <...> с приложенными документами, в том числе копией должностного регламента гражданского служащего с обозначением служебных обязанностей, согласующихся с периодами замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы ему для исполнения служебных обязанностей по должности государственной гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ Грачеву Е.И. направлен ответ с отказом о включении периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Замещаемая Грачевым Е.И. должность требовала знаний в организации местного самоуправления, земельного, градостроительного законодательства, сфера публичного права, что не предусматривалось представленными должностными инструкциями названных выше коммерческих организаций. Кроме того, включение иных периодов в стаж является правом, а не обязанностью руководителя, просит отказать, применив срок давности обращения в суд по ст. 219 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, свидетельские показания, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.ч. 1, 2 ст. 39).
Пунктом «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Пунктом 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Принятым во исполнение статьи 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ ### установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа (пункт 1).
В целях реализации абз. 2 ч. 7 ст. 31 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области", Распоряжением Губернатора Владимирской области ###-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области.
Согласно п. 1 указанного Порядка включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих замещавших должности государственной гражданской службы в администрации Владимирской области периодов службы (работы), определенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", осуществляется по заявлению гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет комитетом государственной и муниципальной службы администрации области либо органом администрации области, в котором этот служащий замещал должность непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа администрации области - органом администрации области, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации были переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
В соответствии с п. 6 Положения - на основании распоряжения <...> в стаж включаются периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в совокупности не превышающие пять лет.
Исходя из положений абз. 1 п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 570 включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов осуществляется по заявлению гражданина при его обращении за этой пенсией.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционным определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, и видно из дела, что <...> ###-рк от 02.06.2014г. Грачев Е.И. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления администрации Владимирской области и уволен с государственной гражданской службы 02.06.2014г. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального Закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; постановления <...> от 31.03.2014г. ### «О внесении изменений в приложение к постановлению <...> от 20.03.2007г. ### «Об утверждении структуры и штатного расписания администрации области».
Истец получает трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением и.о. <...> от 17.09.2014г. ###-рк Грачеву Е.И. с ДД.ММ.ГГГГг. назначена пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы указанных выше периодов, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Владимирской области отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на пропуск срока подачи такого обращения.
Решение Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ которым иск Грачева Е.И. к администрации Владимирской области о включении в стаж государственной гражданской службы указанных выше периодов отменено апелляционным определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ которым также постановлено обязать рассмотреть повторно заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-26).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления истца Грачеву Е.И. отказано в его удовлетворении ввиду того, что при сравнительном анализе представленных документов, установлено, что опыт и знание работы на названных выше должностях не согласовываются с перечнем служебных обязанностей по должности заведующего отделом правовой экспертизы актов органов местного самоуправления комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления (л.д.27-28).
В ходе судебного заседания Грачев Е.И. представил суду для подтверждения периодов службы (работы) на вышеперечисленных должностях, следующие документы: положение о контрольно-ревизионном управлении ОАО «Скопинский автоагрегатный завод», положение об отделе служебных расследований и контроля контрольно-ревизионного управления ОАО «Скопинский автоагрегатный завод», должностную инструкцию начальника отдела служебных расследований и контроля контрольно-ревизионного управления ОАО «Скопинский автоагрегатный завод», должностную инструкцию начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Скопинский автоагрегатный завод», положение о контрольно- ревизионном управлении ОАО «Нытва», должностную инструкцию директора по контроллингу и внутреннему аудиту – начальника контрольно-ревизионного управления (КРУ) ОАО «Нытва», положение о контрольно-ревизионном управлении ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», должностную инструкцию директора по контроллингу и внутреннему аудиту -начальника контрольно-ревизионного управления (КРУ) ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», должностную инструкцию заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Бизнес-агентство «Профи», трудовой договор ### от 03.08.2009г., должностную инструкцию начальника отдела юридической поддержки Владимирского филиала ЗАО МКБ «Москомприватбанк», должностной регламент (л.д. 31-61).
Периоды работы подтверждаются сведениями трудовой книжки (л.д.70-78).
Судом установлено, что Грачев Е.И. занимал должности:
начальника отдела служебных расследований контрольно- ревизионного управления (КРУ) ОАО «СААЗ» - Скопинский автоагрегатный завод, заместителя генерального директора - начальника КРУ этого предприятия, с 20.07.2001г. по 06.12.2002г., продолжительностью 1 год 4 месяца 17 дней;
директора по контроллингу и внутреннему аудиту - начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Нытва-Нытвенский металлургический завод», с 26.02.2003г. по 16.09.2003г., продолжительностью 6 месяцев 21 день;
заместителя директора по контроллингу и аудиту - начальника контрольно-ревизионного управления ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» с 19.04.2004г. по 21.09.2004г., продолжительностью 5 месяцев 3 дня;
заместителя генерального директора по правовым вопросам ООО «Бизнес-агентство «Профи» с 02.06.2008г. по 03.08.2009г., продолжительностью 1 год 2 месяца 2 дня;
юрисконсульта филиала ОАО КБ «МАСТ-Банк» в <...>, с 03.08.2009г. по 09.10.2009г., продолжительностью 2 месяца 7дней;
начальника отдела юридической поддержки Владимирского филиала закрытого акционерного общества Московский коммерческий банк «Москомприватбанк», с 09.02.2011г. по 22.08.2011г., продолжительностью 6 месяцев 14 дней.
Свидетель Сорокин В.Н. показал, что работая в 2006-2007 годах вместе с истцом в ООО «Агентство Бизнес Профи», занимались юридическим сопровождением, анализом документов, оказанием аудиторских услуг.
Из свидетельских показаний Потанина В.Д. следует, что на заводе Молот в 2003-2004 годах все юридические обязанности исполнял истец, как заместитель.
Должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещавшего названную должность государственной гражданской службы, утвержденным заместителем Губернатора Владимирской области, установлена обязанность заведующего отделом обеспечивать проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов местного самоуправления, на предмет их соответствия действующему законодательству; оперативно информировать руководство комитета о несоответствии нормативных правовых актов органов местного самоуправления действующему законодательству с предложениями по их устранению (л.д. 62-69).
Согласно названному областному закону от 27.08.2004г. ###-ОЗ (абзац второй части 7 статьи 31) в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим законом включаются периоды службы (работы), установленные Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010г. ### «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», а также периоды службы (работы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
Пунктом 20 указанного перечня установлено, что в стаж включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы, в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной гражданской службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы работа в качестве руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях включается в стаж государственной гражданской службы в том случае, если она имела место до поступления на государственную гражданскую службу и полученный на такой работе опыт был необходим федеральному госслужащему для исполнения его обязанностей по замещаемой должности.
По общему правилу в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы в должностях государственной гражданской, муниципальной, военной и государственной службы иных видов.
При назначении пенсии за выслугу лет в стаж засчитываются периоды службы в тех должностях, которые установлены в Перечне должностей.
Периоды работы в отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций могут быть включены в стаж, только если госслужащий подтвердит, что опыт и знания, полученные в этот период, необходимы для исполнения обязанностей в занимаемой должности госслужбы.
Проанализировав содержание представленных должностных инструкций, положений названных выше предприятий, прайс-лист, суд полагает согласиться с доводами ответчика о том, что должностные обязанности Грачева Е.И. по должности заведующего отделом вытекали из публичных правоотношений, в то время как обязанности по должностям ОАО «СААЗ» - Скопинский автоагрегатный завод, ОАО «Нытва – Нытвенский металлургический завод», ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ООО «Бизнес-агентство «Профи», ОАО КБ «МАСТ-Банк», Владимирского филиала ЗАО Московский коммерческий банк «Москомприватбанк» таковыми не являлись, носили хозяйственно-правовой характер, направленный на обеспечение работы коммерческой организации.
Суд не принимает доводы ответчика о пропуске истцом предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд, поскольку настоящее судебное разбирательство проведено по правилам ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░