Судья: Гапонова Е.М. Дело №33-2095/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2015 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Наместниковой Л.А., Рогожина Н.А.,
при секретаре Макешиной Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селезнева В.Н., Селезневой Т.Н. к администрации г. Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 28 мая 2015г., которым постановлено:
«Исковое заявление Селезнева В.Н., Селезневой Т.Н. к администрации г. Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности - удовлетворить частично.
Признать за Селезневым В.Н., Селезневой Т.Н. право на обеспечение их жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Орловской области от 06 декабря 2007г. № 727-03 (ред. от 06 марта 2013г.) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Селезневу В.Н. благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (он).
Обязать Администрацию г. Орла предоставить Селезневой Т.Н. благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (она).
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г.Орла Карасевой Е.В, поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу истцов Селезнева В.Н., Селезневой Т.Н. и их представителя Хохлова И.С., изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Селезнев В.Н. и Селезнева Т.Н. обратились в суд с иском к администрации г.Орла о признании права на получение жилья и предоставлении жилого помещения в порядке очередности.
В обоснование заявленных требований указывали, что они являются детьми, относящимися к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации Покровского района Орловской области от <дата>г. они были определены в школу-интернат и за ними была закреплена жилая площадь в <адрес>. В дальнейшем дом в <...> был признан не подлежащим капитальному ремонту и не пригодным для проживания, в связи с чем постановлением администрации Покровского района Орловской области № от <дата>г. был отменен п.2 Постановления Главы администрации Покровского района Орловской области от <дата>г. №. С 2005г. и 2007г. по настоящее время истцы проживают и обучаются в г.Орле.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просили суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию г.Орла предоставить им жилое помещение в порядке очередности в соответствии с указанным законом, то есть предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек каждому истцу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления жилья истцам нет.
Ссылается на то, что возраст истцов в настоящее время превышает 23 года, доказательств препятствий в реализации права на обращение в орган местного самоуправления до достижения ими 23 лет, в материалы дела не представлено.
Указывает, что администрация г. Орла не могла принять Селезневых на учет детей, имеющих право на предоставление жилых помещений, поскольку на дату обращения они стояли на учете в Покровском районе и только в ходе судебного разбирательства было принято постановление о снятии их с учета.
Считает, что вопрос о постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должен был рассматриваться в Покровском районе, в связи с нарушениями со стороны администрации Покровского района прокуратура Покровского района в интересах истцов обращалась в Покровский районный суд с иском о предоставлении им жилого помещения, однако Селезнев В.Н. и Селезнева Т.Н. отказались от иска в связи с отсутствием желания проживать в <...>, однако действующее законодательство не связывает волеизъявление лица с местом предоставления жилого помещения.
Полагает, что вопрос об обеспечении жильем Селезневой Т.Н. в силу действующего законодательства может быть рассмотрен только по завершении ею обучения в образовательном учреждении в 2016 году.
Ссылается на то, что истцы не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, не включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, в связи с чем удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению прав лиц, включенных в список и к невозможности исполнения судебного решения в связи с тем, что денежные средства на обеспечение истцов жильем не предусматривались в бюджете Орловской области.
Считает, что к участию в деле в качестве соответчиков должны быть привлечены Департамент финансов Орловской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с возложением на них обязанности по финансированию переданных государственных полномочий.
На заседание судебной коллегии не явились представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации Покровского района Орловской области, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиком, что Селезнева Т.Н., <дата> года рождения, и Селезнев В.Н., <дата> года рождения, относятся к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их родители умерли.
На основании постановления администрации Покровского района Орловской области № от <дата>г. Селезнева Т.Н. и Селезнев В.Н. направлены в школу-интернат. За ними была закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес> (л.д. 6).
Постановлением администрации Покровского района Орловской области № от <дата> Селезневы Т.Н. и В.Н. были признаны нуждающимися в приобретении жилого помещения и поставлены в льготную очередь (л.д. 76 об.). <дата> в указанное постановление были внесены изменения, и постановлено принять Селезнева В.Н. и Селезневу Т.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 73 об. – 74).
Постановлением администрации Покровского района Орловской области от <дата>г. № постановление главы администрации Покровского района Орловской области от <дата> № был отменено в части закрепления за несовершеннолетними Селезневыми жилой площади в <...>, поскольку жилой дом не подлежит капитальному ремонту, в существующем состоянии считается непригодным для проживания, что следует из заключения межведомственной комиссии Покровского района о признании помещения непригодным для использования № от <дата> (л.д.7, 40).
Установлено, что истцы обращались в администрацию г. Орла с заявлением о принятии их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет, между тем, в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что им необходимо обратиться с данным вопросом в администрацию Покровского района Орловской области.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением администрации г.Орла в адрес Селезневых Т.Н. и В.Н. № от <дата>г. (л.д. 8).
Кроме того, Селезневой Т.Н. <дата>г. было сообщено администрацией г. Орла, что у последней отсутствуют законные основания для предоставления ей жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот, в связи с тем, что она в судебном заседании <дата>г. отказалась от иска к администрации Покровского района Орловской области о предоставлении жилого помещения, что администрация Вышне-Туровецкого сельского поселения должна предоставить ей жилое помещение взамен непригодного к проживанию (л.д. 9).
Согласно письмам Отдела по управлению муниципальной собственностью администрации Покровского района от <дата>г. №№ и № жилые помещения по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения истцам не предоставлялись (л.д. 18,19).
Из справок №№ и № от <дата>, выданных администрацией Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области следует, что Селезнева Т.Н. и Селезнев В.Н. не имеют на территории указанной администрации жилья и на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят в связи с тем, что денежных средств для приобретения жилья в администрации сельского поселения нет (л.д. 38).
В ходе разбирательства судом установлено, что преимущественным местом проживания Селезневых Т.Н. и В.Н. является г.Орел. Данный факт подтверждается, как пояснениями истцов, так и письменными доказательствами по делу.
Так, из свидетельства № о регистрации по месту пребывания следует, что Селезнева Т.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с <дата> по <дата>г. (л.д. 54).
В последующем она обучалась в Сельскохозяйственном техникуме ФГОУ ВПО Орел ГАУ и проживала в общежитии по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой № от <дата> (л.д. 112).
Из договора № найма жилого помещения в студенческом общежитии от <дата> следует, что с <дата> по <дата>г. Селезнева Т.Н. проживала в общежитии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет» по адресу: <адрес>
В период времени с <дата> по <дата>г. Селезнева Т.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> что следует из свидетельства № от <дата>г. (л.д. 56).
Селезнев В.Н. с <дата> по <дата> находился на полном государственном обеспечении, являясь воспитанником ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Некрасовская школа-интернат» (л.д. 100).
С <дата> по <дата> он обучался в ОГОУ СПО «Орловский техникум технологии и предпринимательства им. Русанова», и в период времени с <дата> по <дата> был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № (л.д. 56).
<дата> Селезнев В.Н. убыл для прохождения военной службы также из г. Орла по направлению Железнодорожного РВК, что следует из копии военного билета, имеющегося в материалах дела (л.д. 42-45).
То обстоятельство, что истцы по договору найма снимали жилые помещения, расположенные в г. Орле, подтверждается показаниями свидетеля Ц.А.В., допрошенной в судебном заседании в суде первой инстанции.
Постановлением администрации Покровского района Орловской области № от <дата>г. Селезнева Т.Н. и Селезнев В.Н. были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Покровском районе на основании их заявлений (л.д. 125).
Жилых помещений на праве собственности Селезневы Т.Н. и В.Н. не имеют, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, судом при рассмотрении дела было установлено, что по окончании обучения жилье истцам, как лицам, оставшимся без попечения родителей, предоставлено не было, проживая длительное время в г. Орле, на учет нуждающихся в получении жилого помещения по данной категории Селезневы в г. Орле своевременно поставлены не были, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении уполномоченными органами обязанностей по защите прав истцов, как лиц, оставшихся без попечения родителей.
Приняв во внимание изложенное, в также то, что постоянным местом жительства для истцов является город Орел, учитывая, что иного жилья, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма Селезневы не имеют, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании за ними права на обеспечение жилым помещением, и возложении на администрацию г. Орла обязанности предоставить каждому из них благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору специализированного найма на состав семьи один человек.
По указанным основаниям является несостоятельной и не влечет отмену решения ссылка в жалобе администрации <адрес> на отсутствие оснований для постановки истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления жилья ввиду превышения 23-летнего возраста и отсутствия доказательств невозможности обращения в орган местного самоуправления до достижения ими 23 лет.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. Собранными доказательствами по делу установлено, что причиной несвоевременной постановки на учет в г. Орле Селезневых явилось ненадлежащее выполнение обязанностей по защите их прав администрациями образовательных учреждений, в которых они обучались.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. В связи с чем судебная коллегия считает, что жилое помещение Селезневым должно быть предоставлено с момента возникновения у них такого права.
Необоснованными являются доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе о том, что вопрос о постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должен был рассматриваться в Покровском районе.
Так, истцы Селезневы длительное время проживают в г. Орле, обратного стороной ответчика не представлено. Поскольку единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, федеральным законодательством названо место жительства этих лиц, а Селезневы Т.Н. и В.Н. проживают в г. Орле, то обязанность по предоставлению жилого помещения обоснованно возложена судом на администрацию г. Орла.
Ссылка в жалобе на то, что истцы не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, не включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, в связи с чем удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению прав лиц, включенных в список, несостоятельна.
Положения вышеприведенных норм не устанавливают очередности внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан. Указание на формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о необходимости участия в деле в качестве соответчиков Департамента финансов <адрес>, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с возложением на них обязанности по финансированию переданных государственных полномочий является необоснованным, поскольку круг лиц, участвующих в деле, был определен судом первой инстанции верно, а исковые требования предъявлены к администрации г. Орла.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В оспариваемом решении судом дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в обоснование своих требований. Однако, несогласие с указанной оценкой не может повлечь отмену решения. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доводы жалобы направлены на иное толкование норм права, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 28 мая 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий Л.И.Курлаева
Судьи Л.А.Наместникова
Н.А.Рогожин