Решение по делу № 2-284/2018 ~ М-261/2018 от 31.10.2018

Дело № 2-284/2018

24RS0047-01-2018-000339-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.п. Северо-Енисейский 10 декабря 2018 года

Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе судьи Ивановой Л.В.

при секретаре Ахтамовой О.В.

с участием:

процессуального истца -прокурора Прониной А.В..

представителя ответчика МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» и третьего лица Управления образования Шмидт Е.И. действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах Красновой Елены Анатольевны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» о взыскании недополученной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

31.10.2018 года прокурор Северо-Енисейского района, действуя в интересах работника Красновой Елены Анатольевны, обратился с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» о взыскании недополученной заработной платы, в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября по ноябрь 2017 года, с января 2018 года по март 2018 года, за июль 2018 года в размере 55445,12 руб., ссылаясь на то, что Краснова Е.А. работает в МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» в должности уборщика служебных помещений на 1,5 ставки, заработная плата выплачивается ей ниже минимального размера оплаты труда (далее по тексту МРОТ), который с 01 июля 2017 года установлен в размере 7800 руб., с 01 января 2018 года установлен в сумме 9489 рублей, а с 01 мая 2018 года в сумме 11163 рублей и с применением районного коэффициента 50% и северной надбавки 80% ее заработная плата ежемесячно должна составлять с января по апрель 2018 года 32737,05 руб., за май-сентябрь 2018 года 38512,35 руб. Однако она фактически за указанный период времени получала меньше, недоплата составляет 55445,12 рублей.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Пронина А.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в исковых заявлениях.

Истец Краснова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика и третьего лица Управления образования Шмидт Е.И. с иском не согласилась, пояснила в судебном заседании, что истцу заработная плата выплачивается в пределах МРОТ с соблюдением требований трудового законодательства, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-Экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. На территории Красноярского края принято Региональное соглашение о минимальной заработной платы в Красноярском крае. Заработная плата Красновой при полностью отработанной норме рабочего времени составляет не менее размера минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением.

Представитель третьего лица Финансового Управления в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому не согласилась с иском прокурора, пояснив, что прожиточный минимум в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предназнача­ется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. При исчислении заработной платы работнику величина МРОТ не должна учитываться. В пункте 15 Правил исчисления величины прожиточного минимума, утвержденных постановлением от 29.01.2013 № 56, величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потреби­тельской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. В Федеральном законе от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» определено, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзи­ны для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. Ис­ходя из логики законодателя можно заключить, что МРОТ - минимальная гарантия по оплате труда, учитывающая стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения, при которой уже учитывается фактор проживания на территории в определен­ных климатических условиях, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Положения законов, иных нормативных правовых актов должны пони­маться буквально, то есть так, как они изложены. Судебная практика в Российской Федерации не является источником права. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации в случае про­тиворечия между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Кроме того, финансовое обеспечение дея­тельности образовательных организаций Северо-Енисейского района (в части обеспече­ния государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования) осуществляется на основании нормативов финансирова­ния, установленных законами Красноярского края. Изменение (увеличение или уменьше­ние) финансового обеспечения образовательных организаций не относится к полномочи­ям органов местного самоуправления муниципальных районов, установленных Федераль­ным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации».Уборщики служебных помещений, сторожа, машинисты по стирке белья и гарде­робщики включены в штатные расписания образовательных организаций района, фонд оплаты труда которых утверждается в пределах лимитов бюджетных обязательств главно­го распорядителя бюджетных средств бюджета Северо-Енисейского района - Управления образования администрации Северо-Енисейского района. Расчёт фонда оплаты труда образовательных организаций осуществляется на основе действующих нормативов финансирования, при расчёте фонда оплаты труда Управление образования администрации Северо-Енисейского района проверяет включение северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и районного коэффициента в фонд оплаты труда в размерах и порядке, установленном действующим законодательством Рос­сийской Федерации. 23.12.2016 между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым сою­зом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на 2017 год было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае. Соглашение было заключено на ос­новании статьи 133.1 Финансовое обеспечение исполнения указанного Соглашения являлось расходным обязательством бюджета Красноярского края в 2017 году. Работник Краснова Е.А. не получала заработную плату ниже размера МРОТ, установ­ленного в Красноярском крае Региональным соглашением.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с частью 1 статьи 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения, то есть устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Из материалов дела видно следующее.

Краснова Е.А. работает в МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» в должности уборщика служебных помещений на 1.5 ставки.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2017 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц, с 01 января 2018 года установлен в сумме 9489 рублей в месяц, а с 01 мая 2018 года в сумме 11163 рублей.

Следовательно, минимальная ежемесячная заработная плата Красновой Е.А. за октябрь-декабрь 2017 г. с учетом применения районного коэффициента в размере 50 % предусмотренного трудовым договором, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80%, 1,5 ставки, должна была составить: (7800*2,3)* 1,5=26910 руб., с января по апрель 2018 г. (9489*2,3)* 1,5=32737,05 руб., а за май-сентябрь 2018 должна была составить: (11163*2,3)* 1,5=38512,35 руб.

Как следует из расчетного листка за октябрь 2017 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 20653,75 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 26910-20653,75= 6256,25 руб.

За ноябрь 2017 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 20653,75 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 26910- 20653,75= 6256,25 руб.

За январь 2018 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 23447,72 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 32737,05 -23447,72= 9289,33 руб.

За февраль 2018 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 23447,72 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 32737,05 -23447,72= 9289,33 руб.

За март 2018 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 23447,72 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 32737,05-23447,72= 9289,33 руб.

За июль 2018 года, работнику Красновой Е.А. начислена заработная плата в размере 23447,72 руб. Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы составляет 38512,35 -23447,72= 15064,63 руб.

Общая сумма недоначисленной заработной платы Красновой Е.А. составила 55445,12 рублей.

Доводы представителей ответчика и Финансового Управления о том, что работнику выплачена заработная плата с учетом требований Трудового законодательства, суд признает несостоятельными и противоречащими вышеизложенным требованиям закона. Суд при определении минимального размера оплаты труда работника исходит из требований Федерального законодательства, и не может применить размер, установленный Региональным соглашением, так как этот размер противоречит федеральному закону. Такой вывод также следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.п.1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 1863,40 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах Красновой Елены Анатольевны о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского» в пользу Красновой Елены Анатольевны недополученную заработную плату за период с октября по ноябрь 2017 года, с января по март 2018 года, за июль 2018 года включительно в размере 55445 рублей 12 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» в доход местного бюджета госпошлину в размере 1863,40 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Северо-Енисейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2018 года.

Судья : подпись.

Копия верна.

Судья Северо-Енисейского районного суда Л.В. Иванова

2-284/2018 ~ М-261/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краснова Е.А.
прокуратура Северо-Енисейского района
Ответчики
МБОУ "ССШ №1"
Другие
УО администрации Северо-Енисейского района
Суд
Северо-Енисейский районный суд
Судья
Иванова Лейла Важаевна
31.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2018[И] Передача материалов судье
01.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2018[И] Судебное заседание
15.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее