Решение по делу № А73-6703/2012 от 03.07.2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-6703/2012

03 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2012 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 03.07.2012 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола помощником судьи Фроловой Н. Н.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечным, имени П. Осипенко районах

о привлечении Индивидуального предпринимателя Королева Олега Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ

при участии:

от заявителя – Абашева Н. Г. по доверенности № 01.0-3 от 10.01.2012 г.

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился

Сущность дела: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечным, имени П. Осипенко районах (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечным, имени П. Осипенко районах, заявитель, ТО Управления, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Королева Олега Александровича (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к ответственности  административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Суд, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

В судебном заседании представитель административного органа на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении. Свои требования заявитель обосновывает осуществлением Обществом лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных без специальным разрешением (лицензией).

Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в  отсутствие представителей лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суд установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Королев Олег Александрович, зарегистрирован 29.06.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 309270618000013, ИНН 270601784504, осуществляет деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ).

Должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечным, имени П. Осипенко районах 25.04.2012г. в 11 час.30 мин. при проведении административного расследования на производстве по переработке молока крестьянского фермерского хозяйства «Королев О.А.», расположенного по адресу: 682610, п. Эльбан Амурский район Хабаровского края, выявлено, что индивидуальный предприниматель - глава КФХ Королев О. А. осуществлял производство по переработке молока с нарушением п.4 ст. 7, ст. 10, ст. 20, ст.21, ст. 22, ст. 23 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", а именно: показатели микробиологическое безопасности продуктов переработки молока не соответствуют требованиям приложения 4 к Федеральному закону № 88-ФЗ от 12.06.2008г. "Технический регламент молоко и молочную продукцию" (протоколы лабораторных исследований № 44 от 06.02.2012г., № 47, от 06.02.2012г., № 73 от 06.03.2012г., № 74 от 07.03.2012г., № 113, 114 от 03.04.2012г.,); дезинфекционные средства, разрешенные для использования в пищевой промышленности, не представлены; программа производственного контроля не представлена; к работе допущены работники без медицинского осмотра, гигиенического обучения; документы о профессиональной подготовке работников, занятых переработкой молока, должностные инструкции не представлены.

Пунктов 5.25, 6.13, 11.1, 11.3, 12.2, 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96 "Санитарные правила и нормы "Производство молока и молочных продуктов", именно: на входе в производственные помещение отсутствует дезинфицирующий коврик; отсутствует умывальная раковина для соблюдения персо­налом правил личной гигиены, устройство с дезразствором для обработки рук; не представлены инструкции по санитарной обработке (мойка и дезинфекция) оборудования, аппаратуры, инвентаря, помещений; микробиологический контроль мойки и дезинфекции оборудования не проводится; не представлены технологические инструкции по приготовлению молока пастеризованного, каждого вида кисломолочной продукции, заквасок; не представлена инструкция по определению эффективности пастеризации молока химическим методом.

Факт выявленных нарушений отражен в протоколе осмотра от 25.04.2012 г.

28.04.2011 г.  по установленному проверкой факту заместителем  начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечным, имени П. Осипенко районах Хитренко Т. И.  в  присутствии  предпринимателя,  составлен протокол № 535 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, ТО Управления с соответствующим заявлением и материалами административного производства обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального  закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее – Технический регламент), объектами технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон, являются:

1) молоко и молочная продукция, в том числе продукты детского питания на молочной основе, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации;

2) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

В соответствии с частью 2 указанной статьи, перечень молока и молочной продукции, являющихся объектами технического регулирования настоящего Федерального закона, включает в себя:

1) сырое молоко, сырое обезжиренное молоко и сырые сливки;

2) молочную продукцию, в том числе:

а) молочные продукты;

б) молочные составные продукты;

в) молокосодержащие продукты;

г) продукты детского питания на молочной основе, молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки) для детей раннего возраста, молочные каши;

д) побочные продукты переработки молока;

3) функционально необходимые компоненты.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Технического регламента, показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.

Требования к организации мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования, установлены статьей 10 Технического регламента.

Так согласно части 1 указанной статьи, мойка и дезинфекция производственных помещений, оборудования, инвентаря, тары, транспортных средств должны обеспечивать безопасность продуктов переработки молока, предотвращать возможность вторичного их загрязнения и проводиться с периодичностью, установленной программой производственного контроля.

В силу части 2 данной статьи, средства, используемые для проведения мойки и дезинфекции, должны быть экологически безопасными и разрешенными для использования в пищевой промышленности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

Мойка и дезинфекция резервуаров для производства и хранения молока и продуктов его переработки осуществляются не позднее чем через 2 часа после каждого опорожнения резервуаров. Оборудование, не используемое после мойки и дезинфекции более чем 6 часов, повторно дезинфицируется перед началом работы. (часть 3)

В случае простоев оборудования более чем 2 часа пастеризованное молоко или нормализованные смеси исходных продуктов его переработки должны быть направлены на повторную пастеризацию, трубопроводы и оборудование должны быть промыты и продезинфицированы  (часть 4)

Эффективность мойки и дезинфекции определяется посредством лабораторных испытаний в объеме и с периодичностью, которые установлены программой производственного контроля (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Технического регламента, изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Согласно части 2 указанной статьи, разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом.

В силу части 3 данной статьи, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителями или продавцами продуктов переработки молока, обязаны предоставить информацию о результатах производственного контроля в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, по их требованию.

Как установлено частью 4 данной статьи, при возникновении или опасности возникновения аварийных ситуаций, нарушения процессов производства, создающих угрозу нанесения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, изготовитель или продавец обязан информировать об опасности их возникновения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, и (или) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) в сфере экологической безопасности, и орган местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 21 Технического регламента, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой, утвержденной частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 указанной статьи, программа производственного контроля должна предусматривать:

1) показатели осуществления процессов производства, связанных с обязательными требованиями к молочной продукции, установленными настоящим Федеральным законом, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю;

2) показатели качества и безопасности сырья, компонентов, готовой молочной продукции в соответствии с требованиями безопасности, признаки их идентификации, условия хранения и перевозки сырья, компонентов, готовой продукции, сроки их годности, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю;

3) графики и режимы проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря;

4) графики и режимы технического обслуживания оборудования и инвентаря;

5) способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции;

6) меры по предупреждению и выявлению нарушений в организации и осуществлении процессов производства;

7) мероприятия по обеспечению выполнения требований гигиены;

8) контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства;

9) мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

10) способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона;

11) другие режимы, программы и способы, обеспечивающие предупреждение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

12) перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение программы производственного контроля.

Статьей  22 Технического регламента установлено, что работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны:

1) проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования);

2) пройти гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке;

3) иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Согласно статье 23 Технического регламента, работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны:

1) иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям к должностям, профессиям, специальностям в соответствии с наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) знать и соблюдать должностные инструкции, технологические инструкции, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов;

3) соблюдать правила эксплуатации оборудования, предназначенного для производства молока и молочной продукции;

4) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 N 23 утвержден  "СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы" (далее – СанПиН 2.3.4.551-96).

В силу преамбулы СанПиН 2.3.4.551-96, настоящие Правила и нормы разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625, и устанавливают гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества.

Все положения настоящего документа распространяются на все действующие, проектируемые и строящиеся предприятия молочной промышленности, включая комбинаты, заводы, цехи по производству сухих детских молочных продуктов, молочных продуктов для детей раннего возраста независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 5.25. СанПиН 2.3.4.551-96, дезинфицирующие коврики у входов в производственный корпус и в каждый цех ежесменно следует смачивать 0,5% дезинфицирующим раствором.

В соответствии с пунктом 6.13. СанПиН 2.3.4.551-96, туалеты должны быть утеплены, канализованы, иметь шлюзы, снабженные вешалками для санодежды, раковинами с подводкой горячей и холодной воды через смеситель.

Туалеты следует оборудовать самозакрывающимися дверями, дезковриками у входа, унитазы - педальным спуском, водопроводные краны - педальным или иным специальным управлением.

Раковины для мытья рук должны быть обеспечены мылом, щетками, устройством для дезобработки рук, электрополотенцем или одноразовыми полотенцами.

В соответствии с пунктом 11.1. СанПиН 2.3.4.551-96, оборудование, аппаратура, инвентарь, молокопроводы должны подвергаться тщательной мойке и дезинфекции в соответствии с "Инструкцией по санитарной обработке оборудования на предприятиях молочной промышленности" и "Инструкцией по санитарной обработке оборудования при производстве жидких, сухих и пастообразных молочных продуктов детского питания". Допускается использование сертифицированных импортных моющих и дезинфицирующих средств.

Пунктом 11.3. СанПиН 2.3.4.551-96 установлено, что оборудование, не используемое после мойки и дезинфекции более 6 ч., вторично дезинфицируется перед началом работы. Микробиологический контроль качества мойки и дезинфекции осуществляется лабораториями предприятия и территориальных центров госсанэпиднадзора непосредственно перед началом работы.

Согласно пункту 12.2. СанПиН 2.3.4.551-96, молочная продукция должна вырабатываться строго в соответствии с действующей нормативной документацией.

Ответственность за соблюдение технологических инструкций возлагается на мастеров, технологов, зав. производством и начальников цехов (участков).

В силу пункта 12.15. СанПиН 2.3.4.551-96, эффективность пастеризации должна контролироваться микробиологическим методом в соответствии с "Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности", а также химическим методом по ГОСТу 3623 "Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации".

Контроль эффективности пастеризации молока на каждом пастеризаторе проводится микробиологическим методом не реже 1 раза в 10 дней вне зависимости от качества готовой продукции. Пастеризация считается эффективной при отсутствии бактерий группы кишечных палочек в 10 куб. см молока и общем количестве бактерий до 10000 в одном куб. см молока.

Определение эффективности пастеризации химическим методом (ферментные пробы) должно проводиться из каждого резервуара после его наполнения пастеризованным молоком.

На переработку или на разлив молоко может быть направлено только после получения отрицательной реакции на фосфатазу.

Как следует из материалов дела, . при проведении административного расследования на производстве по переработке молока крестьянского фермерского хозяйства «Королев О.А.», выявлено нарушение вышеуказанных нормоположений, а именно:

показатели микробиологическое безопасности продуктов переработки молока не соответствуют требованиям приложения 4 к Федеральному закону № 88-ФЗ от 12.06.2008г. "Технический регламент молоко и молочную продукцию"

дезинфекционные средства, разрешенные для использования в пищевой промышленности, не представлены;

программа производственного контроля не представлена;

к работе допущены работники без медицинского осмотра, гигиенического обучения;

документы о профессиональной подготовке работников, занятых переработкой молока, должностные инструкции не представлены.

на входе в производственные помещение отсутствует дезинфицирующий коврик;

отсутствует умывальная раковина для соблюдения персоналом правил личной гигиены, устройство с дезразствором для обработки рук;

не представлены инструкции по санитарной обработке (мойка и дезинфекция) оборудования, аппаратуры, инвентаря, помещений;

микробиологический контроль мойки и дезинфекции оборудования не проводится;

не представлены технологические инструкции по приготовлению молока пастеризованного, каждого вида кисломолочной продукции, заквасок;

не представлена инструкция по определению эффективности пастеризации молока химическим методом.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт правонарушения и вина предпринимателя подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № 535 от 28.04.2012 г., протоколом осмотра от 25.04.2012, протоколами лабораторных исследований.

Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод, что в действиях предпринимателя Корелева О. А. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи  14.43. КоАП РФ.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных требований технических регламентов, защиты прав потребителей при производстве продукции.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства судом не установлено.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, ИНН 2724084440, КПП 272401001, ОКАТО 08409000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 14111628000016000140.

Порядок, сроки привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.

Исходя из вышеизложенного, Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, частью 1 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   

                                                    Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Королева Олега Александровича, 29.04.1960 года рождения, уроженца г. Асино, Томской области, проживающего по адресу: п. Эльбан, ул. 2-я Поселковая, 49 кв. 2, зарегистрированного 29.06.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 309270618000013, ИНН 270601784504, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ и подвергнуть его административному штрафу в размере 20.000 рублей  (двадцать тысяч рублей) в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через  принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                     Зверева А. В.

А73-6703/2012

Категория:
Другие
Статус:
Привлечь к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ)
Ответчики
Королев Олег Александрович
Суд
АС Хабаровского края
Судья
Зверева Анна Владимировна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее