Дело № 2-317/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» июня 2015 года с. Мамонтово
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Сильновой Т.Б.,
при секретаре: ФИО2,
с участием заявителя: ФИО6,
представителей заинтересованного лица: ФИО3, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО6 об оспаривании решения призывной комиссии Мамонтовского района
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Мамонтовского района. В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление на альтернативную гражданскую службу. Его убеждения окончательно сформировались ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО6 не хочет применять против людей оружие, менять свои убеждения не намерен. На заседании ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия оказывала на ФИО6 моральное давление, заставляли взять заявление на медицинскую комиссию. Заявление ФИО6 об альтернативной гражданской службе не рассматривалось. ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия отказала ФИО6 в замене военной службы альтернативной гражданской службой, в связи с нарушением сроков подачи заявления.
Данное решение призывной комиссии заявитель считает незаконным, так как нарушены его права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Комиссия имела право, не смотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на наличии у него убеждений, что является основным юридически значимым обстоятельством. Он в заявлении и на заседании комиссии обосновал свой выбор, изложил причины, побудившие его отказаться от военной службы.
На основании вышеизложенного, истец проситпризнать решение призывной комиссии Мамонтовского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой незаконным и отменить его. Обязать призывную комиссию Мамонтовского района вынести заключение о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В судебном заседании заявитель ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям указанным в заявлении, указав, что ему несколько раз давались отсрочки от прохождения военной службы по состоянию здоровья. После того как его сочли годным к военной службе, у него сформировались пацифистские взгляды, а именно: он против войн, не приемлет военную форму и распорядок дня. Призывная комиссия всячески нарушает его права, путаются вручить ему на медицинское освидетельствование, отказала в альтернативной гражданской службе. При отказе ему не были учтены медицинские заключения кардиологического центра. На призывной комиссии его не слушали, не вели протокол.
В судебном заседании председатель призывной комиссии ФИО3 суду пояснил, что действительно первоначально от ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой, однако поскольку им были нарушены сроки подачи такого заявления и уважительных причин для этого не усмотрелось, то ему комиссией было отказано на основании п. 4 ст. 12 закона «Об альтернативной гражданской службе».
В судебном заседании заместитель председателя призывной комиссии начальник отдела военного комиссариата Алтайского края по Мамонтовскому и Романовскому районам ФИО4 суду пояснил, что ФИО6 был поставлен на воинский учет в ДД.ММ.ГГГГ году. Ему неоднократно предоставлялись отсрочки от призыва в связи с состоянием здоровья. Каждый раз он присутствовал на заседаниях комиссии и ни разу не высказывал желания об альтернативной гражданской службе. В ДД.ММ.ГГГГ года он призывной комиссией Мамонтовского района был освобожден от призыва, однако решение комиссии было отменено краевой призывной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, на которой призывник присутствовал, ФИО6 был признан годным к военной службе. До ДД.ММ.ГГГГ никаких заявлений от ФИО6 о замене военной службы альтернативной гражданской службой в военкомат и призывную комиссию не поступало. Его заявление от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено на заседании призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку им были нарушены сроки подачи такого заявления без уважительных причин, то комиссия отказала в удовлетворении заявления. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подал заявление вторично о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой, которое было рассмотрено призывной комиссией Мамонтовского района ДД.ММ.ГГГГ года, и, поскольку им были нарушены сроки подачи такого заявления без уважительных причин, то, комиссия отказала в удовлетворении заявления. При этом, ФИО6 было неоднократно разъяснено, какие документы и в какие сроки необходимо собрать и предоставить, для разрешения данного вопроса.
Заслушав в судебном заседании заявителя ФИО6, представителей заинтересованного лица ФИО3, ФИО4, свидетеля ФИО7, изучив и проанализировав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.
В силу ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А. - годен к военной службе; Б. - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В. - ограниченно годен к военной службе; Г. - временно не годен к военной службе; Д. - не годен к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показания, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
Как следует из личного дела призывника с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 поставлен на воинский учет в призывной комиссии Мамонтовского района Алтайского края, категория годности Г. - временно не годен к военной службе.
С указанного времени ФИО6 неоднократно предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу. Решением призывной комиссии Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.23 п.1а Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» ФИО6 был освобожден от призыва.
Однако решением краевой призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение призывной комиссии Мамонтовского района от ДД.ММ.ГГГГ отменено, ФИО6 признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Мамонтовского района по результатам медицинского освидетельствования при призыве на военную службу признала ФИО6 годным к военной службе с незначительными ограничениями и приняла решение о его призыве на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подал заявление о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой, которое было рассмотрено призывной комиссией Мамонтовского района ДД.ММ.ГГГГ года, и, поскольку им были нарушены сроки подачи такого заявления без уважительных причин, то, комиссия отказала в удовлетворении заявления.
Оспаривая правомерность указанного решения призывной комиссии Мамонтовского района Алтайского края, ФИО6 указывает, что им было подано заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Положениями ст. 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой также в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. При этом как следует из содержания ст. 11 указанного Закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
В порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: - подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - также заявление); - рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; - явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; - явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрен порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
При проверке доводов заявителя о незаконности принятого комиссией решения о призыве его на военную службу, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в призывную комиссию Мамонтовского района с заявлением о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой в связи с его убеждениями, которые сформировались у него в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было предметом рассмотрения призывной комиссией Мамонтовского района Алтайского края, по результатам которого вынесено решение. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, ФИО6 отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ввиду нарушения срока подачи заявления.
Таким образом, призывная комиссия, принимая решение об отказе в замене заявителю военной службы альтернативной гражданской службой, руководствовалась п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
В документах, характеризующих личность призывника: анкете, листе изучения призывника, характеристиках, данных по месту учебы, анкете написанной заявителем лично, не указано на наличие у заявителя каких-либо убеждений, свидетельствующих о непринятии военной службы. Допрошенный в качестве свидетеля отец заявителя ФИО7 суду показал, что убеждения, свидетельствующие неприятии военной службы сформировались у сына в мае 2014 года, когда ему отказали в отсрочке от военной службы.
Заявление, представленное суду от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано администрацией Мамонтовского района Алтайского края.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявителем ФИО6 пропущен срок подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, при этом не было приведено доказательств уважительности причин пропуска этого срока.
Доводы жалобы о нарушении конституционных прав заявителя, оспариваемым отказом, суд находит несостоятельными.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 октября 2006 года N 447-О, срок обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, может быть восстановлен при его пропуске по уважительным причинам.
Однако, как видно из материалов дела и пояснений ФИО6 в суде, при обращении в призывную комиссию ДД.ММ.ГГГГ он пояснил, что не мог ранее подать заявление, поскольку он обжаловал решение Мамонтовского районного суда об отказе в удовлетворении его заявления об оспаривании решения призывной комиссии Мамонтовского района, поданное им ранее.
Доказательств подтверждающих уважительность пропуска срока ФИО6 не представил ни при обращении с заявлением в суд, ни при рассмотрении дела в ходе судебного разбирательства.
Доводы ФИО6 о том, что его убеждения, препятствующие несению военной службы по призыву, сформировались после истечения срока подачи заявления не могут быть приняты во внимание, поскольку под убеждениями понимается твердый, определенно устоявшийся взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении, сложившийся на протяжении длительного периода времени. Данная ссылка несостоятельна, поскольку неубедительна и не свидетельствует об уважительности пропуска срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подано ФИО6 с нарушением требований действующего законодательства. Призывной комиссией Мамонтовского района вынесено решение в соответствии с законом, а потому заявление ФИО6 о признании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░