Дело № 2- 243/2015
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации3 августа 2015 года гор.Галич Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой Е.В.,
с участием адвокатов Бабикова С.А., представившего удостоверение ..... от <дата> и ордер ..... от <дата> года, и Рябцовой А.К., представившей удостоверение ..... от <дата> и ордер ..... от <дата> года,
при секретаре Чижовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А. В., действующего в интересах Козырева Б. Н., к администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании права на получение жилого помещения во внеочередном порядке и обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее площади жилого помещения по адресу: <адрес>,
установил:
Орлов А.В., действующий по доверенности в интересах Козырева Б. Н., обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее площади жилого помещения по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что Козыреву Б.Н. в соответствии с распоряжением администрации городского округа - город Галич № 7-р от <дата> и на основании заключенного договора социального найма от <дата> предоставлено жилое помещение общей площадью 47,62 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении Козырев проживал с <дата>.
В 2014 году Козырев обратился в администрацию городского округа - город Галич Костромской области с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. <дата> Козыреву Б.Н. было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что Распоряжением администрации <адрес> № 160-р от <дата> жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договору социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно справке о данных технического учета от 13.03.2014 года, выданной Галичским филиалом ГП «<данные изъяты>», <адрес> в <адрес> состоит из трех комнат, имеет общую площадь 47,6 кв.м, в том числе жилых комнат 36,2 кв.м.
В настоящее время жилое помещение непригодно для проживания, разрушено печное отопление, провалился пол, отсутствует санитарно-техническое оборудование, разрушены капитальные стены, в стенах имеются проломы на улицу. Помещение не отапливается и не имеет водоснабжения.
Распоряжением администрации г.Галича № 160-р от <дата> жилой <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного домам аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, следует, что к компетенции органов местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (п.49).
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем, жилое помещение, в котором проживает Козырев Б.Н., представляет собой опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие жилые благоустроенные помещения во внеочередном порядке на основании ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие свободного жилищного муниципального фонда не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
В ходе судебного заседания от представителя Козырева Б.Н. - Орлова А.В., действующего по доверенности, поступило заявление о дополнении исковых требований, в котором он просит признать за Козыревым Б.Н. право на получение жилого помещения во внеочередном порядке и обязать ответчика предоставить Козыреву Б.Н. по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее площади жилого помещения по адресу: <адрес>.
В заявлении представитель Орлов А.В. указывает, что согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из данных правовых положений следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В случае признания <адрес> непригодной для проживания, имеются правовые основания для возложения на администрацию гор.Галича обязанности по предоставлению истцу по договору социального найма благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. При этом для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не требуется.
В разъяснениях, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для определенной категории граждан, направленные на обеспечение их жилым помещением по договору социального найма.
В силу действующего законодательства, отдельные категории граждан имеют право приниматься на учет и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма без признания их малоимущими. К отдельным категориям граждан, не подлежащих признанию малоимущими, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.
Истец Орлов А.В., действующий по доверенности в интересах Козырева Б.Н., в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, допустив для защиты интересов Козырева Б.Н., адвокатов Бабикова С.А. и Рябцову А.К.
Адвокаты Рябцова А.К. и Бабиков С.А. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в иске и в дополнении к нему, и добавили, что в жилом помещении, занимаемом Козыревым Б.Н. по договору социального найма, отсутствует водоснабжение и отопление, в нём невозможно проживать. В настоящее время Козырев Б.Н. отбывает срок наказания в местах лишения свободы до 2016 года, иного жилья не имеет, поэтому ему негде будет проживать после освобождения.
Представитель ответчика в лице заместителя начальника юридического отдела администрации городского округа - город Галич Костромской области Виноградовой М.Б., действующей по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что Козырев Б.Н. в силу заключенного договора социального найма от <дата> является нанимателем <адрес>.
В соответствии с действующим Положением о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда городского округа - город Галич Костромской области, утвержденным Постановлением администрации городского округа - город Галич Костромской области, <дата> был обследован вышеуказанный многоквартирный жилой дом. По результатам обследования межведомственной комиссией <дата> гола принято заключение признать данный жилой дом аварийным, подлежащим сносу. На основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», распоряжением № 160-р от <дата> жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
К компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вышеуказанным распоряжением установлен срок отселения физических лиц из указанного выше жилого дома с учётом его состояния - не позднее <дата>.
Представитель ответчика считает, что решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85 и 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
По мнению представителя ответчика, истцом не представлено доказательств того, что существует реальная опасность обрушения конструктивных элементов здания (чердачного, межэтажного перекрытия и т.д.), в результате чего имеется реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.
Доводы Орлова А.В. на тот факт, что жилое помещение, занимаемое Козыревым Б.Н., непригодно для проживания, считает несостоятельным на основании следующего:
В целях исполнения ст.ст.15 и 85 ЖК РФ, Положением, принятым Постановлением Правительства РФ от <дата> № 47, понятия жилого помещения и многоквартирного жилого дома разделены. В отношении жилого помещения, которым в том числе признаётся квартира, принимается решение о признании непригодным для проживания, а в отношении многоквартирного жилого дома - о признании аварийным и подлежащим сносу.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации № 376-О-П от 5 марта 2009 года предусмотрено, что предоставление гражданам (жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Поэтому, по мнению представителя ответчика, признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе вне очереди. Козырев Б.Н. не состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и как малоимущий, и в администрацию по данному вопросу не обращался, в зарегистрированном жилом помещении не проживает, имеет большую задолженность по оплате коммунальных услуг, за состоянием жилого помещения не следил, никаких мер как наниматель к его ремонту не принимал.
Жилое помещение предоставляется гражданину по договору социального найма исключительно для проживания и при подтверждении объективной нуждаемости. Однако в настоящее время Козырев Б.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы, в связи с этим отсутствует какая-либо угроза его жизни и здоровью, и возможность проживать в квартире. В жилом помещении Козырев Б.Н. не нуждается.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
В соответствии со ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящем Кодексом.
В силу ст.67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма
имеет право в установленном порядке:
1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
2) сдавать жилое помещение в поднаем;
3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;
4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;
5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (часть 2).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (часть 3).
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (часть 4).
Как установлено в судебном заседании, Козырев Б.Н., <дата> года рождения, с <дата> (с момента рождения) зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>» от <дата> года.
<дата> муниципальное учреждение «<данные изъяты> Костылева В.Д., действующего от имени собственника жилого помещения - администрации городского округа - город Галич Костромской области (наймодатель), с одной стороны, и Козырев Б.Н. (наниматель), с другой стороны, заключили договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Спорная квартира, общей площадью 47,6 кв.метров, расположена на первом этаже двухэтажного бревенчатого, обшитого тёсом, жилого дома. Квартира является трехкомнатной, площадью жилых комнат 36,2 кв.м., в том числе: жилая комната площадью 11, 2 кв.метра, жилая комната площадью 12,8 кв.метра и жилая комната площадью 12, 2 кв.метра.
В настоящее время Козырев Б.Н. зарегистрирован по вышеуказанному адресу один (справка ООО «<данные изъяты>» от <дата> года).
По заявлению жителей <адрес> данный жилой дом был обследован на основании Положения о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда городского округа - город Галич Костромской области.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 47, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Согласно акту обследования многоквартирного жилого <адрес> от <дата> за № 1, дом постройки предположительно до 1917 года. Строение двухэтажное, деревянное (бревенчатое), общей площадью 184,99 кв.м., в том числе жилой площадью 139,48 кв.м. В настоящее время в доме проживают семьи в пяти квартирах. Фундамент кирпичный ленточный непрерывный, выполнен из глиняного кирпича. Стены дома рубленые из бревен, с наружной стороны обшиты строганной доской; полы первого этажа опустились ниже поверхности земли. Отмостка вокруг здания отсутствует, поэтому вода поступает к нижним венцам в виде капиллярного поднятия, вызывая загнивание древесины. Видимая часть цоколя из глиняного кирпича разрушается с вывалом кирпичей. Древесина сруба имеет глубокие трещины усушки от атмосферных воздействий. Уплотнитель между бревнами потерял свои теплозащитные средства и пришел в негодность, стены стали продуваемыми. Допускается большая потеря тепла в зимнее время. Чердачные перекрытия - деревянные, имеют провисы, наклоны, наличие протечек с неисправной кровли на чердачном перекрытии, приведшие к загниванию древесины балок, ослабление опорных площадок, усиленных со стороны квартир подпорками. Крыша четырехскатная - черное кровельное железо, покрыто с двух сторон коррозией. Над пристройкой крыша односкатная, вместе со срубом отклоняется от основного здания. В образовавшуюся между срубами щель попадают атмосферные осадки, приводящие к загниванию древесины. Оконные и дверные проемы имеют перекосы, неплотный притвор. Туалеты общего пользования в холодных пристройках. Отопление центральное.
По заключению межведомственной комиссии ..... от <дата> года, многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу.
Распоряжением главы городского округа - город Галич Костромской области от <дата> № 160-р на основании представленного межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда городского округа - город Галич Костромской области от <дата> и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 47, многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу.
Этим же распоряжением установлен срок отселения физических лиц не позднее <дата>.
Спорный жилой дом включен в реестр аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования городской округ - город Галич в связи с физическим износом.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В судебном заседании установлено, что на территории городского округа - город Галич Костромской области имеется муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства городского округа - город Галич Костромской области на 2013 -2015 годы», которая в дальнейшем будет продолжена. Адресная программа не предусматривает иные условия предоставления жилых помещений для граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, в частности с учетом нормы предоставления как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилой <адрес> в данную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Согласно ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их признания аварийными, подлежащими сносу, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация городского округа - город Галич Костромской области.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 3 ноября 2009 года № 1367-О-О и № 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О, от 23 марта 2010 года № 330-О-О и № 331-О-О, от 19 октября 2010 года № 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На основании акта обследования помещения от <дата> и заключения межведомственной комиссии от <дата> суд приходит к выводу, что состояние жилого <адрес>, для проживающих жильцов дома создает угрозу для их жизни и здоровью.
Поэтому, доводы представителя ответчика о том, что у истца отсутствуют доказательства существования реальной опасности обрушения конструктивных элементов здания, непригодности квартир данного жилого дома для проживания, суд принять не может.
В тоже время следует отметить, что признан аварийным, подлежащим сносу, дом, в котором находится спорная квартира, что соответствует ст.86 ЖК РФ. Отдельно квартира Козырева Б.Н. непригодной для проживания не признавалась. Данный факт сторонами не отрицается и подтверждается ответом администрации городского округа - город Галич Костромской области от <дата> ..... на имя Орлова А.В. (л.д.78).
Отсутствие водоснабжения и отопления в жилом помещении не может служить обстоятельством невозможности проживания Козырева Б.Н. в спорной квартире, поэтому доводы представителей истца в этой части необоснованны.
Проанализировав вышеперечисленные нормы, суд приходит к выводу, что Козырева Б.Н. имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Утверждение представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не основано на законе.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
Иное толкование приведенных положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, иск Орлова А.В., действующего по доверенности в интересах Козырева Б.Н., к администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании права на получение жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению.
В силу приведенных выше норм, жилое помещение предоставляется гражданину по договору социального найма исключительно для проживания.
Следовательно, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено только тому лицу, которое имеет возможность проживать в представляемом жилом помещении, т.е. нуждается в нём.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, по приговору Галичского районного суда Костромской области от <дата> Козырев Б.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.158 и п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Срок отбывания наказания Козыреву Б.Н. исчислен со <дата>.
Судом учитывается, что настоящее время Козырев Б.Н. не может проживать в жилом помещении по договору социального найма и осуществлять права нанимателя жилого помещения, поскольку он отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда. На момент рассмотрения дела Козыревым Б.Н. отбыто менее половины срока лишения свободы, назначенного ему по приговору суда.
Поэтому, жилое помещение по договору социального найма Козыреву Б.Н. предоставлено быть не может, поскольку он на момент рассмотрения дела в нём не нуждается.
Таким образом, реализация права Козырева Б.Н. на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке возможна после отбытия им наказания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе Орлову А. В., действующему в интересах Козырева Б. Н., к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее площади жилого помещения по адресу: <адрес>,
Руководствуясь ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 49, 57, 60, 67, 85, 86, 89 ЖК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, ст.ст. 12 и 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Орлова А. В., действующего в интересах Козырева Б. Н., к администрации городского округа - город Галич Костромской области в части признания права на получение жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить.
Признать за Козыревым Б. Н. право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
В иске Орлову А. В., действующему в интересах Козырева Б. Н., к администрации городского округа - город Галич Костромской области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее площади жилого помещения по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Балашова
Решение изготовлено в окончательной форме - 8 августа 2015 года.
Судья