Решение по делу № 2-3592/2010 ~ М-3372/2010 от 01.10.2010

Гражданское дело:№2-3592/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Химки Московской области «01» декабря 2010 года

Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кучинского Е.Н.

при секретаре Буториной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Никоновой З.А. к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка и об обязании сформировать земельный участок, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать схему,

установил:

Никонова З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка и об обязании сформировать земельный участок, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать схему.

В обоснование заявленного требования Никонова З.А. сослалась на следующее: Никонова З.А. – инвалид, зарегистрирована по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес> обратилась /Дата/ с письменным заявлением к Ответчику Администрации г.о.Химки МО с мотивированной просьбой утвердить и выдать Николаевой З.А. схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории, а также в случае если проект схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории готовится кадастровыми инженерами за счет средств Истицы, - то Истица также просил выдать (издать) ей все необходимые надлежаще оформленные документы, требуемые для формирования (обеспечения формирования) земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью ... кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в литерах «А-Б-В-Г-А», кадастровый квартал ... По мнению Николаевой З.А. и кадастровых инженеров, из приложенных к заявлению материалов (в т.ч. графических Росреестра - УФАКОНа) следовало, что предполагаемый к предоставлению после формирования (образования) земельный участок сведен со всеми землепользователями (т.е. не накладывается и не пересекается с другими участками и объектами), предположительно юридически значимые обременения (которые могли быть достоверно известны Истице и Ответчику для формирования участка отсутствовали). Площадь, конфигурация и местоположение испрашиваемого участка на ситуационном плане были указаны ориентировочно, и могли быть в дальнейшем уточнены при межевании для гарантированного недопущения наложений и пересечений с другими участками и объектами. Никонова З.А. указывала в своем заявлении к Ответчику цель использования предполагаемого участка, - а не состав вида разрешенного использования формируемого участка - для целей, не связанных со строительством (Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства). При этом Никонова З.А. однозначно планировала использовать формируемый участок исключительно для целей, не связанных со строительством, в т.ч. из-за финансовых затруднений ввиду инвалидности. Согласно статье 2 ФЗ от 07.07.2003 г. (в ред. от 22.07.2008 г.) № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» дано точное и дословное определение личного подсобного хозяйства: – «это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Соответственно если Никонова З.А. в своем заявлении испрашивала участок дословно: «для целей не связанных со строительством», и дополнительно «для ведения личного подсобного хозяйства», то дополнительная ключевая фраза «для ведения…» с указанным предлогом «для» и склонении наречия «ведения» означает исключительно деятельность на участке по производству и переработке сельскохозяйственной продукции» с уже имеющемся (на дату получения такого участка) на участке сельскохозяйственном инвентаре (оборудовании, постройках – если такие на участке имеются) или вовсе без них (несложное выращивание и переработка с\х продукции). В данном случае Никонова З.А. в своей формулировкой «для ведения …» в заявлении однозначно заблаговременно отказалась от права возведения объектов недвижимости на испрашиваемом участке. И данный отказ от права допускается законодательством, и не порождает какой-либо обязанности сбора (оформления) кем-либо документов, требуемых в случае оформления участка непосредственно для строительства. Из содержания абз.14 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что разрешение требования о первоочередном предоставлении инвалиду земельного участка не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у Ответчика руководящего нормативного документа (акта) или правоприменительной практики, определяющих конкретный механизм реализации такого права. Следовательно, по мнению Никоновой З.А., положения абз.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» являются нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежат непосредственному применению. Отказ Ответчика (оформленный решением земельной Комиссии Администрации, и подписанный Зам.Главы Администрации ФИО) нарушает права Никоновой З.А., а именно - реализацию права Никоновой З.А. на получение ей земельного участка из свободных земель (официальные данные – кадастровые планы территорий Росреестра – УФАКОН) в аренду после проведения обязательных работ по формированию ее участка – созданию объекта гражданско-правовых отношений, и постановке на кадастровый учет – все в строгом соответствии с п.п.4,5,6 ст.34 ЗК РФ. Отказ Ответчика, оформленный решением Межведомственной Комиссии по формированию участка исключает какие-либо законное движение процедуры (установленной статьей 34 ЗК РФ) формирования и предоставления испрашиваемого участка из свободного земельного фонда.

Никонова З.А. просит суд признать незаконным (неправомерным и немотивированным) отказ Администрации г.о.Химки МО от исполнения заявления Никоновой З.А. в части обеспечения формирован испрашиваемого участка как объекта гражданско-правовых отношений – отказ издать соответствующий распорядительный документ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и содержащий положения о порядке осуществления государственного кадастрового участка этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и указывающий уполномоченного лица осуществление государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка общей площадью ... кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в литерах «А-Б-В-Г-А», кадастровый квартал ... с целью использования участка - «для ведения личного подсобного хозяйства». Понудить Администрацию г.о. Химки исполнить заявление в части обеспечения формирования испрашиваемого участка как объекта гражданско-правовых отношений – издать соответствующий распорядительный документ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, и содержащий положения о порядке осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и указывающий уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Представитель Администрации г.о.Химки в судебном заседании показал, что действительно Никонова З.А. обращалась в Администрацию г.о.Химки с заявлением о формировании земельного участка и предоставлении данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. В /Дата/. Никоновой З.А. было отказано в предоставлении земельного участка. Из статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что утверждение и выдача заявителю органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первой стадией формирования земельного участка, без прохождения которой дальнейшее разрешение вопроса невозможно. Никонова З.А. обратилась в суд с целью понуждения Администрацию городского округа Химки утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, таким образом совершить первую стадию формирования земельного участка, что будет в дальнейшем давать ему право на обращение за предоставлением данного земельного участка в собственность или аренду. Администрация городского округа Химки считает, что Никонова З.А. неправомерно обратилась в Администрацию г. о. Химки за получением утвержденной схемы расположения земельного участка, предоставлением земельного участка, тогда как для реализации своего права ей необходимо было обратиться с заявлением в орган местного самоуправления по месту регистрации. Согласно п.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, указанные Правила в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» жилищным, гражданским и другим законодательством РФ регулируют порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Также Администрация городского округа Химки считает, что Никонова З.А. вообще неправомерно ссылается на 34 статью Земельного кодекса, которая регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, а также утверждения и выдачу схем расположения земельных участков для целей не связанных со строительством. Согласно документов в приложении к исковому заявлению, представленных Никоновой З.А., испрашиваемый участок, в отношении которого Никонова З.А. просит выдать схему расположения земельного участка, относится к категории «земли населенных пунктов». В соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003г. № 112-ФЗ, если земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов», то этот земельный участок является приусадебным и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. Таким образом, земельный участок, относящийся к «землям населенных пунктов», нельзя ограничивать в использовании «исключительно для целей, не связанных со строительством». Для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения строений используются земельные участки, относящиеся к «полевым».

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям:

Ст.12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения…., иными способами, предусмотренными законом….

Ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством и гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Суд считает, что данное требование Никоновой З.А. подлежит рассмотрению в порядке искового производства, так как фактически имеется спор о праве на предоставление в пользование Никоновой З.А. конкретного земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. В ходе рассмотрения требования Никоновой З.А. суд должен выяснить имеет ли Истец право на предоставление ему данного земельного участка, так как формирование и предоставление инвалиду схемы участка, будет свидетельствовать о возможности оформления данного участка инвалидом в свое пользование. Тем более отказ Администрации г.о.Химки связан с невозможностью предоставления данного земельного участка в пользование истца, то есть имеется спор о праве на указанный участок.

Как следует из представленных документов Николаева З.А. является инвалидом третьей группы и зарегистрирована по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>

/Дата/ Никонова З.А. обратилась в Администрацию г.о.Химки МО с письменным заявлением с просьбой подготовить, утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории, сформировать земельный участок (вновь образуемый), поставить его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления земельно-правовых отношений, обозначенный на прилагаемых графических материалах для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью ... кв.м., находящийся по адресному ориентиру: <адрес> кадастровый квартал ...

/Дата/ Администрация г.о.Химки МО отказала Никоновой З.А. в предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также и в проведении мероприятий по формированию земельного участка.

В соответствии с абзацем 14 статьи 17 федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г. в последней редакции от /Дата/) ФИО, как инвалид имеет право на первоочередное получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства.

Из содержания абз.14 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что разрешение требования о первоочередном предоставлении инвалиду земельного участка не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у Ответчика руководящего нормативного документа (акта) или правоприменительной практики, определяющих конкретный механизм реализации такого права.

Согласно ст.3 Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. 3.Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4.Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Статья 34 ЗК РФ гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ - земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ - граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Пункт 3 ст. 34 ЗК РФ предусматривает, что в заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно Федеральному Закону от 24.7.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В обоснование своих требований истец сослался на п. 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающий, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Суд отмечает, что приведенная норма закона всего лишь регламентирует наличие права отдельной социальной категории граждан на получение земельного участка. Однако ни указанным Федеральным Законом, ни каким-либо другим законодательным актом не установлен порядок предоставления земельных участков.

В связи с тем, что порядок предоставления земельных участков для указанной категории граждан не установлен, соответственно следует руководствоваться нормами Земельного Кодекса.

На основании п. 2 ст. 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 13 другого Федерального Закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений» предусматривает обязанность органов местного самоуправления обеспечивать граждан участками по месту жительства граждан.

Статья 8 Федерального Закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений» предусматривает, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Суд, считает, что Федеральный Закон от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений» распространяется и на дачников ведущих хозяйство в индивидуальном порядке.

Как установлено в судебном заседании Никонова З.А. постоянно проживает в <адрес>, где и зарегистрирована, на территории г.о.Химки Московской области не проживает и не имеет недвижимого имущества. Факт регистрации Никоновой З.А. в <адрес> подтверждается доверенностью от /Дата/

В связи с чем, у Администрации г.о.Химки не было обязанности по обеспечению Никоновой З.А., являющейся жителем <адрес>, земельным участком на территории г.о.Химки, МО.

Также суд считает, что спорное решение Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки от /Дата/ не затрагивает прав и законных интересов Никоновой З.А., так как сформированный земельный участок на территории г.о.Химки не может быть предоставлен Никоновой З.А.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ граждане РФ имеют равные возможности на реализацию своих прав независимо от места жительства. Данная статья Конституции РФ предусматривает, что истица имеет право обратиться с заявлением о предоставлении ей земельного участка для введения дачного хозяйства в индивидуальном порядке, но при этом действующее земельное законодательство конкретизирует, что заявление подается по месту жительства. Действия Администрации г.о.Химки об отказе в предоставлении истцу земельного участка не нарушают ст.19 Конституции РФ, так как истица имеет право обратиться с аналогичным заявлением по месту жительства.

Учитывая, что Никонова З.А. на территории г.о.Химки Московской области не проживает, а имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, то с заявлением о формировании земельного участка и предоставлении земельного участка в порядке Законов РФ «О личном подсобном хозяйстве» и «О социальной защите инвалидов в РФ» Никонова З.А. должна обратиться по месту постоянного жительства и регистрации. В удовлетворении требований Никоновой З.А. о формировании земельного участка и предоставлении ему схемы сформированного земельного участка следует отказать, так как правовых последствий формирование земельного участка для Никоновой З.А. не влечет, так как земельный участок ему не может быть предоставлен и после его сформирования.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Никоновой З.А. к Администрации г.о.Химки Московской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка и об обязании сформировать земельный участок, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать схему, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский горсуд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Кучинский Е.Н.

2-3592/2010 ~ М-3372/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никонова З.А.
Ответчики
Администрация г.о. Химки
Суд
Химкинский городской суд
Судья
Кучинский Е.Н.
01.10.2010[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2010[И] Передача материалов судье
06.10.2010[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2010[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2010[И] Подготовка дела (собеседование)
27.10.2010[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2010[И] Судебное заседание
01.12.2010[И] Судебное заседание
20.12.2010[И] Дело сдано в канцелярию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее