Судья Войтович В.В. дело № 33-3110
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего Солоняка А.В.
судей Долгополовой Ю.В. и Нургалиева Э.В.,
при секретаре Мориловой Н.В.,
с участием прокурора Репиной В.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 8 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации города Воткинска на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2014 года, которым исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Золотаревой О. Н., Золотарева А. А., Золотарева И. А. к Администрации г. Воткинска о предоставлении жилого помещения удовлетворено.
На Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» возложена обязана предоставить Золотаревой О. Н., Золотареву А. А., Золотареву И. А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Воткинск», по норме предоставления жилой площади не менее 13 кв.м. общей площади на одного человека.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Долгополовой Ю.В., объяснения представителя Администрации г. Воткинска Вдовина А.А., действующего на основании доверенности от 31.12.2013 г. сроком действия по 31.12.2014 г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Золоторевой О.А. и Золоторевой Е.А., прокурора, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воткинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Золотаревой О.Н., Золотарева А.А., Золотарева И.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Воткинск» о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения не менее 13 кв.м. общей площади на одного человека, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «Город Воткинск». Требования мотивированы тем, что в Воткинскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Золотаревой О.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, с доводами о нарушении жилищных прав ее семьи. В ходе проверки установлено, что Золотаревой О.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают истец и ее несовершеннолетние дети. Постановлением главы местного самоуправления - мэра г. Воткинска от 15 апреля 2003 года Золотарева О.Н. с ее несовершеннолетними детьми поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заключением межведомственной комиссии от 16 апреля 2014 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с утратой несущей способности конструктивных элементов дома. Поскольку жилое помещение по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> признано непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, следовательно, Золотарева О.Н. с детьми вправе претендовать на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
На основании определения суда от 28 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца привлечены Золотарева Е.А., Золотарев А.А., Золотарев А.Н.; для дачи заключения по делу привлечен орган опеки и попечительства Администрации г. Воткинска.
В суде первой инстанции старший помощник Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В. и Золотарева О.Н., доводы и требования, изложенные в иске, поддержали.
Золотарев А.Н., Золотарева Е.А., Золотарев А.А. с иском согласились.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Воткинск» Вдовин А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал.
Представитель третьего лица - Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска Модина Н.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Представители органа опеки и попечительства Администрации г. Воткинска и Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Воткинска просит решение суда отменить в связи с неправильной оценкой доказательств, неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указано на то, что жилой дом, принадлежащий Золотаревой О.Н., в установленном законом порядке признан непригодным для проживания в связи с утратой несущей способности конструктивных элементов дома. Из заключения межведомственной комиссии и заключения экспертов видно, что жилой дом подлежит ремонту и реконструкции. Следовательно, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 ЖК РФ, оснований для возложения на Администрацию г. Воткинска обязанности по предоставлению Золотаревым жилого помещения не имеется. Из представленных доказательств следует, что капитальный ремонт жилого дома с даты его приобретения (1990 год) собственником не проводился. Судом не учтены положения статьи 210 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Золотарева О.Н. и члены е семьи злоупотребляют правами, умышленно не содержат и не ремонтируют принадлежащий им дом в целях предоставления им другого жилого помещения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании договора купли-продажи от 29.05.1990 г. Золотарева О.Н. стала собственником деревянного жилого дома, 1954 года постройки, общей площадью 23,7 кв.м., жилой - 15,7 кв.м.
Регистрация права собственности Золотаревой О.Н. осуществлена 11.06.1990 г.
Постановлением Администрации г. Воткинска Удмуртской Республики № 1245 от 15.04.2003 г. Золотарева О.Н., с составом семьи: дочь Золотарева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Золотарев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Золотарев И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Золотарев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью менее учетной нормы.
Вступившим в законную силу решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 09.01. 2014 г. удовлетворено заявление прокурора в интересах Золотаревой О.Н. об оспаривании заключения межведомственной комиссии при Администрации г. Воткинска. Признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 22.11.2013 г. № 65 о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
На межведомственную комиссию возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Золотаревой О.Н. о признании жилого дома по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> непригодным для проживания.
Согласно акту обследования жилого дома Золотаревой О.Н., оформленному комиссией в составе начальника сектора управления ЖКХ, и.о. директора МУ БТИ г. Воткинска 02.08.2003 года, состояние данного дома ветхое, капитальный ремонт не целесообразен.
Из заключения по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкций от 26 июня 2013 года № 432/13 ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ» следует, что указанный жилой дом находится в аварийном состоянии и не пригоден к дальнейшей эксплуатации без выполнения неотложных мероприятий по восстановлению несущей способности конструкции, замены или усиления отдельных конструктивных элементов. На июнь 2013 года общий физический износ жилого дома составляет 68 %. При обследовании жилого дома выявлены повреждения, дефекты и трещины, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструкций жилого дома, недопустимое состояние и снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик всех строительных элементов жилого дома: наружных и внутренних стен, деревянных элементов чердачного перекрытия, полов, частично, стропильной системы. При аварийном состоянии существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, отсутствуют санитарно-бытовые условия для проживания. Реконструкция или капитальный ремонт жилого дома экономически нецелесообразны, так как затраты на усиление, демонтаж и замену аварийных конструкций, на восстановление инженерных коммуникаций могут быть сопоставимы с затратами на строительство нового дома.
В соответствии с актом межведомственной комиссии от 15.04.2014 года №65, назначенной постановлением Администрации г. Воткинска от 14 апреля 2014 года № 824.1 указанный одноэтажный жилой дом имеет деревянные стены, видны значительные дефекты и трещины, фундамент отсутствует, деревянные оконные рамы со значительными признаками гниения, сливы не установлены, покрытие кровли асбестоцементный лист по деревянной обрешетке, деревянные элементы чердака поражены гнилью, имеются неравномерные просадки несущих конструкций дома.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 15.04.2014 года № 65, составленного на основании указанных выше: акта обследования помещения от 15 апреля 2014 года № 65, заключения экспертизы от 26 июня 2013 года № 432/13, подготовленного ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ», указанное жилое помещение, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым жилому помещению и непригодно для проживания, в связи с утратой несущей способности конструктивных элементов дома.
Заключение межведомственной комиссии от 15.04.2014 г. утверждено постановлением Администрации г. Воткинска от 08.05.2014 г. № 1025.
По адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы Золотарева О.Н. и ее дети Золотарев И.А. и Золотарев А.А.
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон и подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий Золотаревой О.Н. жилой дом в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, что с учетом постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, является основанием для возложения на Администрацию г. Воткинска обязанности по предоставлению им благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 приведенной нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Материалами дела подтверждено, что принадлежащий Золотаревой О.Н. жилой дом межведомственной комиссией признан непригодным для проживания, в связи с чем суд правомерно удовлетворил требования прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом подлежит ремонту или реконструкции, что освобождает ответчика от обязанности по предоставлению истцам жилого помещения, опровергается материалами дела. В частности, актом обследования жилого дома Золотаревой О.Н., составленном комиссией в составе начальника сектора управления ЖКХ, и.о. директора МУ БТИ г. Воткинска 02.08.2003 г., заключением ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ», из которых следует что реконструкция и капитальный ремонт жилого дома не целесообразны.
Более того, межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что жилое помещение Золотаревой О.Н. непригодно для проживания в связи с утратой несущей способности конструктивных элементов. Решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта или реконструкции межведомственной комиссией не принято.
Законом не предусмотрено освобождение органа местного самоуправления от обязанности по предоставлению жилого помещения собственнику, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в случае непроведения им капитального ремонта жилого помещения признанного впоследствии непригодным для проживания. В этой связи соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Воткинска - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Солоняк
Судьи Ю.В. Долгополова
Э.В. Нургалиев